Статья «Пособия и игры в кабинете психолога отделения дневного пребывания детей-инвалидов»

Пособия и игры в кабинете психолога
отделения дневного пребывания детей-инвалидов
Свершилось, я наконец-то добралась до компьютера с целью рассказать вам о тех пособиях и играх, которые использую в своей работе. Список их внушителен. Вообще очень люблю покупать разнообразные любопытные, интересные и полезные игрушки, которые к тому же могут привлечь внимание ребенка.
В моем кабинете собраны на данный момент следующие пособия и развивающие игры:
- пирамидки, бочонки,
- геометрические бусы и другие сортеры,
- различные конструкторы (конструктор-липучка, мозаики, магнитный конструктор, кубики в виде геометрических фигур, танграм и др.),
- паззлы, шнуровка,
- фланелеграф с пособиями из фетра,
- магнитная доска с магнитными фигурками,
- счетный материал из дерева, пластмассы и др.,
- песок, крупа, макароны, рис и другие сыпучие материалы,
- карточки Домана, карточки на развитие знаний об окружающей среде,
- развивающие игры («Мемо», «Магнитная мозаика», игры-бродилки, «Времена года», «Сад-огород», «Животные» и др.),
- кукольный театр,
- сенсорные игрушки и пособия для занятий АФК,
- книги (объемные, музыкальные, с окошками, с развивающими карточками)
- коллекция фигурок из «Киндер-сюпризов, пупсы, мягкие игрушки.
Итак, данные пособия я использую в основном для развития познавательной сферы детей-инвалидов. И это самый большой пласт в работе психолога. Рекомендации по проведению занятий на развитие когнитивной сферы сводятся к следующему: они должны идти от простого к сложному и не занимать много времени.
В среднем за занятие даю до пяти пособий (в зависимости от самого ребенка, его настроения в этот день, а также в зависимости от сохранности интеллекта малыша). Из них на развитие познавательной сферы приходится 1-3 задания, на развитие эмоционально-волевой сферы – 1-2 задания. В течение года это соотношение может меняться.
Оптимальный вариант проведения занятий в нашем отделении – небольшие динамичные упражнения по 3-5 минут, а между ними разминки по 1-3 минуты.
Такие занятия с пособиями развивают восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую и общую моторику. Психологом создаются условия, в которых ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный опыт. И это особенно важно для детей-инвалидов, у которых опыт действий с предметами обеднён.
Вот фотографии некоторых пособий и игр:
1. Кукольный театр
2. Всевозможные паззлы.
3. Сортеры
4. Сенсорные игрушки и пособия для занятий АФК
5. Танграм
6. Разнообразные книги (объемные, музыкальные, с окошками, с развивающими карточками)
7. Транспорт (объемный для сюжетных игр, в виде шнуровки)
8. Мозаики
9. Коллекция магнитов
10. Развивающие игры
11. Пособия из фетра, игры на глянце, тематические пособия с карточками
12. Шнуровки, игры-липучки, мини-лего, фигурки животных, людей, игрушек, счетный материал, игры на балансировку и т.д.
Конечно же, все эти пособия пригодятся и для игр с нейротипичными детьми, например, дома или в детском садике. Коллекция моих пособий периодически пополняется. В этом помогают магазин Фикспрайс, интернет-магазин Валдберис и некоторые небольшие палатки нашего города. При приобретении новых игр каждый раз я чувствую какое-то приближение к детству, что ли. Становится радостно и тепло уже в момент покупки. Особенно если учесть тот факт, что нашим детишкам нравятся любые новые пособия, даже недорогие. И всегда они рассматривают их с интересом, а детки с сохранным интеллектом рассказывают мне как лучше использовать то или иное пособие. И должна сказать, что к их советам я всегда прислушиваюсь. Ведь кому, как не детям, знать лучшие варианты игр!
Куликова Ирина Геннадьевна
Едунова Любовь Михайловна
Соколова Елена Борисовна
Едунова Любовь Михайловна