Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Играем, размышляем, познаём»
Программа дополнительного образования ДОУ
«ИГРАЕМ, РАЗВИВАЕМ, ПОЗНАЁМ»
Коррекционно-развивающие занятия
на развитие высших психических функций у детей 6-7 лет
с использованием компьютерных обучающих игр.
Пояснительная записка.
Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день представляют собой неотъемлемую часть современного дошкольного образования. Педагогу доступен довольно разнообразный выбор ИКТ для осуществления образовательного процесса. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудиовизуальное оборудование. Использования компьютера в качестве средства формирования личности, для развития и реализации творческих способностей ребенка, обогащения и коррекции интеллектуальной сферы дошкольника - позволяет расширить границы педагогических возможностей в дошкольном образовании, создает фундамент для воспитания информационной культуры и взаимодействия детей с компьютерными обучающими программами.
В соответствии с ФГОС к требованиям к развивающей предметно-пространственной среде использование компьютерных обучающих игр в работе дошкольных учреждений:
• Обеспечивает возможность совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста), а также возможность для уединения.
• Обучающие компьютерные игры доступны для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Что актуально с точки зрения инклюзивного образования.
• ПК-игры позволяют задавать уровень сложности для выполнения игрового упражнения в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
• Взаимодействие с игровыми тренажерами вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность и предоставляет возможность для самовыражения.
• Компьютерные программы вызывают у детей положительные эмоции, успешное прохождение игрового уровня, а в случае ошибки возможность переиграть, обеспечивают эмоциональное благополучие во взаимодействии с ПК-играми.
Игровая деятельность занимает ведущее место в жизни дошкольника. Компьютерные игры обучающего характера, где обучающая задача скрывается от играющих детей за интерактивностью и решением игровых задач, на сегодняшний день является актуальным направлением в системе дошкольного образования. Если изначально ребенка привлекает сам процесс игры, то уже в старшем дошкольном возрасте на первый план выходит достижение поставленной в игре цели и получение высоких результатов.
Таким образом, компьютерные игры с научно-методической точки зрения выступают как средство развития способностей (творческих, интеллектуальных и т. д.), как форма организации детской деятельности (игровая, учебная) и как вид деятельности (познавательная, художественно-эстетическая и т. д.). Педагогу необходимо своевременно планировать и использовать компьютерные игры в образовательном процессе ДОУ, особое внимание уделяя соблюдению требований СаНпиН и целесообразности использования игр данного типа.
Преимущества применения ИКТ в коррекционной работе.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью (совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий на компьютере).
Например, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия.
Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития.
Компьютерные технологии позволяют предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению» (Ж.А. Тимофеева, 1997).
Компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Занятия на компьютере имеет большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук (в процессе выполнения задания ребенку необходимо научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь».)
Выполнение компьютерных упражнений способствует формированию и развитию совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Вывод: применение компьютерных технологий в процессе коррекционного обучения позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития детей .
Индивидуальные занятия содержат развивающие упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
Каждое занятие включает в себя 6 упражнений.
на развитие логического мышления;
на развитие пространственного мышления;
на развитие памяти;
на развитие внимания;
на развитие наглядно-образного мышления.
на развитие произвольного внимания.
Все задания разбиты на 32 занятия. В каждом занятие 6 упражнений. Каждое упражнение содержит подробную инструкцию. Длительность одного занятия 15-20 минут.
При выполнении упражнения ребенок должен объяснить условие задания (как он их понял). Затем ребенку дается время для решения упражнения. Свой ответ он обязательно должен обосновать, объяснив, почему именно им сделан такой выбор.
После каждого занятия проводится гимнастика для глаз, с целью снижения напряжения зрительного анализатора.
Цель программы: развитие и коррекция высших психических функций, активизация познавательной деятельности.
Предмет психокоррекции: когнитивная сфера.
Объект психокоррекции: дети 6-7 лет
Объем программы:
32 индивидуальных занятия по 2 ребенка в день.
Продолжительность одного индивидуального занятия – 20-25 минут
Задачи: - коррекция и развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, пространственных представлений; коммуникативной функции речи:
развитие и укрепление мелкой моторики пальцев рук;
развитие произвольности поведения;
снятие эмоционального напряжения.
Форма работы: индивидуально.
Оборудование для индивидуальных занятий:
ПК с развивающими методиками в соответствии с возрастом, психологического центра «Адалин»
Критерии эффективности:
В начале учебного года: диагностика уровня развития высших психических функций - констатирующий эксперимент.
В середине года для выявления динамики реализации программы.
В конце учебного года: повторная диагностика уровня развития высших психических функций – формирующий эксперимент.
Содержание индивидуальных занятий.
