12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирика40
Россия, Череповец

Статья «Книжечку за маму, книжечку за папу или как повысить интерес ребенка к чтению?»

Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан

     В современном обществе часто можно услышать такую фразу: «Мы совсем перестали читать». Но так ли это? На мой взгляд, спад интереса к чтению, особенно среди детей и подростков, несомненно, есть, но быть настолько категоричным, утверждая, что книга давно заброшена в дальний угол, явно не стоит.

def795041d.jpg     

      Чтение – это привычка. Полезная привычка. И, как это обычно водится, у кого-то она есть, а у кого-то нет. Вот здесь мы и зададим наш актуальный вопрос. Как привить любовь к чтению? Да еще и сделать это так, чтобы ребенок пронес эту любовь через всю свою жизнь?

    Привычку к чтению, как и любую другую, следует начинать формировать с самого детства. Не ждите, когда ваше чадо пойдет в сад или школу, где его научат читать. Будьте первыми, кто откроет ему волшебный мир книг! Никогда не отказывайте, если он сам просит вас почитать ему. Если же ребенок сам пока не проявляет инициативу к чтению, покажите ему на собственном примере, каково это, взяв в руки книгу, перенестись в другой мир. Исследования подтверждают: у читающих родителей и дети более заинтересованы в этом занятии. Если ребенок будет часто видеть вас с книгой, то, возможно, и ему захочется обзавестись своими книжками, которые будут интересны именно ему.

    Поделюсь забавной историей из своего опыта. Когда моя племянница была еще в начальной школе, то заставить ее что-либо читать, помимо школьной программы, было очень сложно. И вот однажды, оставшись с ней вдвоем, я решила пойти на небольшую хитрость. Взяла «Денискины рассказы» В. Драгунского», которые уже второй летний месяц пылились на полке, открыла первый рассказ и начала очень увлеченно про себя его читать. Весь процесс чтения я сопровождала короткими репликами (Ну ничего себе! Ого! Да как же так? Даже не верится!) и даже несколько раз делала паузы, чтобы посмеяться. Как вы думаете, какую реакцию мое эмоциональное чтение вызвало у ребенка? Верно, живой интерес! Сначала она просто с любопытством посматривала на меня, затем оставила свои игрушки и подсела поближе( я в это время делала вид, что слишком увлечена чтением и не замечаю ее поползновений). Потом стала заглядывать в книжку и, наконец, спросила: «А что ты такое интересное читаешь? А расскажи мне!». На что был ответ: «Я не смогу тебе пересказать так же смешно и интересно, как здесь написано. Попробуй сама прочитать этот рассказ». Сказано – сделано! Уже через пять минут мы вместе хохотали над героями Драгунского, а к вечеру осилили все заданные на лето рассказы.

baca.jpeg

    Вызвать подобный интерес можно и в школе, на уроках литературы. Дети, в большинстве своем, довольно любопытны, и если вы, к примеру, не успели в классе дочитать то или иное произведение и сомневаетесь, что оно будет дочитано дома, в конце урока попробуйте намекнуть ребятам, что в продолжении будет какая-то изюминка, которая точно не оставит их равнодушными. Но чтобы ее узнать, нужно обязательно дочитать произведение до конца.

    Не так давно, изучая «Мертвые души» Н.В.Гоголя, я строила уроки таким образом, чтобы в классе мы успевали частично прочитать и проанализировать образ и быт каждого помещика, однако самые интересные места(как протекали беседы с Чичиковым и чем они заканчивались), оставались для домашнего чтения. Ребята признавались, что заинтересовавшись на уроке аферой Чичикова и его постоянно меняющимся поведением, им было очень интересно узнать, чем ж е заканчивалась каждая глава.

    Хочется отметить еще один способ, который поможет заинтересовать учащихся чтением. Школьная программа обязывает ребят читать установленный перечень произведений, независимо от того, нравятся им предложенные темы этих произведений и жанры, в которых они написаны. И именно здесь нас выручит внеклассное чтение! Почему бы мальчику, который любит спорт, не дать почитать книгу о каком-нибудь выдающемся спортсмене, а потом попросить его рассказать свои впечатления или даже написать небольшой отзыв? Или ребятам, которые любят животных, подготовить список из нескольких книг на эту тему и позволить самим выбрать любую, а затем поделиться друг с другом впечатлениями? Отличная практика, когда рассказом о той или иной книге ребят может заинтересовать не только учитель, но и собственный одноклассник!

7-min-600x400.jpg

    И в заключение хочется сказать следующее. На мой взгляд, наша задача как учителей – не только привить ученикам любовь к литературе и помочь освоить школьную программу. Мы должны показать им, что чтение не должно быть скованно школьными рамками. Литература – это огромный, удивительный мир, который каждый может постичь с помощью чтения. Остается лишь сделать самый важный шаг – открыть книгу и самому окунуться в этот волшебный мир.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.