12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Моисеева Наталья Александровна2450
Люблю свою работу)
Россия, Алтайский край
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Пояснительная записка



Рабочая программа курса «Право в жизни человека и общества» состав­лена на основе программы Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры» и в соответствии с Федеральным компонентом государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа рассчи­тана на обучение школьников 10—11 классов.

Программа предусматривает использование в образовательном процессе учебно-методического комплекта «Право. Основы правовой культуры». В данный УМК входят:

Е.А.Певцова. Программа курса. «Право. Основы правовой культуры». 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни. М.: «Русское слово – учебник», 2015

Е.А.Певцова. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. – М.: «Русское слово – учебник», 2017

Е.А.Певцова. Право: основы правовой культуры: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. – М.: «Русское слово – учебник», 2017


Программа правового обучения школьников по курсу рас­считана на 69 учебных часов по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.



Цели и характеристика курса


Целеполагание курса определило его название — формирование правовой культуры и правового сознания несовершеннолетних, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и про­фессии.

Правовая культура имеет множественность определений, вооружая людей знаниями и умениями освоения правовой дей­ствительности. Современному школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях, целенаправленно при­обретаемый под влиянием системной правовоспитательной рабо­ты. Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.

Ведущей задачей курса является формирование правовой компе­тентности современного подростка, предполагающей не только пра­вовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро нахо­дить правильное решение возникающих проблем, ориентиро­ваться в правовом пространстве. Правовая компетенция, форми­руемая в процессе правовой подготовки школьников, представ­ляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения уча­щихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практи­ки, в рамках выполнения различных социальных ролей.

Курс «Право. Основы правовой культуры» оптимально соче­тает юридическое содержание и педагогические технологии при работе с подростками. Важное внимание уделено формированию умений и навыков правомерного поведения, являющегося основой правосообразного образа жизни, основанного на самостоятельно­сти, правовой активности личности.

Содержание курса ориенти­рует на уважение права, осознание его ценности во взаимоотноше­ниях людей, выработку навыков правомерной защиты своих прав и интересов.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

формирование правосознания и правовой культуры, со­циально-правовой активности, внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склон­ностей;

воспитание гражданской ответственности и чувства соб­ственного достоинства, дисциплинированности, уважения к пра­вам и свободам другого человека, демократическим правовым цен­ностям и институтам, правопорядку;

освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в рос­сийском и мировом нормативно-правовом материале, эффектив­ной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содер­жанием" профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

овладение умениями, необходимыми для применения при­обретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессиональ­ного образования;

формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, пра­вомерной реализации гражданской позиции и несению ответ­ственности.




Особенности курса


практико-ориентированный подход в изложении содержа­ния;

преемственность и последовательность в изучении правовых вопросов, обеспечивающие целенаправленность и непрерывность правового информирования (при этом теоретико-правовые вопро­сы рассматриваются в качестве важной основы для познания отра­слевого законодательства и выработки умений находить правовую информацию);

опора на социальный опыт несовершеннолетних, участвую­щих в различных правоотношениях;

формирование активной гражданской позиции личности, в том числе посредством участия в проектной деятельности;

формирование уважения к правам человека и нормам между­народного права;

обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника для защиты своих прав;

решение вопросов профессиональной ориентации и само­
определения несовершеннолетних в дальнейшем.

Курс направлен на повышение правовой грамотности школьни­ков, формирование высокого уровня их воспитанности, чувства ответственности и социальной активности.

Содержание курса учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира. Данный курс на профильном уровне позволяет сформировать у школьников представление не только о нормах национального законодатель­ства, но и важнейших проблемах международного права. К веду­щим темам курса относятся те, которые более всего ориентирова­ны на правовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. При выстраивании логики правового обучения обраще­но внимание на мировой опыт правовой подготовки граждан, а по­тому признано целесообразным включить в программу обучения теоретические вопросы, являющиеся основой для понимания норм права, такие, как проблемы взаимоотношений права и госу­дарства; система и структура права; правотворчество и правопри­менение; правоотношения; правонарушения и юридическая от­ветственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уго­ловное право; экологическое право; международное право; право­судие; юридическое образование.

Обучение в рамках курса формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков. Школьники знакомятся со спе­цификой профессиональной юридической деятельности адвока­та, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяс­нения смысла конкретных норм права, характеристики содержа­ния текстов нормативных актов; позволяет оценить обществен­ные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; а также выработать доказатель­ную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобрета­ют навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; проведения исследований по правовым те­мам в учебных целях; ведения дискуссии; составления отдельных видов юридических документов; умения анализировать собствен­ные профессиональные склонности, способы их развития и реа­лизации, формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юри­дическое обучение в вузе.





