Статья «Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса»
«Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса» Автор : Полянская Оксана Николаевна учитель английского языка МОУ «Школа № 78 города Донецка» г. Донецк, ДНР 2021 г.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. А.С.Макаренко
26 марта 2021 года Постановлением Народного Совета ДНР был принят Закон Донецкой Народной Республики № 265-IIНС «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». 26 марта 2021 года Постановлением Народного Совета ДНР был принят Закон Донецкой Народной Республики № 265-IIНС «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании».
Статья 1 : Статья 1 : «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к памяти защитников Донецкой Народной Республики и подвигам Героев Донецкой Народной Республики, закону и правопорядку, старшему поколению, человеку труда, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, природе и окружающей среде».
Существует много разных факторов, благодаря которым можно беспрепятственно способствовать формированию вышеперечисленных качеств личности. Одним из ключевых факторов является расширение связей семьи и школы для повышения эффективности воспитательного процесса. Трудно отрицать тот факт, что такие общественные институты, как семья и школа, имеют огромное влияние на воспитание человека, становление личности. Время не стоит на месте. Мы воочию можем не только наблюдать, но и принимать участие в кардинальных изменениях разнообразных сфер жизни общества. К сожалению, не все способны оперативно и гибко перестроить присущую им модель воспитания (чаще всего традиционную). Почему-то именно семья с характерным для неё консерватизмом, закоснелостью, влиянием чужих мнений, навязчивой идеей «быть не хуже других» сталкивается с определёнными трудностями, когда необходимо изменить стратегию воспитания.
Не все «ячейки общества» готовы приспособить свой образец воспитания под требования времени. Это неизбежно приводит к внутрисемейному кризису и конфликту, что, в той или иной степени, отражается на самых маленьких и незащищённых членах семьи – на детях. Корни таких проблем, как агрессивное поведение, бродяжничество, правонарушения и даже детский суицид, уходят глубоко в детство. Не все «ячейки общества» готовы приспособить свой образец воспитания под требования времени. Это неизбежно приводит к внутрисемейному кризису и конфликту, что, в той или иной степени, отражается на самых маленьких и незащищённых членах семьи – на детях. Корни таких проблем, как агрессивное поведение, бродяжничество, правонарушения и даже детский суицид, уходят глубоко в детство. Что поможет решить семейные проблемы и преодолеть кризис? Что поможет улучшить качество воспитания? Какое обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса? Ответом на эти вопросы может быть лишь повышение уровня просвещённости родителей, соблюдение основополагающих принципов сотрудничества семьи и учебного учреждения.
Повышение уровня педагогического «профессионализма» родителей возможно при осознании того факта, что школа не должна подменять семью. Основная задача школы заключается в том, чтобы органично дополнить семью, а не заменить её целиком и полностью. Как показал опыт, этот актуальный вопрос остро стоял на повестке дня при организации дистанционного обучения. Родители привыкли сознательно перекладывать свои функциональные обязанности в плане воспитания на плечи педагогов. Вынужденный локдаун при пандемии повсеместно выявил просчёты в семейной стратегии воспитания, когда у многих взрослых не хватало терпения и сил проводить со своими детьми столько времени. Как тут не вспомнить слова Е.Ермоловой: «Школа нужна не для того, чтобы дети учились, это они лучше делают сами, а для того, чтобы взрослые имели гарантированный отдых от той бурной деятельности, в которой дети сами себя учат»?!
«Я обеспечиваю ребёнка, а школа пусть учит и воспитывает»,- жизненное кредо многих мам и пап. «Я обеспечиваю ребёнка, а школа пусть учит и воспитывает»,- жизненное кредо многих мам и пап. А ведь родители забывают, что школа даёт ребёнку научные знания, воспитывает сознательное отношение к реальному миру и действительности. Семья, в свою очередь, обеспечивает практический жизненный опыт, применение полученных в школе знаний на практике. И то, и другое необходимо не только для гармоничного развития личности, но и для повышения эффективности воспитательного процесса. Всем участникам учебно-воспитательного процесса пора перейти от соперничества к сотрудничеству.
Для результативной коллаборации семьи и школы, для соблюдения единства требований можно выделить такие направления в работе: Для результативной коллаборации семьи и школы, для соблюдения единства требований можно выделить такие направления в работе: -создание условий для организации на базе учебного учреждения мероприятий тематической направленности для сплочения семьи и школы; -привлечение членов семей обучающихся к посильной помощи в организации и проведении школьных или классных мероприятий; -создание условий для организации работы родительских комитетов классов с привлечением в управлении учреждением и решении вопросов воспитания и обучения; -организация и проведение родительских собраний, тематических встреч, лекториев, конференций, круглых столов для обсуждения насущных проблем обучения и воспитания детей;
-оказание помощи родителям для урегулирования отношений и спорных ситуаций между ними, администрацией школы, учителями-предметниками; -оказание помощи родителям для урегулирования отношений и спорных ситуаций между ними, администрацией школы, учителями-предметниками; -своевременное и регулярное информирование родителей об успехах и неудачах детей, жизни класса и школы в целом. Успех в достижении поставленных целей при формировании личности во многом зависит от правильно организованного сотрудничества между школой и семьёй. Обучать и воспитывать каждого ребёнка следует только совместными усилиями! Эти слова должны стать главным постулатом в работе каждого учебного учреждения, в построении модели воспитания каждой семьи.
Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там. Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там. Х. Мураками