Программа дополнительного обучения чтению по методике Н.А.Зайцева: Кружок «Читайка» для детей 5-7 лет
Принято собранием педагогического совета МБОУ «Заостровская СШ» структурное подразделение «Детский сад с. Заостровье» Протокол № от___________________2019г.
| Утверждено: зам. директора по ДО Поповой Т.Ю. _____ /_____________/ ФИО |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
по методике Н.А.Зайцева
кружок «Читайка»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Коноваленко И.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка 3-4
2. Содержание дополнительной образовательной программы 5-7
3. Учебно-тематический план 8-10
6. Список литературы 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева
«Обучение чтению детей дошкольного возраста»
«Чтение – это один из истоков мышления
и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времён Древнего Рима.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.
Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
Обогащается словарный запас;
Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
Раннее чтение влияет на грамотность.
Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы кружка по раннему обучению чтению детей «Читайка».
Цель:
обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению.
Задачи:
Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
Овладевать техникой складового чтения.
Формировать умение «печатать склады и слова в тетради.
Стимулировать познавательный интерес к чтению.
Режим занятий: один раз в неделю в течение 8 месяцев.
Срок обучения: 33 занятия
Категория участников: подготовительной группы.
Ожидаемые результаты:
Сформированный навык осознанного чтения.
Проявление интереса к чтению, уважение к книге.
Содержание программы
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 5 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 1 раз в неделю, с группой детей, не превышающей 5 человек, в логопедическом кабинете с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Этапы обучения дошкольников чтению
(по методике Н.А.Зайцева)
I этап - подготовительный (5 часов).
Цель: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи I этапа:
Введение ребёнка в знаковую систему:
а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада;
в) графическое оформление склада;
г) классификация складов.
Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.
II этап – основной (15 часов).
Цель: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам.
Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.
Задачи II этапа:
Овладение техникой складового чтения:
а) «написание» слов по таблице и кубиками;
б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы;
г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.
Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.
Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.
III этап – итоговый (12 часов).
Цель: научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге и мелом на доске.
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.
Задачи IV этапа:
Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.
Стимулирование познавательного интереса к чтению.
Тематическое планирование занятий
№ | Дата проведения | Содержание занятия | ||
I этап – подготовительный (5 часов) | ||||
1. | 01.10.19 | 1.Показ и совместное с детьми обследование кубиков, показ наполнителя. 2.Упражнение «Какую песенку тебе спеть?» 3.Игра «Классификации» 4.Игра «Паровоз» 5.Коллективное выкладывание имен детей из кубиков. | ||
2. | 08.10.19 | 1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости. 2.Коллективное выкладывание имен детей из кубиков. 3.Упражнение «Поющие башенки», «Говорящие башенки» 4. Игра «Паровоз» | ||
3. | 15.10.19 | 1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости. 2.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости. 3.Игра «Смешные слова» 4. Игра «Паровоз» | ||
4. | 22.10.19 | 1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости. 2. Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости. 3.Упражнение «Письмо слов по таблице 1» 4.Игра «Поездка» | ||
5. | 29.10.19 | 1. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости. 2. Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости. 3.Упражнение «Загадки» 4.Игра «Любимая игрушка» | ||
II этап – основной этап(15 часов) | ||||
6. | 05.11.19 | 1.Игра «Паровоз» 2. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости. 3.письмо имен близких родственников и своих фамилий по таблице 1 (индивидуально) 4.Игра «Обед» | ||
7. | 12.11.19 | 1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости. 2.Упражнение «Письмо слов по таблице 1» 3.Игра «Угадай-ка» выбор из 4 4.Работа со складовыми картинками | ||
