12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина Бражникова (Бакаева)47
ДОНПИ
Украина, Донецкая Народная Республика, город Донецк

«Роль взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе формирования личностных качеств ребёнка»


В последние годы активно развивается и внедряется новая философия взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Важным условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

В основе новой концепции взаимодействия педагога и семьи лежит идея о том, что за воспитание детей родители несут ответственность, а другие социальные институты призваны поддержать, помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей воспитанников, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

Система работы воспитателя с родителями дошкольников подразумевает планомерную, хорошо продуманную программу работы, рассчитанную на довольно длительный период [2].

Личностное развитие ребенка начинается с его рождения. В дошкольном возрасте формируются представления о таких личностных качествах как доброта, вежливость, скромность, честность, смелость, трудолюбие и аккуратность.

Развитие личности - это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для детей дошкольного возраста этой средой является детский сад.

Личность педагога является мощным фактором формирования личности ребенка. Однако, для того, чтобы действовать сообща, стоит обратить внимание на уровень педагогической культуры родителей, поскольку от него зависит и развитие детей, и умение родителей управлять процессом воспитания.

Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, с помощью которой реализуется накопленный опыт воспитания детей в семьях. Она так же является составной частью педагогической деятельности матери и отца, положительно влияя на характер семейной жизни, помогает им находить верные решения в трудных ситуациях, избегать традиционных ошибок в семейном воспитании [4].

Современным родителям уже недостаточно элементарных знаний о воспитании. Они нуждаются в просвещении в области психологии, педагогики, генетики, физиологии, коррекционной педагогики и т.п. Знания, обеспечивающие понимание закономерностей развития ребенка, дают возможность учитывать их. Индивидуализация воспитания и образования, особо важна в настоящее время, когда с одной стороны, многие семьи по-настоящему озабочены качественным воспитанием своих детей, а с другой стороны, когда в наш мир приходит всё больше детей с особыми потребностями.

Семьи нуждаются в знаниях о целях, методах и средствах воспитания детей дошкольного возраста, а также и о коррекции их развития. Считаем, что в содержание современной педагогической культуры родителей необходимо включить знания, которые помогут постижению естественнонаучных и психолого-педагогических основ современной семьи, знаний о развитии и обучении детей, знаний о воспитании детей, понимание и осознание ответственности за их воспитание.

Недостаток у родителей определённых знаний может сказываться на развитии ребёнка и уровне его воспитанности. Поскольку и детский сад, и семья хотят для своих детей лучшего, педагогу приходиться проявлять инициативу, побуждая родителей стать с ними единомышленниками.

Следует отметить, что традиционные формы сотрудничества педагога с семьями на современном этапе теряют свою значимость из-за недостаточной обратной связи и малой эффективности. Поэтому, все шире используются нетрадиционные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития, обучения и познания собственного ребенка.

Таким образом, формирования личностных качеств ребёнка будет более успешным при активном взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи. Для этого педагоги образовательных учреждений постоянно должны повышать в первую очередь требования к себе и своим педагогическим умениям и знаниям, своему отношению к детям и их родителям. Только в этом случае родители с доверием будут относиться к рекомендациям специалистов дошкольного учреждения. Одним из главных положительных качеств современного педагога является умение заинтересовать родителей, расположить к себе, и привлечь их к плодотворному и долгосрочному сотрудничеству.


Список использованных источников и литературы

1.Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С.88 - 94.

2.Давыдова, О.И Детский сад – семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода / О.И Давыдова, А.А Майер // Дошкольное воспитание. –2011, №5. – с. 17-22.

3.Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-elena-kudryavceva/73941-detskiy-sad-i-semya-metodika-raboty-s-roditelyami-posobie-dlya-pedagogov-i-roditeley-elena-kudryavceva/read/page-1.html (дата обращения: 01.08.2021).

4.Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 528 с.

5.Свирская Л.Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.