РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛОГОРИТМИКА»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@mos.ru
Утверждаю
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛОГОРИТМИКА»
на ---------- учебный год
1А класс
Учитель-логопед Слинкина Л.А.
Рассмотрено на заседании МО
протокол №____ от «___» ______202 г ______________
Руководитель МО____________ «___»____________202 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛОГОРИТМИКА»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей с умственной отсталостью к социальной адаптации, жизни в обществе - одна из основных задач педагогов специальных учреждений. В этой связи одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи должно быть развитие слухо- зрительно-двигательной координации в разных видах деятельности. У детей с системными речевыми нарушениями выявляется незрелость пространственного праксиса, обеспечиваемого совместной работой пространственного, вестибулярного, слухового и зрительного анализаторов, недостаточность слухо-двигательных координаций, а также дефицитарность зрительно- предметного, зрительно-пространственного, акустического и речеслухового восприятия. Целенаправленное формирование слухо-зрительно- двигательной координации у детей с нарушениями речевого развития возможно средствами музыкально-ритмических занятий, ритмики и логоритмики. Музыкально-ритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо-двигательных связей, поскольку в их содержании используются не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой ритм и темп, а также эмоциональная включенность ребенка позволяют на первых порах достичь общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиваться осознанности кинестетического и кинетического контроля. Включение в содержание музыкально-ритмических занятий движений и действий по подражанию, по образцу и по графическим схемам позволяет отрабатывать систему зрительно-двигательных координаций. Установлено, что поэтапная, последовательная, спланированная на основе дифференциального и индивидуального уровневого подхода работа по развитию и коррекции средствами музыкально-ритмических занятий дает значимую динамику в их формировании у детей. Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
Задачи программы:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Организация проведения логоритмических занятий. Содержание логоритмических занятий.
Проводятся групповые занятия по логоритмике. Их содержание и протяженность определяются задачами обучения, индивидуальными особенностями детей.
Каждое занятие должно представлять тематическую и игровую целостность.
-Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы (подготовительному, формированию произносительных умений и навыков).
Допускается использование схем, графиков, рисунков, т.е. зрительных опор, способствующих формированию и развитию слухо-зрительно- двигательной координации.
-Формирование в ходе занятий целостного представления об образе звука и соответствующей ему букве.
-Сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального работника и хореографа) в подготовке и проведении логоритмических занятий.
-При подготовке логоритмических занятий следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения. Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.
Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий следующими средствами:
ходьба и маршировка в различных направлениях;
упражнения на развития дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус:
а) общеразвивающие;
б) коррекционные;
упражнения, активизирующие внимание;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения для развития музыкального слуха;
ритмические упражнения;
пение;
упражнения игры на инструментах;
импровизация на детских музыкальных инструментах;
игровая деятельность:
а) игры на месте (статические);
б) малоподвижные и полуподвижные игры;
в) подвижные игры;
г) сюжетные подвижные игры;
д) игры с элементами спорта;
е) игры-драматизации;
развитие творческой инициативы;
заключительные упражнения на расслабление (релаксацию);
В соответствии с принципом систематичности и последовательности строится как перспективное планирование, так и отдельно взятое занятие.
Конечная цель - добиться от детей выполнения упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.
Структура построения занятий представляет собой законченную систему.
Каждый следующий этап является логическим продолжением предшествующего, направлен на реализацию усложненных задач (по коррекции и развитию неречевых процессов, развитию речи и коррекции речевых нарушений), требует подключения новых, более высоких по своей организации уровней движения.
Программа рассчитана на 1 год (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов центра: музыкального руководителя, логопеда, учителя. Организатором занятий выступает логопед.
Ожидаемые результаты
- Сформированность знаний но лексическим темам.
- Сформированность умений выполнять движения в соответствии с текстом.
- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляцию звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж биологически активных зон лица и тела.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Улучшение результатов диагностики развития речи.
