12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пархоменко Надежда Сергеевна3216
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Россия, Свердловская обл., Верхняя Пышма
8

Мои инновации в обучении и воспитании: применение современных образовательных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми в условиях логопедического пункта

Для осуществления коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми мной разработаны и реализованы образовательные маршруты дошкольников с нарушением речи с применением современных образовательных технологий; внедрены современные формы, методы и приемы работы с детьми, направленные на устранение или компенсацию речевых недостатков.

В работе с детьми, их родителями и педагогами применялись такие современные образовательные технологии как: здоровьесберегающие технологии, метод проектов, игровые педагогические технологии, ТРИЗ, информационно-коммуникативные технологии, мнемотехника, лэпбук, ОРФ-педагогика, Сказкотерапия (см.рис. 1).

t1621782767aa.jpg

Рисунок 1

В работе с детьми регулярно применяла здоровьесберегающие технологии, без которых полноценная реализация коррекции речи просто невозможна. Это и ежедневное проведение игровой артикуляционной гимнастики, и развитие мелкой моторики пальцев рук, и дыхательная, и голосовая разминки (по картотеке логопедических распевок), и использование элементов логоритмики на индивидуальных и групповых занятиях. Данные технологии помогают учителю-логопеду устранить двигательные, дыхательные и голосовые нарушения у детей с недостатками речи, способствуют общему развитию указанных дошкольников, вызывают радость, положительный отклик у детей при их применении (см. рис. 2).

t1621782767ab.jpg

Рисунок 2

В работе с детьми с недостатками речи широко применялся метод проектов. Метод проектов – образовательная технология, которая позволила создать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Данная технология помогла сформировать у детей не только личностные, интеллектуальные, физические качества, но и развить способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.

Цель метода проектов – направить речевую и познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Мной разработана и реализована в работе с детьми система проектов, включающая проекты: «Сказка оригами», «Чем полезны овощи и фрукты?», «Давайте познакомимся», «Улица. Правила дорожного движения», «Папа, мама, Я – дружная семья», «Я люблю книжки-малышки», «Дикие животные наших лесов», «Что такое снег?», «Где живет Дед Мороз?», «Защитники Отечества», «Чем полезен смех?», «Природа просыпается», «Космическое путешествие», «Из чего изготовлены одежда и обувь», «Царство звуков», «Ледяное царство», «Помогаем птицам – мастерим кормушку», «Кто на свете всех милее?», «Смехопанорама», «Космос», «Профессии мам и пап», «Победа», «Лето», «Моя летняя копилочка», «Когда спят деревья?», «Почему на деревьях опадают листья?», «Я рисую карту», «Сказки матушки Метели», «Как строят дом?», «Подводное царство», «Мы рисуем мультики к смешным историям и небылицам», «Школа. Я хочу учитсья!», «Мир насекомых», «Обитатели водоемов», «Цветы», «Я – будущий школьник-грамотей», «Я учу правила дорожного движения».(см. рис. 3).

t1621782767ac.jpg

Рисунок 3

Данные проекты были представлены родителям воспитанников, педагогическому сообществу города Верхняя Пышма, участвовали и побеждали в конкурсах разного уровня: городской, всероссийский. Метод проектов позволил включить воспитанников с нарушением речи в активную познавательно-речевую деятельность, помог раскрепоститься детям с нарушениями речи, поверить в свои силы, способствовал их адаптации и социализации в обществе сверстников (см. рис. 4).

t1621782767ad.jpg

Рисунок 4

В коррекционно-образовательной работе с детьми постоянно применяю игровые образовательные технологии. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В педагогической игре четко поставлена цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. В такой игре дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи, познавательная деятельность подчиняется правилам игры, учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, в этой игре успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

К познавательно-речевым играм относятся речевые (словесные) игры, пальчиковые игры, игры с конструктором, строительные игры, математические, логические, сенсорные, настольно-печатные игры, игра-экспериментирование (см. рис. 5).

t1621782767ae.jpg

Рисунок 5

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность детей к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности учения.

Педагогическая технология, основанная на теории решения изобретательских задач, позволила развить у детей системное мышление, творческое воображение, умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, обобщить, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности. В результате применения элементов этой технологии у детей повысилась речевая активность, развивалось творческое рассказывание (см рис. 6).

t1621782767af.jpg

Рисунок 6

В результате применения информационно-коммуникационных технологий повысилась эффективность логопедического воздействия при коррекции речи у детей, технология способствовала развитию словесно-логического мышления, повышала мотивацию детей к получению новых знаний, помогало знакомиться с социальным миром. Так, в работе с детьми широко применялись электронные тренажеры по коррекции звукопроизносительной и фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи, а также тематические презентации, приуроченные к тем или иным праздникам и событиям, просмотр художественных и мультипликационных фильмов (см. рис. 7).

t1621782767ag.jpg

Рисунок 7

Так как ряд детей, посещающих логопедический пункт, затруднялись в запоминании стихов, у них имелся недостаточный словарный запас и др., в работе с ними была применена технология «мнемотехника». Использование технологии мнемотехники помогло упростить коррекционно-логопедический процесс, облегчило запоминание путем образования у детей дополнительных ассоциаций. Дети обучались в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. В рамках этой технологии широко использовался и используется метод крокирования (использование чертежей, схем, набросков, зарисовок), метод трансформации (превращения) позволил развивать не только память, но и логическое мышление, так как основан на умении устанавливать причинно-следственные связи (например, игра «Логическая цепочка»), применялись и мнемотаблицы (схемы) – для заучивания стихов, при обучении составлению рассказов (см. рис. 8)

t1621782767ah.jpg

Рисунок 8

Одним из важных условий реализации основной образовательной программы в МАДОУ «Детский сад № 2» г. Верхняя Пышма Свердловской области в соответствии с ФГОС является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители - главные участники педагогического процесса. Создание информационной папки-раскладушки в технике лэпбук заинтересовывает, позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса, вовлекает и детей, а нередко и родителей в познавательный и творческий процессы (см. рис. 9).

