«Поиграем в сказку...»: опыт применения технологии «Сказкотерапия» в работе по формированию разных сторон речи у детей
Технология «Сказкотерапия» может применяться в работе учителя-логопеда, несмотря на то, что в большей степени она является психологической технологией.
Данную технологию автор статьи успешно внедрила в работу с детьми с нарушениями речи в условиях логопедического пункта. Технология была реализована в двух аспектах: обучающие логопедические сказки и обучение детей сочинению сказок.
Играя с детьми в сказки, учитель-логопед решала ряд важнейших задач:
- С детьми быстрее устанавливался эмоциональный контакт, и даже замкнутые дети с интересом включались в игру в сказки.
- У детей легко и непринужденно создавалось радостное ожидание увлекательной деятельности, возникало доверие к педагогу.
- Было активизировано речевое общение детей.
- В процессе игры в сказку на детей с нарушениями речи оказывалось ненавязчивое воспитательное воздействие.
- У детей совершенствовалась фонетическая сторона речи, активизировался и расширялся словарный запас, осуществлялось формирование диалогической и монологической форм речи.
Для коррекции фонетической стороны речи учителем-логопедом были созданы обучающие сказки: «Удивительный технопарк или как Рома научился «рычать» и «Как лисенок научился говорить плавно и спокойно». В процессе знакомства со сказкой «Удивительный технопарк или как Рома научился «рычать» дети выполняли ряд упражнений, подготавливающих их артикуляционный аппарат к постановке звука [Р], затем данный звук вызывался в игровой сказочной форме и закреплялся.
Слушая и смотря театрализованную сказку «Как лисенок научился говорить плавно и спокойно», дети были вовлечены в речевую деятельность, усваивали правила общения с другими людьми, упражнялись в плавной и спокойной речи, поскольку данная сказка была направлена на профилактику заикания.
Логопедическое обучение сочинению сказок детей старшего дошкольного возраста проходило в несколько этапов.
На первом этапе знакомства со сказкой автор статьи рассказывала детям уже существующие сказки и показывала иллюстрации к ним, проводила беседы по содержанию сказок.
После первичного знакомства со сказкой учитель-логопед учила детей анализировать тексты сказочного содержания. В ходе беседы по прослушанной сказке дети отвечали на вопросы:
- О ком говорилось в сказке?
- Что хотел сделать (чего добиться) главный герой?
- Каковы черты, характер главного героя вы заметили?
- Кто помогал, а кто мешал главному герою? Почему?
- Чего добился главный герой?
Беседа по содержанию каждой сказки завершалась ее пересказом. Для этого был организован плавный переход к самостоятельному пересказу сказки. Сначала педагог предлагала детям ответить на ее вопросы по содержанию сказки полными предложениями. Затем детям предъявлялся картинный план для пересказа сказки (или схема, или мнемотаблица, или серия картинок). С помощью такой наглядной опоры один из детей рассказывал сказку еще раз. И лишь после этой тщательно подготовленной и проведенной работы учитель-логопед предлагала одному из детей рассказать сказку самостоятельно, без наглядной опоры. Слушающие дети оценивали повествование рассказчика: правильно ли переданы основные события в сказке, интересно ли было слушать выступающего, что понравилось больше всего.
Далее следовала работа по подготовке к театральной постановке сказки. Дети под руководством педагога играли в подготовительные игры: «Встречи разных героев», «Звукорежиссеры», «Перевоплощение». Широко применялись театральные этюды.
Кроме того, учитель-логопед изготавливала необходимые атрибуты: маски, кукол, костюмы или элементы костюмов и др.
Постановка сказок осуществлялась через разные виды театров: кукольный, театр масок, пальчиковый, театральные постановки.
В зависимости от выбора вида театра игры-драматизации проходили по-разному.
1. Ребенок или дети разыгрывали знакомые сказки. Чаще это были сказки, не требующие большого количества ролей – 2-3. Партнером по игре в сказку мог быть и учитель-логопед, и другой ребенок.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывали сказку перед оставшимися детьми в группе. Учитель-логопед вместе с воспитателем группы помогала, направляла артистов, показывала те или иные выразительные жесты и движения.
3. Затем детям предлагалось изменить разыгранную сказку: добавить или убрать тех или иных персонажей, изменить конец сказки по своему замыслу.
4. Еще одним видом игры в сказку было разыгрывание и моделирование сказки по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек (кукол бибабо, персонажей пальчикового театра).
Так, постепенно обучая, учитель-логопед подводила детей к творческому рассказыванию сказки.
Нередко отработанную таким образом сказку участники игры-драматизации показывали детям других, более младших групп.
На основе всей проделанной работы осуществлялось обучение детей сочинению и иллюстрированию сказок. Перед созданием дошкольниками сказок собственного сочинения автор статьи играла с детьми в подготовительные игры «Назови героя», «Расскажи и покажи действия героя», «Волшебники и их волшебные предметы», «Сказочные слова» и другие игры.
Результатом такой совместной деятельности взрослых и детей стали коллективные и индивидуальные сказки.
Таким образом, применение технологии «Сказкотерапия» в коррекционно-логопедической работе с детьми было успешным и помогло в увлекательной, интересной форме научить детей вступать в диалог, выступать с монологом перед другими детьми, сочинять сказки и иллюстрировать их, а также совершенствовалась фонетическая сторона речи детей.
Куликова Ирина Геннадьевна
Пархоменко Надежда Сергеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Пархоменко Надежда Сергеевна