Занятие 1.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Наложение фигур»
Цель: Развитие восприятия и памяти.
Упражнение «Игра с двумя обручами»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие внимания и пространственного мышления.
Упражнение «Поиск заданной последовательности»
Цель: Развитие произвольного внимания.
Занятие 2.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Вазы»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Автобус со зверятами»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди такой же предмет, как образец»
Цель: Развитие внимания.
Занятие 3.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Найди недостающую часть квадрата»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 4.
Упражнение «Продолжи узор»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Домик с окошками»
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Змея»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Занятие 5.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Раскрась все треугольники на картинке»
Цель: Развитие внимания и восприятия.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение « Раскрась птичку по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие внимания и наглядно-образного мышления.
Занятие 6.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Ёлочные шары»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Поезд с детьми»
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 7.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Найди недостающую часть квадрата»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Улитка»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Занятие 8.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Раскрась картинку по образцу»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
3. Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Домик с окошками»
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие внимания и наглядно-образного мышления.
Занятие 9.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Тарелки»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Раскрась по памяти картинку»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 10.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Найди недостающую часть квадрата»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие внимания и наглядно-образного мышления.
Занятие 11.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Раскрась картинку по образцу»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Домик с окошками»
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 12.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Зеркала»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Раскрась по памяти картинку»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие внимания и наглядно-образного мышления.
Занятие 13.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Найди недостающую часть круга»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 14.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Раскрась картинку по образцу»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Раскрась по памяти картинку»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие внимания и наглядно-образного мышления.
Занятие 15.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Раскрась картинку по образцу»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из трех элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 16.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Наложение фигур»
Цель: Развитие восприятия и памяти.
Упражнение «Игра с двумя обручами»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие внимания и пространственного мышления.
Упражнение «Поиск заданной последовательности»
Цель: Развитие произвольного внимания.
Занятие 17.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Тарелки»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Раскрась по памяти картинку»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 18.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Тарелки»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Раскрась по памяти картинку»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 19.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Ёлочные шары»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Поезд с детьми»
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 20.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Найди недостающую часть квадрата»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие внимания и наглядно-образного мышления.
Занятие 21.
Упражнение «Продолжи узор»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Домик с окошками»
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Змея»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Занятие 22.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Раскрась картинку по образцу»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из трех элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 23.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Тарелки»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Раскрась по памяти картинку»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 24.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Наложение фигур»
Цель: Развитие восприятия и памяти.
Упражнение «Игра с двумя обручами»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие внимания и пространственного мышления.
Упражнение «Поиск заданной последовательности»
Цель: Развитие произвольного внимания.
Занятие 25.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Раскрась картинку по образцу»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Домик с окошками»
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 26.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Найди недостающую часть квадрата»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 27.
Упражнение «Продолжи узор»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Домик с окошками»
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Змея»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Занятие 28.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Раскрась все треугольники на картинке»
Цель: Развитие внимания и восприятия.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение « Раскрась птичку по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие внимания и наглядно-образного мышления.
Занятие 29.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Зеркала»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Раскрась по памяти картинку»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие внимания и наглядно-образного мышления.
Занятие 30.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Найди недостающую часть круга»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу по памяти»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Занятие 31.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Раскрась картинку по образцу»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Раскрась по памяти картинку»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие внимания и наглядно-образного мышления.
Занятие 32.
Упражнение «Фабрика»
Цель: Развитие произвольного внимания и умение действовать по заданному образцу .
Упражнение «Тарелки»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
Упражнение «Последовательность из двух элементов»
Цель: Развитие логического мышления.
Упражнение «Раскрась по памяти картинку»
Цель: Развитие памяти и внимания.
Упражнение «Кубики»
Цель: Развитие пространственного и логического мышления.
Упражнение «Заполни таблицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Список литературы:
1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» //: Федеральный Институт Развития Образования (раздел: ФГОС ДО – нормативные документы)
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.
3. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014. – 96 с.
4. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников / Ю.М. Горвиц // Информатика и образование. - 1990. - №4. - С.100-106.
5. Горвиц Ю.М. Кому работать с компьютерами в детском саду / Ю.М. Горвиц, Л.В Поздняк //Дошкольное воспитание. - 1997. - №5. - С.92-95.
6. Горвиц, Ю.М. Зачем нужны компьютеры в детском учреждении?/ Ю.М. Горвиц // Информатика и образование. - 1994. - № 3. - С. 99-103.
7. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры / В.В. Грамолин // Информатика и образование. – 1994. - № 4. - С. 63-65.
8. Гуляева Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е.В. Гуляева, Ю.А. Соловьева // Психологическая наука и образование. 2012. - №2. – C. 5-12.