t1621782767ai.jpg

Рисунок 9

В логопедические занятия с детьми были включены элементы Орф-педагогики: танцевальные и логоритмические упражнения, пение, речь, театрализованные игры, что позволило развивать неречевые процессы: общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса, чувство музыкального темпа и ритма, певческих способностей, активизацию всех видов внимания и памяти; а также осуществлялось развитие речи и коррекция речевых нарушений: происходило развитие дыхания, голоса, вырабатывался умеренный темп речи и ее интонационная выразительность, развивалась артикуляционная, мимическая моторика, осуществлялась координация речи с движением, воспитывалось правильное звукопроизношение и развивался фонематический слух. Опыт работы с детьми с использованием элементов Орф-педагогики был представлен на городском методическом объединении учителей-логопедов г. Верхняя Пышма (см. рис. 10).

t1621782767aj.jpg

Рисунок 10

Использование технологии «Сказкотерапия» в логопедической работе с детьми позволило эффективно устанавливать эмоциональный контакт с детьми, создавать у них радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений детей об окружающем, совершенствовать у них психические процессы: внимание, восприятие, воображение, память, мышление, развивать все стороны речи у детей. Дети очень активно включались в игру в сказку: и в артикуляционные сказки, и в фонетические сказки, и в игры-драматизации, а также сами с увлечением придумывали сказки и становились победителями Всероссийских дистанционных конкурсов (см. рис. 11).

t1621782767ak.jpg

Рисунок 11

Вся педагогическая деятельность учителя-логопеда с детьми организована и построена по принципу создания благоприятного психологического климата, уважительного отношения к ребенку, его чувствам и потребностям.

В результате созданных условий и после проведенной систематической коррекционно-логопедической работы дефекты речи детей были устранены, в более тяжелых случаях отмечены значительные улучшения речи (см. рис. 12).

t1621782767al.jpg

Рисунок 12

В результате мониторинга состояния речи детей, посещавших логопедический пункт, выявлена стабильная положительная динамика. Воспитанники ярко демонстрируют полученные знания, умения и навыки в викторинах, конкурсах и фестивалях разного уровня (см. рис. 13).

t1621782767am.jpg

Рисунок 13

С родителями воспитанников и педагогами дошкольного образовательного учреждения мной организована и реализована систематическая информационно-просветительская работа по предупреждению нарушений речи дошкольников всеми доступными способами с включением современных форм взаимодействия с педагогами и семьями воспитанников.

Для достижения наиболее высоких результатов работы учитель-логопед тесно взаимодействовала с родителями воспитанников, включив их в коррекционно-логопедический процесс. Для родителей проведены: ряд консультаций, игры-тренинги «Правильно ли Ваш ребенок использует пословицы, поговорки, фразеологизмы в своей речи?», «Как научить ребенка различать звуки?», «Учимся говорить предложением» в форме игр «Что? Где? Когда?», «Самый умный», «Брейн-ринг» и др., мастер-классы «Способы закрепления правильного произношения звуков у дошкольников», «Умелые пальчики», «Готов ли Ваш ребенок к обучению грамоте?», «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» и др., игровые практикумы: «Диалог или монолог – что важнее?», «Подготовка руки воспитанника к письму» и др., разработана серия буклетов с рекомендациями для родителей по лексическим темам и грамматическим категориям; привлекла родителей к участию в деловых играх и фестивалях в рамках ГМО учителей-логопедов г. Верхняя Пышма (деловая игра «Что? Где? Когда?», IV фестиваль логопедических идей «Домашний логопед. Ярмарка речевых игр»), регулярно выступала на родительских собраниях с сообщениями на разные темы, с консультациями, проводила деловые игры для родителей; размещала и размещаю информацию по формированию всех сторон речи у детей и закреплению речевых навыков дома в фойе детского сада (стенд «Советы логопеда»), на информационных стендах в группах, на странице официального сайта МАДОУ «Детский сад № 2» г Верхняя Пышма, на страницах персонального сайта «Логопед рядом». Имею множество положительных отзывов от родителей о проделанной работе.

Работа учителя-логопеда организована в непосредственном сотрудничестве с педагогами. Для воспитателей организована и проведена информационно-просветительская работа в разнообразной форме: консультации, круглые столы «Как я оборудовала речевую зону», «Формируем речевую готовность к школе у детей», серия практикумов по предупреждению нарушений звукопроизношения у детей, развитию фонематических процессов и мелкой моторики пальцев рук, игровые тренинги, мастер-классы, открытое игровое занятие по обучению грамоте, по заучиванию стихов с детьми с использованием приемов мнемотехники, совместная интегрированная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе для педагогического сообщества ГО Верхняя Пышма Свердловской области, педагоги МАДОУ привлечены мной к участию в совместных ГМО-учителей-логопедов и воспитателей с целью изучения передового педагогического опыта.

Таким образом, применение современных образовательных технологий в коррекционно-логопедическом процессе позволило повысить качество логопедической работы, включить в процесс коррекции речи всех участников педагогического процесса.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 23.05.21 в 20:23 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта работы!
Кияйкина Наталья Федоровна, 24.05.21 в 18:05 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за содержательную информацию профессиональной деятельности!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.