- Воспитание бережного отношения к природе, животным.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема и содержание занятий | Количество занятий | Методики и задания | Оборудование | Дата |
1 | Тема «Осень» Задачи: - закреплять знания детей об осени как времени года; - уточнить артикуляцию звука А в проговаривании чистоговорок; - формировать правильное речевое и физиологическое дыхание; - развивать силу голоса в упражнениях и играх. | 3 | Логоритми-ческая игра «Дары осени» | Макеты овощей и фруктов, осенних листьев, игрушки, музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение. | |
2 | Тема «Игрушки» Задачи: - закреплять артикуляцию звуков А-У в звуковых играх. - развивать у детей чувство ритма, умение согласовывать движения со словами. развивать мимику. - вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат. | 3 | Логоритми-ческая игра «Магазин игрушек» | Игрушки, музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение. | |
3 | Тема: «Домашние животные» Задачи: уточнение артикуляции звука О, учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука; - развивать навыки двигательных импровизаций под текст; - развивать мимику и пантомимику; - продолжать формировать правильное речевое дыхание. | 3 | Логоритми-ческая игра «Кто как говорит?» | Картинки с домашними животными, игрушки, музыкальные инструменты. Музыкальное и звуковое сопровождение. | |
4 | Тема: «Дикие животные» Задачи: - закрепить знания детей о зиме, ее приметах; - развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте; - формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку. | 3 | Логоритми- ческая игра «Кто как к зиме готовится» | Картинки с дикими животными, игрушки, музыкальные инструменты, макеты. Музыкальное и звуковое сопровождение. | |
5 | Тема: «Путешествие в зимний лес» Задачи: - развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую - и двигательную память; - развивать певческие навыки детей, - учить детей двигаться пластично, выразительно. | 3 | Логоритми-ческая игра «Праздник «Новый год» | Бумажные снежинки, игрушки, музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение. | |
6 | Тема: «Зимние забавы» Задачи: - развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения; - развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. | 3 | Логоритмическая игра «Лепим снеговика» | Ватный снег, макеты. Музыкальное сопровождение. | |
7 | Тема: «Птицы» Задачи: - закрепить знания детей по теме, - формировать умение ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения; сформировать длительный плавный ротовой выдох. | 3 | Логоритми- ческая игра «Изобрази птицу» | Картины с птицами. Музыкальное сопровождение. | |
8 | Тема: «Весна» Задачи: - закрепить знания детей о весне, ее приметах; - развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте; формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку. | 3 | Логоритми-ческая игра; К нам пришла весна-красна» | Наглядные материалы с изображением весны. Музыкальное сопровождение. | |
9 | Тема: «В гостях у сказки» Задачи: - уточнение артикуляции гласных звуков, учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука; - развивать навыки двигательных импровизаций под текст; - развивать мимику и пантомимику; продолжать формировать правильное речевое дыхание. | 3 | Логоритми- ческая игра «Колобок» | Сказка «Колобок» в картинках. Музыкальное сопровождение. | |
10 | Тема: «Насекомые» Задачи: - расширить знания детей о насекомых и среде их обитания; - уточнить артикуляцию согласных звуков, пропевать чистоговорки, слоговые ряды с этим звуком; - совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи; | 3 | Логоритмическая игра «Звуки насекомых» | Картинки с насекомыми, игрушки. Музыкальное и звуковое сопровождение. | |
11 | Тема: «В гостях у сказки» Задачи: - уточнение артикуляции гласных звуков, учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука; - развивать навыки двигательных импровизаций под текст; - развивать мимику и пантомимику; продолжать формировать правильное речевое дыхание. | 2 | Логоритми- ческая игра «Терем-теремок» | Кукольный театр. Музыкальное сопровождение. | |
12 | Тема: «В гостях у сказки» Задачи: - уточнение артикуляции гласных звуков, учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука; - развивать навыки двигательных импровизаций под текст; - развивать мимику и пантомимику; продолжать формировать правильное речевое дыхание. | 2 | Логоритми- ческая игра «Волк и семеро козлят» | Картинки с сюжетом из сказки «Волк и семеро козлят». Музыкальное сопровождение. | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы), альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, корзины;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
- музыкальные инструменты.
Учебно-методический комплекс
1.Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.
2.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
3.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
4.Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально- ритмической деятельности // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. Иркутск, 2002.
5.Воронова А.Е. Логоритмка в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Москва, 2006.
6. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008
7.Лапшина А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательной координации у умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности // Проблемы диагностик, коррекции валеологии в специальном коррекционном образовании. Красноярск, 1996. С. 30-39.
8.Лапшина А.Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации). Красноярск, 1997.
9.Ноделъман В.И., Воронова А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у детей с ограниченными возможностями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий // Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Иркутск, 2002.
10.Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959.
11.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972
12.Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1991