Статья «Развитие чирлидинга в Алтайском крае посредством интеграции дополнительно, общего и высшего образования»
Развитие чирлидинга в Алтайском крае посредством интеграции дополнительно, общего и высшего образования
Щукина Галина Евгеньевна, старший методист
КГБУ ДО «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи»
Одна из приоритетных задач Минпросвещения России – создание условий для обеспечения здорового образа жизни, развитие массового спорта, формирование системы мотивации у детей и подростков к здоровому образу жизни. Современная система школьного и массового спорта, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности имеют ведущее значение в процессах воспитания личности ребенка и обладают широкими возможностями, направленными на социализацию и личностное развитие детей и молодёжи, способствуют повышению личных показателей физической подготовленности, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Массовый спорт является одним из инструментов физического воспитания детей и молодёжи. В первую очередь массовый спорт представлен во внеурочной деятельности в школах и в деятельности организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Для решения этой задачи создаются условия по развитию школьных спортивных клубов, которые включают систематический подход в рамках урочной и внеурочной деятельности физкультурно-спортивного направления в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей.[1]
Решением этой задачи вот уже на протяжении пяти лет занимается КГБУ ДО «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи» (АКДТДиМ), являясь региональной опорной площадкой по развитию и популяризации чир спорта в Алтайском крае.
Именно чирлидинг сегодня является перспективным направлением, инновационной формой обучения, как в системе дополнительного образования, так и во внеурочном учебно-воспитательном процессе общеобразовательных организаций. Кроме того, чирлидинг пользуется большой популярностью среди детей и подростков, доступен обучающимся с разными группами здоровья.
Востребованность этого вида спорта в молодёжной среде, его значимость для физического и личностного развития детей и подростков, а также имеющийся положительный опыт внедрения технологий обучения чирлидингу в образовательную практику учреждений дополнительного образования детей послужили поводом к разработке проекта «Ступени чирлидинга», основной целью которого является создание системы интеграции общего и дополнительного образования с учетом региональной специфики и возможностей для обучения первоначальным навыкам чирлидинга школьников Алтайского края, в том числе состоящих на учете ОДН и ВШК. Создание такой системы и ее последующая реализация, по мнению разработчиков проекта, позволит вовлечь в массовое чирлидинговое движение и сформировать мотивацию у детей и подростков к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физической культурой.
Так, в рамках реализации проекта на территории края в 2020 году в четырех муниципальных образованиях (Змеиногорском, Мамонтовском, Поспелихинском и Топчихинском районах), на базе учреждений дополнительного образования были созданы опорно-методические центры (ОМЦ), основная деятельность которых заключается в вовлечении детей и подростков близлежащих школ в занятия чир спортом с целью формирования культуры здорового образа жизни и личностного саморазвития.
Реализация совместного плана мероприятий, выполнение договора о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сети чирлидинга», позволили обеспечить новый виток в развития чирлидинга и массового спорта в крае.
Для повышения профессионального мастерства руководителей ОМЦ в вопросах преподавания чирлидинга специалистами АКДТДиМ в течение учебного года был организован ряд обучающих мероприятий: семинары-практикумы, вебинары, мастер-классы. Разработанные информационно-методические материалы (Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чирлидинг. Старт», учебно-методическое пособие по реализации комплекса мероприятий, организации и проведению занятий по чирлидингу со школьниками 10-17 лет в образовательных организациях Алтайского края, в том числе в школьных спортивных клубах и учреждениях спортивной подготовки, демонстрационный дидактический материал на ютуб-канале «Новое поколение. Сибирский чир» https://www.youtube.com/watch?v=4X_r82aAwFY ) успешно проходят адаптацию на занятиях по чирлидингу со школьниками.
