Программа дополнительного обучения чтению по методике Н.А.Зайцева: Кружок «Читайка» для детей 5-7 лет

0
0
Материал опубликован 8 April 2020

Принято собранием

педагогического совета

МБОУ «Заостровская СШ»

структурное подразделение

«Детский сад с. Заостровье»

Протокол №

от___________________2019г.


Утверждено:

зам. директора по ДО

Поповой Т.Ю.

_____ /_____________/

ФИО












ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

по методике Н.А.Зайцева

кружок «Читайка»



для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Срок реализации программы: 1 год







Автор-составитель программы:

учитель-логопед

первой квалификационной категории

Коноваленко И.Н.








ОГЛАВЛЕНИЕ


стр.

1. Пояснительная записка 3-4

2. Содержание дополнительной образовательной программы 5-7

3. Учебно-тематический план 8-10

6. Список литературы 11

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева

«Обучение чтению детей дошкольного возраста»


«Чтение – это один из истоков мышления

и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)

Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времён Древнего Рима.

Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.

Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.

Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:

На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;

Обогащается словарный запас;

Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);

Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;

Раннее чтение влияет на грамотность.

Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.

Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы кружка по раннему обучению чтению детей «Читайка».


Цель:

обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению.


Задачи:

Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

Овладевать техникой складового чтения.

Формировать умение «печатать склады и слова в тетради.

Стимулировать познавательный интерес к чтению.

Режим занятий: один раз в неделю в течение 8 месяцев.


Срок обучения: 33 занятия


Категория участников: подготовительной группы.


Ожидаемые результаты:

Сформированный навык осознанного чтения.

Проявление интереса к чтению, уважение к книге.









Содержание программы


Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 5 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 1 раз в неделю, с группой детей, не превышающей 5 человек, в логопедическом кабинете с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.

Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.

Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.


Этапы обучения дошкольников чтению

(по методике Н.А.Зайцева)


I этап - подготовительный (5 часов).

Цель: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.

На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

Задачи I этапа:

Введение ребёнка в знаковую систему:

а) знакомство со складом;

б) выделение и показ определённого склада;

в) графическое оформление склада;

г) классификация складов.

Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.


II этап – основной (15 часов).

Цель: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам.

Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.

Задачи II этапа:

Овладение техникой складового чтения:

а) «написание» слов по таблице и кубиками;

б) выделение ударного склада;

в) усвоение правила написания слов с большой буквы;

г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.

Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.

Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.


III этап – итоговый (12 часов).

Цель: научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге и мелом на доске.

Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.

Задачи IV этапа:

Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».

Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.

Стимулирование познавательного интереса к чтению.























Тематическое планирование занятий



Дата проведения

Содержание занятия

I этап – подготовительный (5 часов)

1.


01.10.19






1.Показ и совместное с детьми обследование

кубиков, показ наполнителя.

2.Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

3.Игра «Классификации»

4.Игра «Паровоз»

5.Коллективное выкладывание имен детей из кубиков.

2.

08.10.19

1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости.

2.Коллективное выкладывание имен детей из кубиков.

3.Упражнение «Поющие башенки», «Говорящие башенки»

4. Игра «Паровоз»

3.

15.10.19

1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости.

2.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости.

3.Игра «Смешные слова»

4. Игра «Паровоз»

4.

22.10.19

1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости.

2. Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости.

3.Упражнение «Письмо слов по таблице 1»

4.Игра «Поездка»

5.

29.10.19

1. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости.

2. Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости.

3.Упражнение «Загадки»

4.Игра «Любимая игрушка»

II этап – основной этап(15 часов)

6.

05.11.19

1.Игра «Паровоз»

2. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости.

3.письмо имен близких родственников и своих фамилий по таблице 1 (индивидуально)

4.Игра «Обед»

7.

12.11.19

1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости.

2.Упражнение «Письмо слов по таблице 1»

3.Игра «Угадай-ка» выбор из 4

4.Работа со складовыми картинками

8.

19.11.19

1. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости.

2.Игра «Братики»

3.Написание имен родителей из кубиков с проставлением ударения и кубиков с ЗБ

4.Игра «Посмотри и повтори»

5.Упражнение «Кто сядет на стульчик?»

6. Работа со складовыми картинками

9.

