Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках биологии

19
10
Материал опубликован 16 March 2022 в группе

«Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках биологии»


Фалина Ирина Валериевна,

учитель биологии высшей категории,

МБОУ «Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова»,

г. Самара


Аннотация. В статье рассматривается опыт использования ИКТ-технологий в процессе преподавания курса биологии.

Ключевые слова: информационные технологии, презентации, онлайн-тестирование, онлайн-обучение, интерактивные  платформы.


Неоспоримый факт, что современный процесс обучения просто невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. Я начну с определения, что такое ИКТ-технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие) [2].

Более простыми словами – это разнообразные методы и способы использования информации с помощью технических средств, т.е. с помощью компьютеров, ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов.

ИКТ-технологии можно использовать на уроках любого типа.  Учителю это облегчает объяснение нового материала. С помощью видеотехники можно показать презентацию, можно продемонстрировать фрагмент фильма, можно провести письменный опрос, демонстрируя вопросы на экран. Однако самое интересное то, что можно вовлечь каждого ученика в активную работу на уроке. Только педагогу при этом нужно:

  1. Самому хорошо разбираться в возможностях компьютерных программ и сервисов;
  2. Не останавливаться на достигнутом, постоянно учиться чему-то новому и учить этому детей;
  3. Применять ИКТ-технологии регулярно и в разумных пределах [6].

С точки зрения использования информационно-коммуникативных технологий на уроках можно выделить:

1.Уроки демонстрационного типа. Педагог при изучении темы использует презентации. Можно демонстрировать свою презентацию, а можно воспользоваться презентациями своих коллег. Я использую оба варианта. Некоторые авторские презентации размещены на моем сайте. Пример презентации по теме «Отряд Насекомоядные млекопитающие» можно посмотреть в источниках по ссылке [4].

http://ifvallerie.ucoz.com/_si/0/24430145.jpg


Пример авторской презентации по теме "Органы цветковых растений: цветок" можно увидеть по ссылке [5]:

http://ifvallerie.ucoz.com/_nw/1/s08810154.jpg


С помощью презентаций можно:

  • Подать информацию по строго заданному алгоритму
  • Осуществить нестандартную подачу материала
  • Логически структурировать материал
  • Красиво оформить подачу информации
  • Посмотреть тематические фрагменты фильмов
  • Смоделировать конкретный биологический процесс
  • Поработать с интерактивным заданием
  • Провести закрепление и проверку знаний [8].

2. Уроки компьютерного тестирования. Их возможно проводить в кабинете информатики, а он не всегда бывает свободен. Мне понравился сервис Online Test Pad. Этой платформой я неоднократно пользовалась при дистанционном обучении. В качестве примера тест для проверки знаний «Тип Кишечнополостные», ссылка в источниках [10].
Онлайн-тест "Тип Кишечнополостные"
JPG / 35.83 Кб


Онлайн-тест по кишечнополостным животным.
JPG / 35.83 Кб

3. Уроки конструирования. Такие уроки, к сожалению, очень редки, чаще всего это выступает как форма подготовки домашнего задания [7].

В качестве примера: провожу уроки по изучению многообразия животных в кабинете информатики, так как в конце урока ученики должны создать мультимедиа-продукт – презентацию об определенном животном или об отряде животных.

При проведении подобных уроков упор делаю на следующие аспекты:

1.Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Не все дети могут работать самостоятельно. Тем, кто может организовать свою работу, даю индивидуальную тему. Учеников, испытывающих затруднения с обработкой и использованием информации, соединяю в группы, но обязательно назначаю в группу «старшего», т.е. ученика, который помогает остальным выполнить задание.

2.Диалоговый характер обучения. В любой момент, на любом этапе выполнения задания ученик имеет возможность получить консультацию педагога (по типу «прямая – обратная связь»), если возникшие затруднения не смог решить «старший» группы.

3.Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. На этапах самостоятельного получения знаний вскрываются затруднения, которые возникают у большинства обучающихся. Например, не все знают правила создания презентаций. Педагогу в таком случае необходимо остановиться на правилах и только потом перейти к созданию зачетной презентации.

4.Обеспечение психологического ком­форта учеников при общении с компьютером. Бытует мнение, что современные дети должны быть на «короткой ноге» с техникой. Да, ученики используют телефоны для просмотра видео, общения в социальных сетях, играют в разные игры. Но обработке и представлению информации многих учеников надо учить [1].

5.Повышение мотивации обучающихся через применение заданий нетрадиционного типа. В процессе закрепления знаний, например, ученики решают онлайн-кроссворды. Кроссворд “Тип Кишечнополостные» доступен по ссылке [9].

s1647526822.jpg
Кроссворд "Тип Кишечнополостные"

Информационный поток, окружающий современных детей, очень велик. И главная задача педагога заключается в том, чтобы ученики научились использовать эту информацию для решения самых разнообразных вопросов. Дети должны научиться жить «в мире, который ценит способность формулировать вопросы, а затем находить ответы на эти вопросы» [3].

Используемые источники:

1. Александренко Наталья Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-shkolnikov-na-osnove-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 05.03.2022).

2. Деменцова, В. И. Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся / В. И. Деменцова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7980/ (дата обращения: 05.03.2022).

3. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 809-811. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 05.03.2022).

4. http://ifvallerie.ucoz.com/index/zoologija/0-156

5. http://ifvallerie.ucoz.com/index/moi_prezentacii_po_botanike/0-160

6. https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/

7. https://scienceforum.ru/2015/article/2015010714?ysclid=l0r4co02he

8. Фалина И.В. «Создание мультимедийных презентаций при изучении курса биологии в 7-м классе»  Режим доступа:

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292646-sozdanie-multimedijnyh-prezentacij-pri-izuche

9. https://onlinetestpad.com/ru/crosswordview/155343-tip-kishechnopolostnye

10. https://onlinetestpad.com/ru/testview/984557-tip-kishechnopolostnye



Комментарии

Ирина Валерьевна! Поздравляю с победой в конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников».

21 March 2022

Лидия Петровна, очень приятно получить поздравление от коллеги. Большое спасибо!

21 March 2022

С ПОБЕДОЙ!!!!!

21 March 2022

Ирина Михайловна, спасибо за поздравление!

22 March 2022

Ирина Валериевна, поздравляю с победой в конкурсе статей "Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников"!

22 March 2022

Раиса Поликарповна, благодарю за поздравление!

23 March 2022

Ирина Валерьевна!

15 April 2022

Большое спасибо, Галина Владимировна. И Вам всего наилучшего!

16 April 2022

С Победой! Отличная работа!!!

4 June 2022

Большое спасибо, Марина Юрьевна!

4 June 2022

Похожие публикации