Осуществление плана мероприятий выездного образовательного проекта «Спортивный десант» стало возможным благодаря интеграции ресурсов, кадровых и материальных. В период пандемии это оказалось очень актуальным. Так обученные юные демонстраторы-чирлидеры на летних досуговых площадках по месту жительства проводили для своих сверстников занятия и мастер-классы по чирлидингу. Инновационный опыт организации площадки «Нескучное чир-лето», в парке «Центральный» г. Барнаула привлек внимание подростков, педагогов и родителей. В течение всего лета по согласованию с организаторами проекта на площадку приезжали представители (подростки, педагоги, родители) из районов Алтайского края, чтобы принять участие в тренировочных занятиях и перенять опыт для его внедрения на своей территории. Тем более что у современных школьников снижается интерес к урокам физической культуры, зачастую, из-за отсутствия мотивации или боязни показаться неуспешным перед сверстниками, например, при сдаче нормативов. В дополнительном же образовании, будь то внеурочная деятельность или же занятия в учреждении, педагог старается создать ситуацию успеха для каждого обучающегося, учитывая его физическое и психологическое развитие. При реализации программы педагогом составляются индивидуальные образовательные маршруты с учетом возможностей и интересов детей. К большому сожалению, на уроках физической культуры в школе учитель не всегда может создать комфортную ситуацию для всех учащихся.
Включение достоинств дополнительного образования в контекст общего в данном случае и призвано расширить компетентностную составляющую общего образования. Таким образом, несомненные характеристики дополнительного образования, такие как добровольность выбора, индивидуальные образовательные траектории, большой блок самостоятельной работы и безусловная ориентация на успех необходимо максимально перенести в область общего образования, поскольку именно в таких условиях возникает мотивация на учебную деятельность.
С этой целью инициативная группа проекта разработала интегративную модель (дополнительное, общее и высшее образование), реализация которой обеспечит дальнейшее развитие чирлидинга в Алтайском крае и позволит вовлечь школьников и студентов образовательных организаций в массовый спорт с учетом региональной специфики и возможностей (рис.).
Исходя из существующего опыта такой интеграции – качественного взаимодействия всех элементов структуры модели – региональная опорная площадка по развитию чирлидинга (педагоги и обучающиеся школы спортивного чирлидинга «Флай» КГБУ ДО «АКДТДиМ» – опорно-методические центры муниципальных образований Алтайского края (педагоги-руководители и обучающиеся) – школьники и учителя физической культуры образовательных организаций, расположенных на территории муниципальных образований, а также работа опорно-методического центра российских студенческих отрядов Алтайского края со студентами высших учебных заведений г. Барнаула можно предположить, что этот процесс позволит охватить занятиями по чирлидингу большее количество школьников и студентов Алтайского края. В то же время хочется надеяться, что в образовательный процесс активно включаться дети и подростки с девиантным поведением, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ведь чирлидинг как вид спорта располагает таким набором движений, упражнений, которые, при определенных условиях, могут выполнить практически все, желающие им заниматься. Школьники на занятиях чирлидингом не только учатся правильно выполнять физические упражнения (практически те же самые, что и на уроках физической культуры в школе), но и формируют, и развивают гибкие навыки взаимодействия. При разучивании и выполнении чирлидинговых элементов, а в дальнейшем и выступлении на конкурсе, соревнованиях и т.д. у ребенка развивается эмоционально-волевая сфера, формируются этические установки, появляется возможность для выбора идеалов духовности и созидательного творчества.
Еще одним положительным моментом такой интеграции можно считать активную задействованность обучающихся школы спортивного чирлидинга «Флай» в процессе обучения чирлидингу школьников края. Отлично подготовленные юные чирлидеры стали демонстраторами при проведении мастер-классов для своих сверстников. А студенты-демонстраторы опорно-методического центра РСО (российские студенческие отряды) успешно проводят занятия, как для студентов, так и для школьников в качестве волонтеров-наставников.
Таким образом, в перспективе, сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей, практика включения трех образовательных сфер в один учебно-воспитательный процесс на основе опыта работы опорно-методических центров, сделает обучение для школьников интересным и успешным. А главным плюсом такой интеграции будет качественный результат, как для образовательных организаций, так и для обучающихся.
В перспективе, сотрудники региональной опорной площадки планируют обратиться в комитет по образованию г. Барнаула с предложением о разработке и реализации совместного пилотного проекта «Чирлидинг – в школу» для школьников г. Барнаула.
Результаты интеграции для обучающихся:
Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения, в том числе для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Расширяет тематику изучаемого материала на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.
Реализует лучшие личностные качества.
Повышает самооценку, личностный рост.
Результаты интеграции для образовательного учреждения:
Адекватность современным требованиям образования и воспитания.
Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем.
Широкий выбор деятельности.
Появление новых перспектив развития.
Получение качественного педагогического результата.
1. По материалам сайта Минпросвещения России