Требования к уровню подготовки учащихся


Результаты изучения курса соответствуют государственным требованиям, предъявляемым к подготовке выпускников обще­образовательных учреждений Российской Федерации. Требова­ния направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овла­дение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, зна­чимыми для сохранения окружающей среды и собственного здо­ровья.

Курс ориентирован на формирование следующих умений:

характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему кон­ституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм их реализации и защиты; избирательный и законодательный процес­сы в России; принципы организации и деятельности органов го­сударственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образова­тельных услуг;

объяснять происхождение государства и права, их взаимо­связь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неиму­щественные права и способы их защиты; отдельные виды граждан­ско-правовых договоров;

приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основ­ных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; обще­признанных принципов и норм международного права; правопри­менительной практики.









Содержание курса


10 класс (35 часов)


Тема 1. Роль права в жизни человека и общества (4 часа)

Значение правовых знаний и умений для человека. Система юридических наук. Информация и право. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Система регулирования об­щественных отношений. Механизм правового регулирования.

Тема 2. Теоретические основы права как системы (6 часа)

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристи­ки. Классификация норм права, структура правовой нормы. Ин­ституты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс.

Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Тема 3. Правоотношения и правовая культура (4 часа)

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Пра­вомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Прин­ципы юридической ответственности. Виды юридической ответ­ственности. Основания освобождения от юридической ответ­ственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Тема 4. Государство и право (12 часов)

Понятие государства и его признаки. Сущность государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устрой­ство. Политический режим. Государственный механизм и его струк­тура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. За­конодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации — основной закон стра­ны. Структура Конституции Российской Федерации. Основы кон­ституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом госу­дарстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы (6 часов)

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Консти­туционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Проку­ратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасно­сти Российской Федерации. Особенности деятельности правоохра­нительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных при­ставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

Промежуточный контроль (2 часа)

Резерв (1 час)


11 класс (34 часа)


Тема 1. Гражданское право (10 часов)

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотно­шения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие обязательства. Способы обеспеченt1667127857aa.gif ия исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения до­говоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственно­сти. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исклю­чительные — имущественные; неимущественные; иные — право до­ступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участ­ников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репута­ции. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды граждан­ско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.

Предпринимательство и предпринимательское право. Право­вые средства государственного регулирования экономики. Орга­низационно-правовые формы предпринимательской деятельно­сти. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятель­ности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. По­нятие и сущность наследования. Правила наследования на основа­нии завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

Тема 2. Семейное право (3 часа)

Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имуще­ственные и личные неимущественные права супругов. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.

Тема 3. Жилищное право (1 часа)

Жилищные право­отношения. Реализация гражданами права на жилье.

Тема 4. Трудовое право (3 часа)

Понятие тру­дового права. Принципы и источники трудового права. Коллек­тивный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работ­ников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Рас­торжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудо­вые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовер­шеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.

Тема 5. Административное право и административный процесс(2 часа)

Административное право и административные отношения. Понятие административного правоотношения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.

Тема 8. Уголовное право и уголовный процесс (6 часа)

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уго­ловная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, сви­детеля. Уголовное судопроизводство.

Тема 9. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (4 часа)

Пенсионная система и страхование. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность. Правовое регу­лирование отношений в области образования. Права и обязанно­сти субъектов образовательных правоотношений.

Тема 10. Международное право (3 часа)

Понятие международного права. Источники и принципы между­народного права. Субъекты международного права. Международ­ная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Организация Объединенных Наций. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответ­ственность. Международное гуманитарное право и права человека.

Промежуточный контроль (2 часа)













Учебно-тематический план



раздела

Название темы, раздела

Кол-во часов


10 класс

35


Тема 1. Роль права в жизни человека и общества

4


Тема 2. Теоретические основы права как системы

6/1


Тема 3. Правоотношения и правовая культура

4/1


Промежуточный контроль

1


Тема 4. Государство и право

12/1


Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы

6/1


Промежуточный контроль

1


Итоговое повторение

1


11 класс

34


Тема 1. Гражданское право

10/1


Тема 2. Семейное право

3/1


Тема 3. Жилищное право

1/1


Тема 4. Трудовое право

3/1


Промежуточный контроль

1


Тема 5. Административное право и административный процесс

2/1


Тема 6. Уголовное право и уголовный процесс

6/1


Тема 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни

4/1


Тема 8. Международное право

3/1


Промежуточный контроль

1


всего

69

Тематическое планирование

( 1 часа в неделю, всего 35 ч.)

