Романова В.В., Сластина А.С.- Технологическая карта образовательной ситуации «открытия» нового знания в подготовительной к школе группе с ТНР на тему "Создание макета Байкала из бросового материалов."
Технологическая карта образовательной ситуации «открытия» нового знания в подготовительной к школе группе с ТНР
Воспитатели: Романова В.В., Сластина А.С
Тема занятия: | Создание макета Байкала из бросового материалов. | ||
Технология | «Ситуация», Л.Г. Петерсон. | ||
Культурная практика | Изобразительная, игровая, двигательная | ||
Культурно-смысловой контекст | Создание макета Байкала в уголок природы. | ||
Цель | Создание целостного объекта макета-модели Байкала из бросового материала в продуктивной деятельности. | ||
Задачи: | Обучающие: -формировать интерес к природе Байкала; -предлагать самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа замысла; - закреплять знания о Байкале, его природном богатстве; Развивающие: -интерес к природе родного края; - развивать творческую активность; -навыки коллективной работы; Воспитательные: -воспитывать действенное отношение к природе; -воспитывать любовь к родному краю. | ||
Предварительная работа: | Беседа « Байкал - наша гордость», рассматривание иллюстраций, оформление фотовыставки силами детей и родителей «Я люблю Байкал», просмотр иллюстраций, знакомство с журналом «Сибирячок». Чтение сказок В.П. Стародумова « Омулевая бочка». | ||
Оборудование: | Фотовыставка «Сибирь - мой край родной». Картон, коробки разной величины, бумага разной фактуры, обрезки ткани, пластилин, мелкие камушки, | ||
Этапы работы: | Деятельность педагога, примеры работы | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Введение в ситуацию | Приветствие педагога. -Ребята, к нам в гости придут ребята из соседней группы. Они хотят познакомиться с нашей фотовыставкой «Я люблю Байкал», которую вы подготовили вместе с родителями. Как сибиряки встречают гостей? -Щедрость наша русскому раздолью И приволью русскому под стать. Мы друзей привыкли хлебом с солью От души приветливо встречать! Рассматривание фотозоны «Я люблю Байкал». -Это чьи фотографии? Когда их сделали? Что изображено? Педагог демонстрирует большую фотографию макета. -Фотографии очень красиво размещены на стене, но с ними не поиграешь. Посмотрите, вот на этой фотографии изображен макет Байкала, с которым можно и поиграть. Я бы очень хотела, чтобы в нашей группе появился макет Байкала. Вы хотите мне помочь? А сможете? Прежде чем начать работу, нужно вспомнить, что мы знаем о Байкале. | Коммуникативная | Создание эмоционального настроя. Мотивация на включение в деятельность. Развитие интереса к родному краю на основе личного опыта. |
2. Актуализация знаний и умений | Дидактическое упражнение: «Закончи предложение» Педагог произносит начало фразы, а закончить ее нужно детям. - Я видел на Байкале… -Я на Байкале… - Я люблю Байкал за то… - Вода Байкала очень… (Данные фразы проговариваются несколько раз) Рассматривание Байкала на карте и глобусе. Сравнение формы и величины, анализ береговой линии. Дидактическая игра «Кто живет на Байкале» Педагог предлагает ребятам отобрать фигурки диких животных, которые обитают в Прибайкалье. Педагог подводит итог: - Ребята, вы молодцы, вы много знаете о Байкале, о животном мире, мне кажется, что эти животные смогут занять свое местно на нашем макете Байкала. Работа над проектом макета. Педагог предлагает создать несколько макетов. Обсуждение плана работы. Возникает затруднение. | Коммуникативная Игровая Коммуникативная
| Активно взаимодействуют друг с другом. . |
3. Затруднение в ситуации | - Ребята, на фотографиях хорошо видны сопки и холмы по берегу Байкала, а как мы сможем сделать объемные возвышенности на макете? Макеты большие, столько пластилина нет. -Если мы нарисуем горы, будут они выше дна Байкала? (Нет) - Сможем ли мы сделать разные по высоте горы вокруг Байкала? (Нет) -Почему? -Значит, что нужно узнать? ( Как сделать объемные части конструкции макета). - Как можно узнать? | Коммуникативная | Предлагают отдельные конструктивные решения на основе анализа замысла; Обсуждают способы получения информации. |
4. Открытие нового знания | Показ педагога: -Ребята, на макете помогут создать возвышенности самые разные материалы, но мы с вами будем использовать запасы бумажных отходов. Мы с вами не выбрасывали бумагу, которая оставалась от поделок, ее мы сможем использовать. Сначала мнем, а потом с помощью клея закрепляем на макете. Прежде чем начнем работу, мы сделаем зарядку для наших пальчиков: Пальчиковая гимнастика: Четыре чайки пили чай (показываем по 4 пальца на каждой руке), И облились невзначай, (Скользящие движения ладонью о ладонь), Нам не жалко чашек с чаем, ( Поочередно смыкают пальцы), Жалко очень мокрых чаек! (Сомкнуть-разомкнуть пальцы) | Коммуникативная Познавательная Двигательная | Дети слушают внимательно педагога, анализируют услышанное Использование пальчиковой гимнастики для активизации работы кисти |
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка | -Ребята, предлагаю вам самостоятельно определиться, кто с кем будет работать, выбирайте коробки под основу макета, решайте, кто будет клеить волны Байкала, кто горы. | Продуктивная | Коллективная работа детей |
6. Осмысление | -Что мы сегодня узнали? Справились ли со своим замыслом? Сколько макетов сделали? Вместе с детьми решают один макет оставить в группе, один отдать гостям, один выставить в приемную группы, для родителей. | Коммуникативная Рефлексия | Дети выражают свое мнение. Делятся впечатлениями. |