Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» (9 класс)
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Согласована Заместитель директора по УР Ветохина И._________ | Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «30» августа 2024 Протокол № 1 | Утверждена директором школы-интерната № 1 «02» сентября 2024 Приказ № 45 о/д Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
9 «Б» классна 2024 – 2025 учебный год.
Учитель: Артеменко Е.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая адаптированная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» 9 «Б» класс для учащихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС, составлена на основе: примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для учащихся с умственной отсталостью (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1.
«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлумственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011); Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессораИ.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Коррекционный курс направлен на закрепление интереса к окружающему предметному миру, к действиям с материалами в соответствии с их свойствами, и с предметами с учетом их функционального назначения. В ходе курса закрепляют общественно выработанные способы действий (орудийные) с предметами быта и досуга в целях эффективной социализации.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Цель: продолжить совершенствовать целенаправленные действия с предметами и материалами, учить применять в практической деятельности усвоенные умения.
Задачи: формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
подбор стимулов для устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
формирование навыка выполнения заданий по плану и в самостоятельном режиме деятельности;
формирование способности применять этот навык ко всем видам деятельности.
Нормативная база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2024-2025 учебный год.
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к выполнению целеноправленных предметно-практических действий.
Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия» представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Предметно-практические действия— это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Разные виды заданий обеспечивают разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятельность на занятии является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Развитию предметно-практическим действиям предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На занятиях дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Данные занятия способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционно-развивающие занятия» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 9 «Б» классе отводится 1 час в неделю, 31 часов в год; Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. «Действия с материалами».
2. «Действия с предметами».
Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.
Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Планируемые результаты:
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты.
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
12) инициативные эмоционально-положительные проявления в разных ситуациях взаимодействия с учителем и сверстниками на основе доступных действий (совместных, по подражанию, по показу и по инструкции);
13) положительное отношение к участию в практических заданиях.
Предметные результаты
Физические характеристики персональной идентификации:
проявление творчества и самостоятельности в действиях с различными материалами;
использование предметных и орудийных действий доступным способом (включая метод проб) в практических ситуациях, близких к опыту обучающегося;
научатся сминать материал;
умение разрывать материал из разных сыпучих материалов;
умение размазывать пластилин, мягкое тесто;
умение разминать пластилин;
умение пересыпать крупы в разные емкости;
умение переливать материал в разные емкости;
умение наматывать материал;
умение захватывать, удерживать и отпускать предмет;
умение толкать предмет от себя и притягивать предмет к себе;
умение вынимать и складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую;
умение вставлять предметы в отверстия;
умение нанизывать предметы на стержень (нить);
умение открывать и закрывать предметы;
умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
умение делать шнуровку;
умение работать в настольные игры;
умение складывать пазлы;
умение работать с мозайкой;
умение работать с счетными палочками;
умение конструировать из геометрических фигур;
умение работать по образцу.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, учителем;
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
Промежуточная и итоговая аттестация
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. Обе процедуры включает по 2 задания.
Учитель поочередно дает инструкцию к заданиям, предлагает обучающимся приступить к выполнению задания 1, затем к заданию 2.
В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.
В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практические действия.
Критерии:
1 балл – не выполнил;
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого;
3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или все задания после оказания помощи;
4 балла – выполнил самостоятельно.
Методическая литература для учителя:
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Варианты 1, 2. – М. Просвещение, 2023
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Предметно-практические действия»
№ | Раздел. Тема. | Кол-во часов |
1 | Действия с материалом. | 16 |
2 | Действия с предметом. | 18 |
Календарно-тематическое планирование по «Предметно-практическим действиям».
№ | Раздел. Тема | Кол- во часов | Дата по плану | Планируемые результаты | Электронные учебно-методические материалы | Виды контроля | |
Предметные | Личностные | ||||||
I четверть (8ч) | |||||||
1-2 | Конструирование из геометрических фигур. | 2 | 2.09 9.09 | Уметь работать по инструкции. Уметь конструировать из геометрических фигур. Знать и различать геометрические фигуры. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Учительский портал http://www.uchportal.ru https://www.jigsawplanet.com/ | Текущий контроль |
3-4 | Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу. | 2 | 16.09 23.09 | Уметь узнавать предмет по словесной инструкции. Уметь перекладывать предметы из одной емкости в другую. Уметь работать со шнуровкой. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september | Текущий контроль. Зачет |
5-6 | Перекладывание предметов из одной емкости в другую. | 2 | 30.09 7.10 | ||||
7-8 | Действия с предметами. Шнуровка. | 2 | 14.10 21.10 | ||||
2 четверть | 8 ч | Учительский портал http://www.uchportal.ru https://www.jigsawplanet.com/ |
Текущий контроль. Текущий контроль Зачет | ||||
1,2 | Работа с водой и с материалом «Стирка» | 2 | 11.11 18.11 | Уметь набрать воду в таз; уметь стирать носки. | Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | ||
3-4 | Игры с мозайкой «Кораблик» | 2 | 25.11 2.12 | Уметь работать с мозайкой на заданную тему. Уметь работать с пазлами. | |||
5-6 | Настольно-развивающая игра «Пазлы» | 2 | 9.12 16.12 | Овладение начальными навыками адаптации. | |||
7-8 | Выкладывание фигур из счетных палочек по образцу. | 2 | 23.12 30.12 | Уметь работать по образцу. | |||
3 четверть 10 часов | |||||||
1 2 | Пересыпание крупы (рис) из одной ёмкости в другую. Практический материал: ёмкости для наполнения с мерками, ложки. | 1 1 | 13.01 20.01 | Уметь пересыпать крупу из одной емкости в другую. Уметь переливать воду из одной емкости в другую. | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. | Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september | Текущий контроль. |
3 | Переливание воды из одной емкости в другую. | 1 | 27.01 | ||||
4 | Дидактическая игра «Лото» | 1 | 3.02 | Уметь играть в дидактические игры. | |||
5-6 | Работа с пластилином. Пластинография. «Цветы» | 2 | 10.02 17.02 | Уметь работать с пластилином. | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | ||
7-8 | Наполнение емкости мелкими предметами (фасоль, камешки) | 2 | 24.02 3.03 | Уметь пересыпать крупы с помощью кулака; | |||
9-10 | Шнуровка. | 2 | 10.03 17.03 | Уметь работать со шнуровкой. | Зачет | ||
4 четверть | 7 ч | ||||||
1-2 | Работа с водой и с материалом «Моем посуду» | 2 | 7.04 14.04 | Уметь мыть посуду. | Учительский портал http://www.uchportal.ru | ||
3-4 | Вставление предметов в отверстие (одинаковые стаканчики, мозаика.) | 2 | 21.04 28.04 | Уметь работать по инструкции. Уметь работать по инструкции, по образцу. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september | Текущий контроль. Текущий контроль. Зачет |
5-6 | Действия с предметами «Посуда» | 2 | 5.05 12.05 | ||||
7 | Действия с предметами «Одежда» | 1 | 19.05 |
Программа Предметно-практические действия, 9 классDOCX / 41.33 Кб
Презентация Каждая минута обучения приносит пользуPPTX / 9.83 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна