Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках биологии
«Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках биологии»
Фалина Ирина Валериевна,
учитель биологии высшей категории,
МБОУ «Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова»,
г. Самара
Аннотация. В статье рассматривается опыт использования ИКТ-технологий в процессе преподавания курса биологии.
Ключевые слова: информационные технологии, презентации, онлайн-тестирование, онлайн-обучение, интерактивные платформы.
Неоспоримый факт, что современный процесс обучения просто невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. Я начну с определения, что такое ИКТ-технологии.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие) [2].
Более простыми словами – это разнообразные методы и способы использования информации с помощью технических средств, т.е. с помощью компьютеров, ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов.
ИКТ-технологии можно использовать на уроках любого типа. Учителю это облегчает объяснение нового материала. С помощью видеотехники можно показать презентацию, можно продемонстрировать фрагмент фильма, можно провести письменный опрос, демонстрируя вопросы на экран. Однако самое интересное то, что можно вовлечь каждого ученика в активную работу на уроке. Только педагогу при этом нужно:
- Самому хорошо разбираться в возможностях компьютерных программ и сервисов;
- Не останавливаться на достигнутом, постоянно учиться чему-то новому и учить этому детей;
- Применять ИКТ-технологии регулярно и в разумных пределах [6].
С точки зрения использования информационно-коммуникативных технологий на уроках можно выделить:
1.Уроки демонстрационного типа. Педагог при изучении темы использует презентации. Можно демонстрировать свою презентацию, а можно воспользоваться презентациями своих коллег. Я использую оба варианта. Некоторые авторские презентации размещены на моем сайте. Пример презентации по теме «Отряд Насекомоядные млекопитающие» можно посмотреть в источниках по ссылке [4].
Пример авторской презентации по теме "Органы цветковых растений: цветок" можно увидеть по ссылке [5]:
С помощью презентаций можно:
- Подать информацию по строго заданному алгоритму
- Осуществить нестандартную подачу материала
- Логически структурировать материал
- Красиво оформить подачу информации
- Посмотреть тематические фрагменты фильмов
- Смоделировать конкретный биологический процесс
- Поработать с интерактивным заданием
- Провести закрепление и проверку знаний [8].
2. Уроки компьютерного тестирования. Их возможно проводить в кабинете информатики, а он не всегда бывает свободен. Мне понравился сервис Online Test Pad. Этой платформой я неоднократно пользовалась при дистанционном обучении. В качестве примера тест для проверки знаний «Тип Кишечнополостные», ссылка в источниках [10].
Онлайн-тест "Тип Кишечнополостные"
JPG / 35.83 Кб
Онлайн-тест по кишечнополостным животным.
JPG / 35.83 Кб
3. Уроки конструирования. Такие уроки, к сожалению, очень редки, чаще всего это выступает как форма подготовки домашнего задания [7].
В качестве примера: провожу уроки по изучению многообразия животных в кабинете информатики, так как в конце урока ученики должны создать мультимедиа-продукт – презентацию об определенном животном или об отряде животных.
При проведении подобных уроков упор делаю на следующие аспекты:
1.Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Не все дети могут работать самостоятельно. Тем, кто может организовать свою работу, даю индивидуальную тему. Учеников, испытывающих затруднения с обработкой и использованием информации, соединяю в группы, но обязательно назначаю в группу «старшего», т.е. ученика, который помогает остальным выполнить задание.
2.Диалоговый характер обучения. В любой момент, на любом этапе выполнения задания ученик имеет возможность получить консультацию педагога (по типу «прямая – обратная связь»), если возникшие затруднения не смог решить «старший» группы.
3.Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. На этапах самостоятельного получения знаний вскрываются затруднения, которые возникают у большинства обучающихся. Например, не все знают правила создания презентаций. Педагогу в таком случае необходимо остановиться на правилах и только потом перейти к созданию зачетной презентации.
4.Обеспечение психологического комфорта учеников при общении с компьютером. Бытует мнение, что современные дети должны быть на «короткой ноге» с техникой. Да, ученики используют телефоны для просмотра видео, общения в социальных сетях, играют в разные игры. Но обработке и представлению информации многих учеников надо учить [1].
5.Повышение мотивации обучающихся через применение заданий нетрадиционного типа. В процессе закрепления знаний, например, ученики решают онлайн-кроссворды. Кроссворд “Тип Кишечнополостные» доступен по ссылке [9].
Информационный поток, окружающий современных детей, очень велик. И главная задача педагога заключается в том, чтобы ученики научились использовать эту информацию для решения самых разнообразных вопросов. Дети должны научиться жить «в мире, который ценит способность формулировать вопросы, а затем находить ответы на эти вопросы» [3].
Используемые источники:
1. Александренко Наталья Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-shkolnikov-na-osnove-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 05.03.2022).
2. Деменцова, В. И. Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся / В. И. Деменцова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7980/ (дата обращения: 05.03.2022).
3. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 809-811. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 05.03.2022).
4. http://ifvallerie.ucoz.com/index/zoologija/0-156
5. http://ifvallerie.ucoz.com/index/moi_prezentacii_po_botanike/0-160
6. https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/
7. https://scienceforum.ru/2015/article/2015010714?ysclid=l0r4co02he
8. Фалина И.В. «Создание мультимедийных презентаций при изучении курса биологии в 7-м классе» Режим доступа:
9. https://onlinetestpad.com/ru/crosswordview/155343-tip-kishechnopolostnye
10. https://onlinetestpad.com/ru/testview/984557-tip-kishechnopolostnye
Фокина Лидия Петровна
Фалина Ирина Валериевна
Дементьева Ирина Михайловна
Фалина Ирина Валериевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Фалина Ирина Валериевна
Галина Владимировна
Фалина Ирина Валериевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фалина Ирина Валериевна