26.11.19

1. Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости.

2.Упражнение «Где такой склад?»

3.Игра «Кондитерская»

4. Работа со складовыми картинками

10.

03.12.19

1.Игра «Чудесный мешочек» с кубиками

2.Игра «Сварим суп»

3. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости.

4. Работа со складовыми картинками

11.


10.12.19

1.Командная игра

2. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости

3.Игра «Подарок на день рождения»

4.Письмо имен и фамилий детей кубиками

5. Работа со складовыми картинками

12.

17.12.19

1.Игра «Кубики разбежались»

2.Упражнение «Прочитай кубик у соседа»

3.Игра «Задуманное слово»

4. Работа со складовыми картинками

13.

24.12.19

1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости

2. Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости

3.Игра «Задуманное слово»

4.Игра «Угадай-ка»: выбор из 6

5. Работа со складовыми картинками

14.

14.01.20

1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости

2.Игра «Твое словечко»

3.Игра «Найди заданный кубик»

4. Работа со складовыми картинками

15.

21.01.20

1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости

2. Игра «Найди заданный кубик»

3.Игра «Чудесный мешочек»

4. Работа со складовыми картинками

16.

28.01.20

1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости

2.Упражнение «Прочитай кубик у соседа»

3.Упражнение «Что мы делаем в детском саду»

4. Работа со складовыми картинками

17.

04.02.20

1.Упражнение «Найди-ка песенку»

2. Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости

3. Игра «Чудесный мешочек»

4. Работа со складовыми картинками

18.


11.02.20

1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости

2.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости

3.Игра «Магазин игрушек»

4. Работа со складовыми картинками

19.

18.02.20

1.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости

2.Письмо слов по таблице 1

3.Игра «Поездка»

4.Работа с пособием «Пишу красиво», буквы Л.У.К

20.

25.02.20

1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости

2.Игра «Ферма»

3.Игра «Поездка»

4.Игра «Задуманное слово»

III этап – итоговый (12 часов)

21.

03.03.20

1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости

2.«Игра «Чудесный мешочек» с игрушками

3. Работа со складовыми картинками

4. Работа с пособием «Пишу красиво»

22.

10.03.20

1.Пение по таблице 2

2.Игра «Магазин игрушек»

3. Работа со складовыми картинками

4. Работа с пособием «Пишу красиво»

23.

17.03.20

1.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости

2.Письмо слов указкой по таблице 1

3. Работа со складовыми картинками

4. Работа с пособием «Пишу красиво»

24.

24.03.20

1.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости

2.Игра «Посмотри и повтори»

3.Игра «Твое словечко»

4. Работа с пособием «Пишу красиво»

25.

31.03.30

1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости

2.Игра «Живое слово»

3.Игра «Найди игрушку»

4. Работа с пособием «Пишу красиво»

26

07.04.20

1.Работа с таблицей 2

2.Игра «Инструкции»

3.Игра «Чудесный мешочек с игрушками»

4. Работа с пособием «Пишу красиво»

27

14.04.20

1.Работа с таблицей 2

2.Игра «Найди игрушку»

3. Работа со складовыми картинками

4. Работа с пособием «Пишу красиво»

28

21.04.20

1.Работа с таблицей 2

2.Игра «Задуманное слово»

3. Работа со складовыми картинками

4. Работа с пособием «Пишу красиво»

29

28.04.20

1.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости

2. «Командная игра» из 4-х кубиков

3.Игра «Зоопарк»

4.Работа с пособием «Пишу красиво»

30

05.05.20

1.Работа с предложением

2. «Командная игра» из 4-х кубиков

3. Работа с пособием «Пишу красиво» закрепление пройденного

31

12.05.20

1.Анализ предложения «Будем читать»

2.Коллективное написание предложения

3. Работа с пособием «Пишу красиво»

32

19.05.20

1.Составление и письмо предложения кубиками и по таблице

2.Работа с предложением

3.Письмо слов под диктовку

33

26.05.20

1.Составление и письмо предложения кубиками и по таблице

2.Работа с предложением

3.Письмо слов под диктовку







Литература

Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.

Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Пятибратова Н.В. Учимся читать с удовольствием. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007

11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации