Статья «Роль проектной деятельности в технологии организации и проведения праздничных мероприятий»

3
0
Материал опубликован 27 November 2020 в группе



                                                  Публикация на тему:



«Роль проектной деятельности в технологии организации и проведения праздничных мероприятий»



МАДОУ «Детский сад № 9

«Красная шапочка»

Московская область

г. Зарайск

Музыкальный руководитель:

Васильева Татьяна

Васильевна











                                                        Ноябрь 2020 г




Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у воспитанников ДОУ универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Целью современного ДОУ является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному умению, как некоей компетентности. Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность воспитанника, научить дошкольника проектированию мы называем проектным обучением.

Метод проекта – это система обучения (технология) при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе жёсткого планирования педагога и неукоснительного исполнения воспитанниками постоянно усложняющего в основном практических знаний, так называемых проектов.

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

При работе над проектами у воспитанников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в ДОУ есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности воспитанников — проектной деятельности.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой. 
Вовлечение дошкольников в проектную деятельность происходит постепенно. Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности,  хорошим опытом является работа над учебным проектом.
Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, 
зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, воспитанник определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, воспитанник увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — 
как это делать. Поняв это, воспитанник выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже в подготовительной группе ДОУ.

Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы.

Примерный перечень критериев выглядит так:
– Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
– Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
– Творческий и аналитический подход к работе.
– Соответствие требованиям оформления письменной части работы.
– Анализ процесса и результата работы.
– Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.
– Качество проведения презентации.

Для выбора темы проекта воспитателю необходимо заранее определиться в следующих вопросах:

- какая форма проведения праздника наиболее оптимальна;

- можно ли связать подготовку праздника с самостоятельной деятельностью;

- потребуется ли помощь родителей;

- сколько времени понадобится для подготовки праздника.

Прекрасным примером является небольшая викторина, которая стимулирует познавательный интерес и может готовиться сначала воспитателем, а затем самими воспитанниками.

На данном этапе целесообразно обсуждение с детьми вопросов, связанных с названием будущего праздника, формой, местом и временем его проведения. Для этого подходит такой известный приём, как «мозговой штурм», основные правила которого:

- высказывать идеи достаточно быстро;

- идеи могут быть достаточно самые разные, какими бы неожиданными и невыполнимыми они ни казались на первый взгляд;

- следует избегать длинных предложений, содержащих анализ;

- обсуждать идеи запрещается.

Высказываемые идеи дошкольниками записываются воспитателем по всему полю доски произвольно, чтобы не выделять отдельные мысли.

Можно предложить детям свои идеи и в письменной форме, заканчивая фразы, сформулированные педагогом по принципу методики незаконченных предложений. Это позволяет воспитанникам пофантазировать, помечтать, окунуться в атмосферу радостного ожидания. После этого в ходе совместного обсуждения выбираются самые лучшие идеи, которые и будут реализовываться в проекте.

В творческих проектах-праздниках каждая группа старших дошкольников решает частные задачи, необходимые для реализации общего коллективного дела. Соответственно, предметом деятельности групп в данном случае выступает часть итогового продукта, например сценарий праздника, декорации, пригласительные билеты для гостей, фонограмма, костюмы, отдельный номер для концерта и т. п.

После формирования групп учащиеся самостоятельно планируют свою работу, распределяют обязанности.

По окончании данного этапа необходимо организовать итоговый сбор детских групп или их представителей (это зависит от формы проведения праздника) для того, чтобы убедиться в окончательной готовности к презентации проекта, решить возникшие на финише вопросы и в некоторых случаях провести сводную репетицию.

Проекты - праздники обладают максимальными возможностями для осуществления совместной творческой деятельности воспитанников и их родителей. Взрослые при подготовке праздников могут оказывать детям мотивационную, информационную, организационную и техническую поддержку, а также быть консультантами творческих групп. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности старших дошкольников – сотрудничество, содействие, партнёрство с детьми. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и готовили праздники вместе с детьми, а не вместо них. В связи с этим привлечение родителей к проектной деятельности должно быть специально организованно педагогом.

Целесообразно провести родительское собрание (семинар) или серию собраний, на которых объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участия родителей в проектной деятельности воспитанников, демонстрируются видеофрагменты презентаций детско - родительских проектов, а также продукты проектной деятельности дошкольников.

