Психолого –педагогическое сопровождение игровых технологий образно-ассоциативного мышления одарённых и талантливых детей физкультурно-спортивного объединения
Психолого –педагогическое сопровождение игровых технологий образно-ассоциативного мышления одарённых и талантливых детей физкультурно-спортивного объединения
Не мыслям надобно учить, а мыслить
И. Кант.
Основная проблема работы с одарёнными, талантливыми детьми сводится к сути того, как увидеть “ключ“ умственного развития, и раскрыть дар ребёнка. В этом мне помогают игровые технологии образно-ассоциативного мышления, как универсальное средство признаков одарённости - креативная деятельность. Основополагающий практический аспект обучения, воспитания и развлечения, применяемые мною на занятиях, является развитие способностей учащимися к творчеству, в которых используются модели театральной педагогики по овладению детьми актерского мастерства. При помощи творческого мышления, воображения, взаимодействия логического и интуитивного опыта в едином процессе согласно концепции1 специалиста по психологии творчества и интуиции - творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. И так, как говорится в афоризме2: Наука - это организованные знания.
Моя программа даёт шанс ребёнку сделать “актерскую карьеру“, методом различных образов – восприятий, средством создания художественного образа при помощи Пантомимы, интересными творческими заданиями учебного материала: “Зоопарк“, “Очумелые ручки“, “Конструирование“. Воображение - это способность создавать образы. Задания подобраны для формирования и коррекции невербальных функций развития, активизируют воображение обучающегося выразительными движениями и жестами. По мнение ученых, воображение - это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:
Познавательная - это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора учащегося, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит обучающегося руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями. Саморазвитие - эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
Воображение и творчество тесно связаны между собой. Взаимодействие творческого воображения считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов; генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения; психологической уверенности в своих силах.
Для выявления творческой одаренности предлагается воспользоваться следующей таблицей. Она вычерчивается на каждого учащегося и заполняется после тщательного наблюдения педагогом.
Фантазия. Воображение. Таблица
Ф.И.О. дата | | | | | | | | |
Год обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Придумывает образы | Один вариант | | | | | | | |
Два и более варианта | | | | | | | | |
Не имеет вариантов | | | | | | | | |
Придумывает действие, событие | Один вариант | | | | | | | |
Два и более варианта | | | | | | | | |
Не имеет вариантов | | | | | | | |
Психогимнастика моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов совершенствуют эмоциональность. И как говорил величайший балетмейстер и хореограф ХХ века2 - “Ноги потом, сначала неси душу! “.
Ассоциация - это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое - так рождаются ассоциации. С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали, как процесс накопления ассоциаций. По мнению Зигмунда Фрейда, ассоциации открывают то, что спрятано глубоко в подсознании человека.
Развивать мышление у обучающихся – значит развивать их умение думать.
Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:
*способствует развитию воображения и самостоятельности в процессе обучения;
*помогает генерировать новые, незаурядные идеи; *облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
*улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
*стимулирует работу мозга;
*улучшает объём памяти.
Креативным мышлением называют мыслительный процесс, при котором образуются неожиданные, новые связи между событиями и идеями, казалось бы, совершенно не связанными между собой. Это творчество, помогающее решать конкретные прагматичные задачи. Благодаря творческому, креативному мышлению мы изобретаем что-то новое, делаем научные открытия.
Развивая творческое, креативное мышление личности, мы улучшаем гибкость и подвижность его ума. Кроме того, увлекая ребёнка интересным делом, мы развиваем и усидчивость, внимание.
Самостоятельность мышления Таблиц
Дата | | | | | | | | |
Год обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Создание образа | Сам придумывает образы | | | | | | | |
Пользуется придуманными образами | | | | | | | | |
Ждет подсказки педагога | | | | | | | | |
Учитывает подсказку педагога | | | | | | | | |
Планирует | Сам выстраивает план действий | | | | | | | |
Ждет подсказки педагога | | | | | | | | |
Учитывает подсказку педагога | | | | | | | | |
Выбор средств | Сам выбирает средства для реализации замысла | | | | | | | |
Пользуется идеями других детей | | | | | | | | |
Ждет подсказки педагога | | | | | | | | |
Учитывает подсказку | | | | | | | |
Обработка:
15 баллов – очень высокоразвиты творческие способности;
14 – 11 баллов – способности высокого уровня;
10 - 7 баллов – творческие способности низко развиты.
Образное или ассоциативное мышление способствует лучшему усвоению новой информации. Вы сможете не только генерировать креативные идеи, но и активно воплощать их в жизнь. Это поможет вам достигать успехов в учебе и работе:
*Способствует развитию воображения. Как сказано выше, у нас чаще будут появляться необычные, но интересные идеи, нам будет проще заниматься творчеством.
*Улучшает память. В головном мозге строятся длинные ассоциативные цепочки, которые позволяют нам запоминать большое количество нового материала.
*Повышает продуктивность. Если мы быстрее усваиваете новую информацию, мы быстрее и качественнее выполняете поставленные перед вами задачи.
*Улучшает работу головного мозга. Еще одна особенность ассоциативного мышления. Во время построения ассоциативного ряда в мозге появляются новые связки нейронов.
*Упрощает восприятие. Нам легче воспринимать новые данные и связывать их с той информацией, которую вы уже знаете.
ПРИМЕР развития креативного мышления
Цель: формировать навыки образно-ассоциативное мышление и фантазию детей, творческую индивидуальность;
Задача: способствовать личностному росту, развитию интеллектуально-творческого потенциала;
развивать у детей желание заниматься творчеством.
“Креативно-театрализованная гимнастика“, раскрытие творческого и интеллектуального развития:
- Коллективная имитация движений: “дерево“, “стол и стул“, “алфавит“, “змея“, “Катюша“.
- Пантомима - “Зимний спорт“, “К тебе бежит собака“; “Получил двойку (пятерку)“.
- Психогимнастика; Игрогимнастика;
- “Конструирование“- коллективная проекция движений из рук: ромб, звезда, лестница, летящая птица.
-“Находчивый музыкант“: баянист, трубач скрипач, пианист – под музыку изобразить исполнение на муз инструментах.
- “Режиссёр“ - тема связана с использованием сказочных сюжетов и фантазий: обучающиеся изображают действия в роли волшебников, заколдованных героев сказок;
- постановка сказок “Колобок“, “ Репка“ с использование элементов танца, акробатики, брейк данс;
- путешествие сказочного героя, в котором оценивается необычный герой, более сложный сюжет сказки.
“Креативно-творческая деятельность“:
- Импровизация под любимую музыку, воплощения фантазий в конкретных движениях, танец: “Дискотека“; представили, что они море;
- Разработка новых танцевальных движений breaking: начальные и финальные позы;
- Творческая фантазия движений breaking создание “фишки“ и т. д.
Особенности обучающихся с признаками одарённости и творчества в нашем объединении, отличающих их от остальных детей – креативность и мотивация.
Взяв за основу обучение критическому мышлению развиваю у учащихся способности: фантазии, идеи, творчество, и преобразовывая полученный
материал получаем продукт креативности, который позволяет обучающимся воспринимать приобретённые навыки занятий с восхищением.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что творческие решения деятельность это полезный навык, который проявляется у обучающихся в их:
* познавательный мотив;
* личностной социальной смелости и заявительности3, в которой прослеживается яркая персона танцора.
* умение отказываться от стереотипного образца, и искать оригинальные решения;
* самостоятельно выполнять различные творческие работы, что приводит к большому желанию детей участвовать в технологии проектного обучения;
* способствует развитию творческих талантов и поддержанию постоянного интереса к занятиям в объединении;
* возможности услышать разные мнения, увидеть разнообразные проекты деятельности, работать в сотрудничестве с другими;
* участвует в принятии осмысленных решений и создание новых идей, и презентация какого-то практического продукта деятельности;
* помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления;
* приобретают навык оценивать критически, творчески и продуктивно - себя и других.
Умение адаптироваться, анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку себе и окружающим, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем интеллектуальной личности необходимо войти в этот прогрессивный мир.
Таким образом следует вывод, что большинство детей удовлетворены своим участием и проявляют живой интерес к образно - творческому познанию, а также к достижению успеха, даёт возможность личности реализовать свой потенциал и удовлетворить свою потребность в познании.
1 Я. А. Пономорёв
2 И. А Моисеев
3 Д. Сиск, К. Хеллер
Кияйкина Наталья Федоровна