Проектно-исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста «Дружим с буквами»
Пояснительная записка к презентации
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
Проект "ДРУЖИМ С БУКВАМИ"
Актуальность проекта.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе и предупреждение ошибок в чтение и письме. Обучение будет более успешным в том случае, если ребёнок станет заинтересованным, мотивированным и активным исследователем. В связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Дружим с буквами».
Цель проектно-исследовательской деятельности – формирование положительной мотивации и интереса у детей к изучению букв русского языка.
Задачи проекта:
Уточнение графического образа букв.
Развитие пространственного восприятия при рассматривании расположения элементов букв.
Развитие у детей фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.
Развитие познавательной активности, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
Развитие творческих способностей у детей.
Ознакомление детей со стихами, рассказами о буквах. Пробудить у детей желание научиться читать художественную литературу.
Совершенствование умения работы с карандашами при письме букв.
Формирование навыков общения и сотрудничества в коллективе с детьми и взрослыми.
Возрастная группа, характеристика группы: к участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста, подготовительной группы №11 их родители. В проекте принимали и дети с речевыми проблемами:Фонетическое нарушение речи, Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии, билингвизм. Поэтому, в проекте активно использовались логопедические приёмы и методы.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Проект: среднесрочный.
Объект исследования:БУКВА.
История происхождения буквы.
Из каких элементов состоит.
Звуковое оформление.
В каких словах встречается.
Создание макета буквы.
Игры с буквами.
Знакомство со стихотворениями, загадками про буквы.
Сочинение сказки про букву и т.д.
Ожидаемые результаты:
Повышение у детей познавательной активности к ознакомлению с буквами, запоминание их, к чтению.
Создание единой проектно-исследовательской группы ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ.
Создание общей групповой книги «Весёлый алфавит».
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)
Изучение теоретических аспектов проблемы.
Определение цели, задач и ожидаемых результатов.
Подбор форм работы с участниками проекта.
Тематическое планирование.
Подбор материала, игр, заданий для исследовательской деятельности.
2 этап-основной. Непосредственно исследовательская деятельность участников проекта.
Проведение занятия-путешествия «Как буква к нам пришла». Ребята узнали историю возникновения букв от наскальных рисунков до современной азбуки. Детям было предложено, как в старые времена написать специальными палочками-писалами на пластилиновых дощечках, расшифровать пиктографическое письмо-сказку. (см Презентацию)
В торжественной обстановке каждому участнику проекта вручалась своя буква с определёнными заданиями, которые предстоит выполнить. Примеры игровых заданий:
-На что похожа буква,
-Собери букву из материалов (мозаика, палочки, шишки и т.д.),
-Собери пазл буквы,
-Допиши букву,
-Письмо буквы по воздуху,
-Письмо буквы на ладошке,
-Раскрась (заштрихуй, обведи по точкам) букву
-Найди букву на рисунке,
-Лабиринты букв,
-Найди букву среди остальных букв,
-Придумай слова с определенной буквой,
-Собери слово из букв,
-Определи позицию звука,
-Отгадай загадку про букву,
-Послушай стихотворение (рассказ) и назови слова с буквой,
-Сочини сказку про букву и т.д.
3 этап - заключительный. Презентация работы. Проведение праздника «Баба Яга против Весёлой Азбуки».
Конспект праздника «Баба Яга против Весёлой Азбуки».
Цель: подвести итог проектно-исследовательской деятельности детей, создать эмоционально-положительное настроение от проделанной работы.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о буквах, звуках, закрепить навыки звукового синтеза и анализа.
Развивать внимание, словесно-логическое мышление.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: проектор, экран, презентация, Веселая Азбука, Баба Яга.
Ход праздника.
1В. –Ребята , мы сегодня собрались в этом зале, чтобы подвести итог нашей проектной деятельности. Чему научились? Что больше запомнилось? А сейчас послушайте ваших друзей.
2Дети: Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать! (В. Берестов)
3В. –Ребята, а что надо знать, чтобы научиться читать? (буквы)
4Дети:Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах…
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
5В. –Внимание на экран. Предлагаю вспомнить, как начинался наш проект «Дружим с буквами»
6(Под музыку вбегает Баба Яга)
Б.Я-Так-с, так-с, так-с! Меня не ждали!
И к себе не зазывали.
"Пусть старушка посидит на печи,
И лопает одна сухие калачи!
Где это видано, где это слыхано,
Чтоб со старшими так обращались,
И на праздники они не приглашались?
В: У тебя, дорогая Яга, мы все просим прощения!
Прими же от нас извинения!
В знак глубочайшего к тебе уважения!
Оставайся на нашем празднике. У нас, как раз сейчас будет викторина.
7Викторина по сказкам
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.)
13. Кот в шляпе. ( Кот в сапогах)
8Загадки про буквы.
Айболиту все сперва
Говорили букву ...
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ...
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква ...
Давно известно детям всем:
Корова знает букву ...
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву ...
Целый час жужжит уже
На цветочке буква ...
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву ...
Для шипенья хороша
В алфавите буква ...
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква ...
Баба Яга: (в сторону) –Да, пока никто не видит, украду-ка я Весёлую Азбуку. (забирает книгу и убегает)
9.В. –Ребята, Баба Яга убежала, но оставила письмо. Внимание на экран. (Презентация) Письмо Бабы Яги: Вашу книгу унесла в избушку на курьих ножках. Если хотите вернуть Весёлую Азбуку, то надо пройти испытания и выполнить мои задания. Баба Яга.»
10.Задания Б.Я. для детей:
-Помоги клоуну собрать мячики с гласными буквами. Сколько гласных в русском алфавите?
-Мы попали в зоопарк. Назовите животных, названия которых начинаются с согласных.
-Найдите букву среди остальных букв.
-Сложите из предложенных букв слово.
-Найдите буквы на сюжетной картинке.
-Какая буква пропущена в слове?
-Разгадайте ребусы.
11.Выходит Б.Я. под музыку.
В.-Б.Я., мы все твои задания выполнили.
Б.Я. –Да, я внимательно слушала все ваши ответы. Вы, действительно заслужили Весёлую Азбуку. Ну а меня простите, я больше не буду вредничать.
В.-Б.Я. оставайся с нами танцевать.
В конце праздника дети исполняют танец весёлых утят.
Результаты Проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» по теме: «ДРУЖИМ С БУКВАМИ»
У детей повысилась познавательная активность к ознакомлению с буквами, запоминанию их, чтению.
Работа над проектом сплотила коллектив ДЕТИ-ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛИ.
Создана Весёлая Азбука
В презентации использованы фотографии детей с письменного согласия родителей (см ниже)
Презентация проекта "Дружим с буквами"
PPTX / 13.71 Мб
Шабанова Алёна