Презентацией результатов проектной деятельности является праздник. На этом этапе независимо от успешности праздника, следует помнить о том , что сам концерт (турнир, викторина, и т. д.)- это всего лишь внешний продукт проектной деятельности .

Практически любой праздник в ДОУ предполагает награждение детей, и в этом педагогу необходимо соблюдать особую корректность, Как показал опыт, наиболее удачным при проведении командных конкурсов является награждение по номинациям (самые активные, дружные, быстрые, оригинальные и т. д.) и выделение одной команде- победительнице, а не распределение всех по местам. Каждому ребёнку надо вручить что-то памятное, в ДОУ дети относятся к этому очень трепетно. Также на самом празднике важно отметить тех, чьи старания были задействованы при его подготовке.

Покажем роль проектной деятельности на примере подготовки и проведения праздника Нового года в подготовительной группе МАДОУ.

Актуальность: Участие детей в общественных праздниках должно быть не

исключением, а закономерностью. Нужно дать понять ребёнку важность происходящего момента подготовки к празднику, самого праздника, атрибутики и традиций проведения праздника, т. е. включить его в активную жизнь людей.

Идея проекта: совместный проект воспитанников, педагогов и родителей,

направленный на формирование межличностных отношений воспитанников в процессе подготовки к празднику.

Проблемы, решаемые в ходе проекта: вовлечение ребёнка в

подготовку и проведение праздника Нового года, формирование интереса

творческой деятельности в коллективе и межличностных отношений.

Продукты проекта: сценарий новогоднего праздника, новогодние костюмы для детей, декоративные элементы для украшения музыкального зала, творческие работы воспитанников.

Проблемные вопросы, которые решают дети в ходе проекта:

- В какое время года отмечают праздник Нового года?

- Что является символом праздника?

- Какие украшения можно изготовить своими руками?

- Какие традиции соблюдаются при проведении праздника?

Цель проекта: формирование коммуникативных умений воспитанников,

ход подготовки и празднования Нового года.

Задачи:

- вовлечение воспитанников в совместную деятельность при подготовке праздника;

- познакомить воспитанников с символами и традициями проведения праздника Нового года;

- формирование творческих способностей воспитанников посредством музыки, стихов;

- изготовление украшений для новогодней ёлки своими руками;

- формирование навыка общения в процессе совместной работы.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Режим работы: самостоятельная деятельность, на музыкальных занятиях.

Доминирующий вид проектной деятельности: информационный, практический.

Участники : подготовительная группа МАДОУ

Форма организации детей: коллективная работа с воспитанниками, педагогами, родителями.

Средства и материалы:  материал для изготовления костюмов (цветная

бумага, картон, ткань, фломастеры, бисер и т.д.), материал для изготовления

ёлочных игрушек (цветная бумага, клей, ножницы и т.д.), новогодние игрушки, музыкальное сопровождение «В лесу родилась ёлочка».

Общее время работы над проектом: 1.12.2019-31.12.2019, краткосрочный.

Характеристика проекта и направленность: развивающий, социальный.

Методы:  инструктаж, объяснение, конструирование, изготовление поделок из бумаги, рассматривание иллюстраций о зиме, инсценировка, музыкальное сопровождение.

Этапы в работе над проектом:

1. Постановка проблемы.

2. Цели и задачи.

3. Определение участников проекта.

4. Распределение обязанностей.

5. Презентация проекта.

6. Подведение итогов проектной работы.

Распределение обязанностей и совместная деятельность

в проектной деятельности:

1.Распределение ролей между детьми.

При распределении ролей учитывались:

- индивидуальные особенности ребёнка;

- уровень его возможностей;

- психическое состояние.

Роли, требующие активности, получили дети с наиболее развитой двигательной функцией. «Пассивные» воспитанники получили более «спокойные» роли, «лидеры» - главные роли.

2. Выбор костюмов и их обсуждение с родителями.

Перед распределением ролей обсуждали с родителями, костюмы каких персонажей имеются в наличии, выясняли творческие возможности родителей (умение фантазировать, шить, рисовать).

3. Репетиции мероприятия.

Репетиции проходили каждый день в течение 2х недель. В первые дни в ходе репетиций возникали следующие трудности:

- дети трудно привыкали друг к другу в новом образе;

- плохо соотносили себя со своей ролью;

- отказывались участвовать в репетиции.

По истечении недели репетиций дети привыкли друг к другу, поведение их улучшилось.

4. Просмотр мультфильмов о новогоднем празднике в МАДОУ и дома вместе с родителями.

Для того, чтобы обогатить знания детей о празднике Нового года, в МАДОУ

ввели просмотр следующих мультфильмов: «Дед Мороз и лето», «Снеговик -

почтовик», «Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Дед Мороз и серый волк», «Куда уходит старый год».

Родители активно включались в процесс подготовки детей к празднику

Нового года и организовывали просмотр мультфильмов и репетиций в

домашних условиях.

5. Обсуждение.

После просмотра мультфильмов провели беседу с детьми по содержанию

мультфильмов: «Что произошло с Дедом Морозом?», «Куда отправился

снеговик?» и т.д.

6. Изготовление костюмов.

Некоторые родители творчески подошли к изготовлению костюмов для

детей: изготовили костюмы из мишуры, цветной бумаги, лент, различных

подручных средств.

7. Представление песни «В лесу родилась ёлочка» на дошкольном празднике Нового года.

Описание работы

Подготовительные занятия

Занятие 1. Экскурсия «Сезонные изменения в природе. Зима».

Цель: познакомить с характерными признаками зимы.

Задачи: учить воспринимать окружающий мир целостно, включая все

сенсорные каналы, провести наблюдения за сезонными изменениями зимой

(снег, деревья, сбросившие листья, рябина, снегири, кормушки для птиц,

морозные узоры на стекле, снеговик и т.д.), развитие тактильного

восприятия (снег, ягоды рябины, корм для птиц и т.д.), воспитание культуры

межличностного взаимодействия.

Словарь: зима, снег, снегири, снеговик, мороз, кормушка.

Виды деятельности воспитанников: изучение одежды людей, наблюдение за изменением цвета неба, лепкой снеговика, рассматривание снега и следов на снегу, нахождение рябины, проба снега и ягод рябины на ощупь,

рассматривание их формы и цвета, наблюдение за поведением птиц, корм

птиц хлебными крошками и их счёт.

Домашнее задание: совместно с родителями слепить снеговика, покормить

птиц, насыпав корм в кормушки, понаблюдать, как птицы клюют ягоды с

рябины.


На занятии по рисованию под впечатлением экскурсии дети предложили нарисовать снеговика.

Занятие 2. Развитие о представлении Нового года.

Тема: праздник Нового года

Цель: развитие коммуникативной функции речи и мышления.

Задачи: познакомить детей с зимним праздником Нового года, обобщить и

закрепить знания, полученные во время экскурсии, в практической деятельности, составить рассказ по картине «Новогодний карнавал», развитие и коррекция психических процессов, общей и мелкой моторики.

Словарь: Новый год, ёлка, ёлочные игрушки и украшения, гирлянда, Дед

Мороз, Снегурочка, карнавальный костюм.

Ход занятия:

1. Рассматривание музыкального зала, ёлки ; обсуждение

праздника: как он называется, в какое время года проходит, что наряжают к

празднику; закрепление знаний, полученных во время экскурсии.

2. Рассматривание картинки «Новогодний карнавал», закрепление знаний,

полученных через практическую деятельность; обсуждение: чем украшена ёлка, рассматривание и называние карнавальных костюмов.

3. Коллективная работа «Украшение ёлки»: конструирование ёлки из бумажных треугольников, выкладывание последовательных рядов бус, наклеивание игрушек.

4. Чтение сказки В. Сутеева «Новый год».

5. Подведение итогов занятия: ответы на вопросы (название зимнего праздника, название новогоднего дерева, украшений для ёлки, нарядов для детей, кто приходит к ним в гости, на ёлку, что Дед Мороз и Снегурочка приносят детям).

Занятие 3. Окружающий мир.

Тема: «Ель как символ Нового года».

Цель: формирование элементарных представлений о новогоднем празднике.

Задачи: ознакомить детей с характерными признаками Нового года, учить

наряжать ёлку, дать представление о ели, как символе Нового года, развивать

зрительное, тактильное восприятие, моторику рук, логическое мышление.