10 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества (4 часа)

Введение. Что такое право

1

Юриспруденция как важная отрасль человеческих знаний

1

Особенности и закономерности возникновения права

1

Система регулирования общественных отношений

1

Тема 2. Теоретические основы права как системы (8 часов)

Система права

1

Правотворчество и процесс формирования права

1

Формы права

1

Формы права

1

Действие норм права во времени и в пространстве по кругу лиц

1

Повторение и обобщение по теме: Теоретические основы права как системы.

1

Тема 3. Правоотношения и правовая культура (4 часов)

Правоотношения и их виды

1

Правонарушения и их характеристика

1

Юридическая ответственность

1

Повторение и обобщение по теме: Правоотношения и правовая культура.

1

Проверочная работа

1

Тема 4. Государство и право (12 часов)

Понятие государства и его признаки

1

Сущность и функции государства

1

Форма государства

1

Организация власти и управления в стране

1

Конституция РФ – Основной закон государства

1

Конституция РФ – Основной закон государства

1

Гражданство как правовая категория

1

Правовой статус человека в демократическом государстве

1

Правовой статус человека в демократическом государстве

1

Избирательные системы и их виды

1

Избирательные системы и их виды

1

Повторение и обобщение по теме: Государство и право.

1

Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы (6 часа)

Защита прав человека в государстве

1

Защита прав человека в государстве

1

Защита прав человека в государстве

1

Правоохранительные органы РФ

1

Правоохранительные органы РФ

1

Повторение и обобщение по теме: Правосудие и правоохранительные органы.

1

Проверочная работа.

1

Итоговое повторение.

1





Календарно-тематическое планирование

( 1 часа в неделю, всего 34 часа)

11 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Глава 1. Гражданское право (10 часов)

Гражданское право как отрасль российского права.

1

Субъекты (участники) гражданско-правовых отношений.

1

Понятие и сущность договора. Виды договоров.

1

Право собственности и его виды.

1

Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав.

1

Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав.

1

Предпринимательство и предпринимательское право. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

1

Права потребителей.

1

Наследственное право.

1

Повторение и обобщение по теме: Гражданское право.


Глава 2.Семейное право (3 часа)

Правовые нормы института брака.

1

Родители и дети: правовые основы взаимоотношений.

1

Повторение и обобщение по теме: Семейное право.

1

Глава 3. Жилищное право (1 час)

Жилищные правоотношения.

1

Глава 4. Трудовое право (3 часа)

Трудовое право в жизни людей.

1

Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей.

1

Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии, компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

1

Проверочная работа

1

Глава 5. Административное право и административный процесс (2 часа)

Административное право (правоотношения, правонарушения, ответственность).

1

Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях.

1

Глава 6. Уголовное право и уголовный процесс (6 часов)

Понятие и сущность уголовного права

1

Основные виды преступлений

1

Уголовная ответственность и наказание

1

Уголовная ответственность и наказание

1

Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних

1

Повторение и обобщение по теме: Уголовное право и уголовный процесс


Глава 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. (4 часа)

Пенсионная система и страхование

1

Экологическое право.

1

Правовое регулирование отношений в области образования.

1

Профессиональная юридическая деятельность.

1

Глава 8. Международное право. (3 часа)

Международное право как основа взаимоотношений государств.

1

Международная защита прав человека.

1

Международное гуманитарное право и права человека.

1

Итоговая проверочная работа.

1





Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения предметного курса ученик должен


знать/понимать:

основные термины и понятия, свои права и возможности их реализации;

характерные черты и признаки правовой сферы жизни общества;

содержание и значение правовых норм, регулирующих общественные отношения;


уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

анализировать ситуации и высказывать свое суждение;

вести конструктивную дискуссию;

проводить исследования в области права, оформлять и представлять результаты;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия гражданина и государства);

приводить примеры правовых отношений; ситуаций, регулируемых различными видами правовых норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения правовых норм;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т. п.);


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Реализация воспитательной программы


Реализация воспитательной программы на уроках предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, ведущую деятельность. Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:

* установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями (на каждом уроке);

* побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы

поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками

(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации (на каждом уроке);

* привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на

уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально

значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания

учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения (на каждом уроке);

* организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей);

* применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:

интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию

школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания

обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

* использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

* включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

* организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.



Источники



Конституция РФ.

Гражданский кодекс РФ. – М., 2016.

Трудовой кодекс РФ. – М., 2016.

Уголовный кодекс РФ. – М., 2017.

Семейный кодекс РФ. – М., 2016.

Административный кодекс РФ. – М., 2017.

Налоговый кодекс РФ. – М., 2017.

Конституция Р.Ф. – М., 2014.

Комментарии к Конституции РФ. – М., 2017

Всеобщая Декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка

https://pravo-olymp.ru/

https://gdezakon.ru/

http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm

http://www.consultant.ru


Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.