12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полянская Оксана Николаевна13474
Работаю в школе г. Донецка с 2002 года. Являюсь классным руководителем 11 класса.
Украина, Донецкая Народная Республика, город Донецк
21

«Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса»





"Расширение связей семьи и школы..."
DOCX / 17.71 Кб

​​​​​​​Аннотация. В статье затронуты вопросы расширения связей семьи и школы, вопросы стратегии воспитания гармоничной личности, вопрос обязательного условия повышения эффективности воспитательного процесса.


Ключевые слова: воспитание, формирование личности, воспитательная стратегия, семейный кризис и проблемы, сотрудничество, взаимодействие.

 «Расширение связей семьи и школы
как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса»

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А.С.Макаренко

         26 марта 2021 года Постановлением Народного Совета ДНР был принят Закон Донецкой Народной Республики № 265-IIНС «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании».

         Статья 1 : «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к памяти защитников Донецкой Народной Республики и подвигам Героев Донецкой Народной Республики, закону и правопорядку, старшему поколению, человеку труда, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, природе и окружающей среде».

         Существует много разных факторов, благодаря которым можно беспрепятственно способствовать формированию вышеперечисленных качеств личности. Одним из ключевых факторов является расширение связей семьи и школы для повышения эффективности воспитательного процесса. Трудно отрицать тот факт, что такие общественные институты, как семья и школа, имеют огромное влияние на воспитание человека, становление личности.

         Время не стоит на месте. Мы воочию можем не только наблюдать, но и принимать участие в кардинальных изменениях разнообразных сфер жизни общества. К сожалению, не все способны оперативно и гибко перестроить присущую им модель воспитания (чаще всего традиционную). Почему-то именно семья с характерным для неё консерватизмом, закоснелостью, влиянием чужих мнений, навязчивой идеей «быть не хуже других» сталкивается с определёнными трудностями, когда необходимо изменить стратегию воспитания. Не все «ячейки общества» готовы приспособить свой образец воспитания под требования времени. Это неизбежно приводит к внутрисемейному кризису и конфликту, что, в той или иной степени, отражается на самых маленьких и незащищённых членах семьи – на детях. Корни таких проблем, как агрессивное поведение, бродяжничество, правонарушения и даже детский суицид, уходят глубоко в детство.

         Что поможет решить семейные проблемы и преодолеть кризис? Что поможет улучшить качество воспитания? Какое обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса? Ответом на эти вопросы может быть лишь повышение уровня просвещённости родителей, соблюдение основополагающих принципов сотрудничества семьи и учебного учреждения. Повышение уровня педагогического «профессионализма» родителей возможно при осознании того факта, что школа не должна подменять семью. Основная задача школы заключается в том, чтобы органично дополнить семью, а не заменить её целиком и полностью.

         Как показал опыт, этот актуальный вопрос остро стоял на повестке дня при организации дистанционного обучения. Родители привыкли сознательно перекладывать свои функциональные обязанности в плане воспитания на плечи педагогов. Вынужденный локдаун при пандемии повсеместно выявил просчёты в семейной стратегии воспитания, когда у многих взрослых не хватало терпения и сил проводить со своими детьми столько времени. Как тут не вспомнить слова Е.Ермоловой: «Школа нужна не для того, чтобы дети учились, это они лучше делают сами, а для того, чтобы взрослые имели гарантированный отдых от той бурной деятельности, в которой дети сами себя учат»?!

        «Я обеспечиваю ребёнка, а школа пусть учит и воспитывает», - жизненное кредо многих мам и пап. А ведь родители забывают, что школа даёт ребёнку научные знания, воспитывает сознательное отношение к реальному миру и действительности. Семья, в свою очередь, обеспечивает практический жизненный опыт, применение полученных в школе знаний на практике. И то, и другое необходимо не только для гармоничного развития личности, но и для повышения эффективности воспитательного процесса.

         Всем участникам учебно-воспитательного процесса пора перейти от соперничества к сотрудничеству.  Для результативной коллаборации семьи и школы, для соблюдения единства требований можно выделить такие направления в работе:

-создание условий для организации на базе учебного учреждения мероприятий тематической направленности для сплочения семьи и школы;

-привлечение членов семей обучающихся к посильной помощи в организации и проведении школьных или классных мероприятий;

-создание условий для организации работы родительских комитетов классов с привлечением в управлении учреждением и решении вопросов воспитания и обучения;

-организация и проведение родительских собраний, тематических встреч, лекториев, конференций, круглых столов для обсуждения насущных проблем обучения и воспитания детей;

-оказание помощи родителям для урегулирования отношений и спорных ситуаций между ними, администрацией школы, учителями-предметниками;

-своевременное и регулярное информирование родителей об успехах и неудачах детей, жизни класса и школы в целом.

         Успех в достижении поставленных целей при формировании личности во многом зависит от правильно организованного сотрудничества между школой и семьёй.

         Обучать и воспитывать каждого ребёнка следует только совместными усилиями! Эти слова должны стать главным постулатом в работе каждого учебного учреждения, в построении модели воспитания каждой семьи.


Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там.

Х. Мураками

Использованные ресурсы:

1. https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-obrazovanii-5/
2.
https://www.livelib.ru/author/237524/quotes-vasilij-suhomlinskij
3. https://i007.fotocdn.net/s129/84c2cffeb3fe8743/public_pin_l/2920815965.jpg
4. https://bookree.org/reader?file=1482282
5. https://урок.рф/library/semya_i_shkola_aktualnie_problemi_innovatcionnie_195214.html
6. https://akr.gppc.ru/wp-content/uploads/2020/06/Primernaya-programma-vospitaniya_2020.pdf
7. https://burido.ru/1111-tsitaty-pro-shk

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.