Словарь:  ель, Новый год, ёлочная игрушка, подарок, шарик, гирлянда, фонарик, хлопушка, дождик, Дед Мороз, Снегурочка, поздравлять, дарить, украшать, красивый, блестящий.

Ход занятия:

1. Беседа о предстоящем празднике (называние праздника, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, нарядная ёлка, весёлые дети, карнавальные костюмы, праздничный стол). Рассматривание картинок с ёлочными игрушками и сами игрушки.

2.Дидактическая игра «Украсим ёлку». Дети украшают игрушечную ёлку маленькими игрушками.

3. Дидактическая игра «4 лишний». Дети получают комплекты карточек с ёлочными украшениями и одной из детских игрушек. Предполагается убрать лишнюю картинку.

4. Составление разрезной картинки «Ель».

5. Итог занятия: название предстоящего праздника, символ Нового года, характеристики ёлки.

Занятие 4.Конструирование.

Тема: изготовление ёлочных фонариков.

Цель: научить детей изготавливать ёлочные фонарики своими руками.

Задачи: воспитывать аккуратность, трудолюбие; развивать

умение зрительно соотносить свою поделку с образцом, развивать мелкую

моторику, развитие своей работы, создание изюминки в своей работе.

Словарь: ёлка, ёлочные игрушки, елочные фонарики, Новый год, украшать.

Ход занятия:

1. Повторение знаний о зиме (приметы).

2. Рассматривание картинки «Новогодний карнавал», беседа по картинке (название праздника, нарядная ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, дети в карнавальных костюмах).

3. Рассматривание ёлочных игрушек, елочных фонариков.

4. Беседа о предстоящей работе и технике безопасности при работе с ножницами.

5. Работа по изготовлению ёлочных фонариков (рассматривание образца фонарика, складывание цветной бумаги пополам, нарезка на цветной бумаге полосок, склеивание боковых граней бумаги, наклеивание ручки к фонарику из полоски цветной бумаги, сравнение работы с образцом).

6. Организация выставки работ.

7. Подведение итогов занятия (название предстоящего праздника, название дерева, символизирующего Новый год, игрушки для украшения ёлки, что готовили к этому празднику, как это делали и для чего).

Занятие 5. Рисование.

Тема: Рисование зимней ели.

Цель: учить детей рисовать зимнюю ель.

Задачи: учить делать фон для рисунка, прорисовывать ствол и ветви дерева,

изображать падающий снег, сугробы и снег на ёлке; воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие; развивать умение зрительно соотносить свой рисунок с образцом, развивать моторику рук.

Словарь: ёлка, снег, сугроб.

Ход занятия: 1. Повторение характерных признаков зимы и закрепление

знаний полученных во время экскурсии. 2. Рассматривание картинки «Зима

в лесу». Беседа по картинке (время года, вид осадков, следы на снегу,

название деревьев, занесённых снегом). 3. Беседа о предстоящей работе. 4.

Физкультминутка (подготовка руки к работе с мелом и кистью). 5. Работа по

изготовлению фона для рисунка с помощью мелков. 6. Прорисовка ствола и

ветвей ели, зрительное соотношение своего рисунка с образцом. 7.

Изображение падающего снега, сугробов и снега на ёлке. 8. Организация

выставки работ. 9. Подведение итогов занятия (особенности зимы в лесу, что

едят птицы зимой в лесу, какое дерево рисовали, из чего и как получаются

сугробы).

Презентация проекта.

Цель: развитие творческой и актерской деятельности

Деятельность детей: представление песни «В лесу родилась ёлочка» на

новогоднем празднике.

Цель: подведение итогов работы над проектом.

Общие выводы: за время работы над проектом наблюдались различные

изменения в поведении детей. В ходе проекта дети много заданий выполняли совместно, что позволило наблюдать их в процессе общения и корректировать отношения. Дети освоили наиболее характерные признаки новогоднего праздника: елка, украшенная игрушками, снежинки, хоровод, Дед Мороз, Снегурочка, участвовали в изготовлении поделок к празднику, выучили песню «В лесу родилась ёлочка».

Задача постпроектного этапа – организация совместных праздников,

театрализованных представлений для более успешной социализации детей.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации