12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Слинкина Лариса Анатольевна35



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»


Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@mos.ru



Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛОГОРИТМИКА»

на ---------- учебный год

1А класс

Учитель-логопед Слинкина Л.А.















«СОГЛАСОВАНО»

Рассмотрено на заседании МО

протокол №____ от «___» ______202 г ______________

Руководитель МО____________ «___»____________202 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛОГОРИТМИКА»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Подготовка детей с умственной отсталостью к социальной адаптации, жизни в обществе - одна из основных задач педагогов специальных учреждений. В этой связи одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи должно быть развитие слухо- зрительно-двигательной координации в разных видах деятельности. У детей с системными речевыми нарушениями выявляется незрелость пространственного праксиса, обеспечиваемого совместной работой пространственного, вестибулярного, слухового и зрительного анализаторов, недостаточность слухо-двигательных координаций, а также дефицитарность зрительно- предметного, зрительно-пространственного, акустического и речеслухового восприятия. Целенаправленное формирование слухо-зрительно- двигательной координации у детей с нарушениями речевого развития возможно средствами музыкально-ритмических занятий, ритмики и логоритмики. Музыкально-ритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо-двигательных связей, поскольку в их содержании используются не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой ритм и темп, а также эмоциональная включенность ребенка позволяют на первых порах достичь общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиваться осознанности кинестетического и кинетического контроля. Включение в содержание музыкально-ритмических занятий движений и действий по подражанию, по образцу и по графическим схемам позволяет отрабатывать систему зрительно-двигательных координаций. Установлено, что поэтапная, последовательная, спланированная на основе дифференциального и индивидуального уровневого подхода работа по развитию и коррекции средствами музыкально-ритмических занятий дает значимую динамику в их формировании у детей.  Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.


Задачи программы:

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.


Организация проведения логоритмических занятий. Содержание логоритмических занятий.


Проводятся групповые занятия по логоритмике. Их содержание и протяженность определяются задачами обучения, индивидуальными особенностями детей.

Каждое занятие должно представлять тематическую и игровую целостность.

-Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы (подготовительному, формированию произносительных умений и навыков).

Допускается использование схем, графиков, рисунков, т.е. зрительных опор, способствующих формированию и развитию слухо-зрительно- двигательной координации.

-Формирование в ходе занятий целостного представления об образе звука и соответствующей ему букве.

-Сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального работника и хореографа) в подготовке и проведении логоритмических занятий.

-При подготовке логоритмических занятий следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения. Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.

Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий следующими средствами:

ходьба и маршировка в различных направлениях;

упражнения на развития дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус:

а) общеразвивающие;

б) коррекционные;

упражнения, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения для развития музыкального слуха;

ритмические упражнения;

пение;

упражнения игры на инструментах;

импровизация на детских музыкальных инструментах;

игровая деятельность:

а) игры на месте (статические);

б) малоподвижные и полуподвижные игры;

в) подвижные игры;

г) сюжетные подвижные игры;

д) игры с элементами спорта;

е) игры-драматизации;

развитие творческой инициативы;

заключительные упражнения на расслабление (релаксацию);

В соответствии с принципом систематичности и последовательности строится как перспективное планирование, так и отдельно взятое занятие.

Конечная цель - добиться от детей выполнения упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

Структура построения занятий представляет собой законченную систему.

Каждый следующий этап является логическим продолжением предшествующего, направлен на реализацию усложненных задач (по коррекции и развитию неречевых процессов, развитию речи и коррекции речевых нарушений), требует подключения новых, более высоких по своей организации уровней движения.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов центра: музыкального руководителя, логопеда, учителя. Организатором занятий выступает логопед.


Ожидаемые результаты

- Сформированность знаний но лексическим темам.

- Сформированность умений выполнять движения в соответствии с текстом.

- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

- Способность правильно выполнять артикуляцию звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

- Способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж биологически активных зон лица и тела.

- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

- Улучшение результатов диагностики развития речи.

- Воспитание бережного отношения к природе, животным.

- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ



п/п

Тема и содержание занятий

Количество занятий

Методики и задания

Оборудование

Дата

1

Тема «Осень»

Задачи:

- закреплять знания детей об осени как времени года;

- уточнить артикуляцию звука А в проговаривании чистоговорок;

- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;

- развивать силу голоса в упражнениях и играх.


3

Логоритми-ческая игра «Дары осени»

Макеты овощей и фруктов, осенних листьев, игрушки, музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение.


