12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семенова Светлана Анатольевна62
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
1

Статья «Интерактивная игра как действенный приём формирования экологических знаний у дошкольников с ЗПР в условиях детского сада».

Статья «Интерактивная игра как действенный приём формирования экологических знаний у дошкольников с ЗПР в условиях детского сада».

Учитель – дефектолог ГБДОУ №82 компенсирующего вида

Невского района г. Санкт-Петербурга

Светлана Анатольевна Семенова


Экологическое образование – важный компонент воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. Экологическая игра является действенным приемом формирования экологических знаний у дошкольников, основой для развертывания деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включенности. Проведение этих занятий способствует формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивает познавательный интерес к миру природы, бережное отношение к лесу, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее. Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе.

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова - это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется уже не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию.

Экологические игры стимулируют интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребёнка происходит:

- обогащение представлений об окружающем мире,

- развитие познавательной инициативы (любознательности),

- освоение культурных форм упорядочения опыта: родовидовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.

Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка. Для наиболее успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как проектная деятельность, опытно-исследовательская, творческо-поисковая, а так же прохождение специально разработанного маршрута – экологической тропы.

Основной целью образовательного направления - сформировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:

- Закрепить и расширить представления детей о лесе и его обитателях;

- Развивать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, навыки правильного поведения в лесу;

- Воспитывать интерес к природе, умение видеть его красоту, желание сохранять все живое.

Для детей старшего дошкольного возраста необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в привычной для данного возраста форме рассказать дошколятам об окружающем их мире, учит взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели.

Методические рекомендации, разработанные по проведению Всероссийского урока «Эколята – молодые защитники природы» для дошкольного возраста (5-6 лет) «Юные друзья леса», авторами: Л.А. Касаткина, И.В. Козельская, А.В. Панин, М.В. Севастьянова, Н.С. Севастьянов, К.В. Сенчилова: ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» для педагогов, которые будут осуществлять проведение Всероссийского урока «Эколята – молодые защитники природы» по теме «Юные друзья леса» были призваны оказать методическую помощь педагогам-практикам в реализации алгоритма проведения интерактивной игры для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Продолжительность занятия 20 минут. В первой части занятия у воспитанников формируется понятие лесе, они отправляются в виртуальное путешествие по лесу с помощью просмотра видеоролика. Во второй части занятия ребята знакомятся с лесными жителями, отвечают на вопросы воспитателя, отгадывают загадки и выполняют игровые задания.

В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивного и мультимедийного оборудования позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений, развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка и его личностный рост.

Использование интерактивных технологий способны:

 - Передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактических игр. формировать у детей дошкольного возраста формы диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей:

- Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Проведение занятий в форме интерактивной игры способствует формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, развивает познавательный интерес к миру природы, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее. Идет интенсивное формирование представлений об окружающем мире, их взаимосвязи, смены сезонов с объектами живой природы и человеком.



Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.