8. | 19.11.19 | 1. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости. 2.Игра «Братики» 3.Написание имен родителей из кубиков с проставлением ударения и кубиков с ЗБ 4.Игра «Посмотри и повтори» 5.Упражнение «Кто сядет на стульчик?» 6. Работа со складовыми картинками | ||
9. | 26.11.19 | 1. Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости. 2.Упражнение «Где такой склад?» 3.Игра «Кондитерская» 4. Работа со складовыми картинками | ||
10. | 03.12.19 | 1.Игра «Чудесный мешочек» с кубиками 2.Игра «Сварим суп» 3. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости. 4. Работа со складовыми картинками | ||
11. | 10.12.19 | 1.Командная игра 2. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости 3.Игра «Подарок на день рождения» 4.Письмо имен и фамилий детей кубиками 5. Работа со складовыми картинками | ||
12. | 17.12.19 | 1.Игра «Кубики разбежались» 2.Упражнение «Прочитай кубик у соседа» 3.Игра «Задуманное слово» 4. Работа со складовыми картинками | ||
13. | 24.12.19 | 1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости 2. Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости 3.Игра «Задуманное слово» 4.Игра «Угадай-ка»: выбор из 6 5. Работа со складовыми картинками | ||
14. | 14.01.20 | 1.Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости 2.Игра «Твое словечко» 3.Игра «Найди заданный кубик» 4. Работа со складовыми картинками | ||
15. | 21.01.20 | 1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости 2. Игра «Найди заданный кубик» 3.Игра «Чудесный мешочек» 4. Работа со складовыми картинками | ||
16. | 28.01.20 | 1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости 2.Упражнение «Прочитай кубик у соседа» 3.Упражнение «Что мы делаем в детском саду» 4. Работа со складовыми картинками | ||
17. | 04.02.20 | 1.Упражнение «Найди-ка песенку» 2. Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости 3. Игра «Чудесный мешочек» 4. Работа со складовыми картинками | ||
18. | 11.02.20 | 1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости 2.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости 3.Игра «Магазин игрушек» 4. Работа со складовыми картинками | ||
19. | 18.02.20 | 1.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости 2.Письмо слов по таблице 1 3.Игра «Поездка» 4.Работа с пособием «Пишу красиво», буквы Л.У.К | ||
20. | 25.02.20 | 1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости 2.Игра «Ферма» 3.Игра «Поездка» 4.Игра «Задуманное слово» | ||
III этап – итоговый (12 часов) | ||||
21. | 03.03.20 | 1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости 2.«Игра «Чудесный мешочек» с игрушками 3. Работа со складовыми картинками 4. Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
22. | 10.03.20 | 1.Пение по таблице 2 2.Игра «Магазин игрушек» 3. Работа со складовыми картинками 4. Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
23. | 17.03.20 | 1.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости 2.Письмо слов указкой по таблице 1 3. Работа со складовыми картинками 4. Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
24. | 24.03.20 | 1.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости 2.Игра «Посмотри и повтори» 3.Игра «Твое словечко» 4. Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
25. | 31.03.30 | 1.Пение песенок по таблице 1 в горизонтальной плоскости 2.Игра «Живое слово» 3.Игра «Найди игрушку» 4. Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
26 | 07.04.20 | 1.Работа с таблицей 2 2.Игра «Инструкции» 3.Игра «Чудесный мешочек с игрушками» 4. Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
27 | 14.04.20 | 1.Работа с таблицей 2 2.Игра «Найди игрушку» 3. Работа со складовыми картинками 4. Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
28 | 21.04.20 | 1.Работа с таблицей 2 2.Игра «Задуманное слово» 3. Работа со складовыми картинками 4. Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
29 | 28.04.20 | 1.Пение песенок по таблице 2 в вертикальной плоскости 2. «Командная игра» из 4-х кубиков 3.Игра «Зоопарк» 4.Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
30 | 05.05.20 | 1.Работа с предложением 2. «Командная игра» из 4-х кубиков 3. Работа с пособием «Пишу красиво» закрепление пройденного | ||
31 | 12.05.20 | 1.Анализ предложения «Будем читать» 2.Коллективное написание предложения 3. Работа с пособием «Пишу красиво» | ||
32 | 19.05.20 | 1.Составление и письмо предложения кубиками и по таблице 2.Работа с предложением 3.Письмо слов под диктовку | ||
33 | 26.05.20 | 1.Составление и письмо предложения кубиками и по таблице 2.Работа с предложением 3.Письмо слов под диктовку |
Литература
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Пятибратова Н.В. Учимся читать с удовольствием. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007
11