2

Тема «Игрушки»

Задачи:

- закреплять артикуляцию звуков А-У в звуковых играх.

- развивать у детей чувство ритма, умение согласовывать движения со словами.

развивать мимику.

- вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат.

3

Логоритми-ческая игра «Магазин игрушек»

Игрушки, музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение.


3

Тема: «Домашние животные»

Задачи:

уточнение артикуляции звука О,

учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука;

- развивать навыки двигательных импровизаций под текст;

- развивать мимику и пантомимику;

- продолжать формировать правильное речевое дыхание.

3

Логоритми-ческая игра «Кто как говорит?»

Картинки с домашними животными, игрушки, музыкальные инструменты. Музыкальное и звуковое сопровождение.


4

Тема: «Дикие животные»

Задачи:

- закрепить знания детей о зиме, ее приметах;

- развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте;

- формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.

3

Логоритми- ческая игра «Кто как к зиме готовится»

Картинки с дикими животными, игрушки, музыкальные инструменты, макеты. Музыкальное и звуковое сопровождение.


5

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Задачи:

- развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую - и двигательную память;

- развивать певческие навыки детей,

- учить детей двигаться пластично, выразительно.

3

Логоритми-ческая игра «Праздник «Новый год»

Бумажные снежинки, игрушки, музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение.


6

Тема: «Зимние забавы»

Задачи:

- развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения;

- развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.


3

Логоритмическая игра «Лепим снеговика»

Ватный снег, макеты. Музыкальное сопровождение.


7

Тема: «Птицы»

Задачи:

- закрепить знания детей по теме,

- формировать умение ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения;

сформировать длительный плавный ротовой выдох.

3

Логоритми- ческая игра «Изобрази птицу»

Картины с птицами. Музыкальное сопровождение.


8

Тема: «Весна»

Задачи:

- закрепить знания детей о весне, ее приметах;

- развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте;

формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.

3

Логоритми-ческая игра; К нам пришла весна-красна»

Наглядные материалы с изображением весны. Музыкальное сопровождение.


9

Тема: «В гостях у сказки»

Задачи:

- уточнение артикуляции гласных звуков, учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука;

- развивать навыки двигательных импровизаций под текст;

- развивать мимику и пантомимику;

продолжать формировать правильное речевое дыхание.

3

Логоритми- ческая игра «Колобок»

Сказка «Колобок» в картинках. Музыкальное сопровождение.


10

Тема: «Насекомые»

Задачи:

- расширить знания детей о насекомых и среде их обитания;

- уточнить артикуляцию согласных звуков, пропевать чистоговорки, слоговые ряды с этим звуком;

- совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи;


3

Логоритмическая игра «Звуки насекомых»

Картинки с насекомыми, игрушки. Музыкальное и звуковое сопровождение.


11

Тема: «В гостях у сказки»

Задачи:

- уточнение артикуляции гласных звуков, учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука;

- развивать навыки двигательных импровизаций под текст;

- развивать мимику и пантомимику;

продолжать формировать правильное речевое дыхание.

2

Логоритми- ческая игра «Терем-теремок»

Кукольный театр. Музыкальное сопровождение.


12

Тема: «В гостях у сказки»

Задачи:

- уточнение артикуляции гласных звуков, учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука;

- развивать навыки двигательных импровизаций под текст;

- развивать мимику и пантомимику;

продолжать формировать правильное речевое дыхание.

2

Логоритми- ческая игра «Волк и семеро козлят»

Картинки с сюжетом из сказки «Волк и семеро козлят». Музыкальное сопровождение.










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое обеспечение:

- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы), альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

- спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, корзины;

- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

- музыкальные инструменты.



Учебно-методический комплекс



1.Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.

2.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

3.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.

4.Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально- ритмической деятельности // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. Иркутск, 2002.

5.Воронова А.Е. Логоритмка в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Москва, 2006.

6. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008

7.Лапшина А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательной координации у умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности // Проблемы диагностик, коррекции валеологии в специальном коррекционном образовании. Красноярск, 1996. С. 30-39.

8.Лапшина А.Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации). Красноярск, 1997.

9.Ноделъман В.И., Воронова А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у детей с ограниченными возможностями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий // Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Иркутск, 2002.

10.Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959.

11.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972

12.Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1991


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.