Статья "Применение платформ дистанционного обучения в системе СПО для оптимизации процесса подготовки преподавателя к учебному занятию"

Применение платформ дистанционного обучения в системе СПО для оптимизации процесса подготовки преподавателя к учебному занятию
В дистанционном обучении используется множество разных технологий, подходов, инструментов. Оно дает возможность обучающимся развивать свои навыки вне зависимости от направления.
У каждой платформы дистанционного обучения есть свои недостатки и достоинства, которые можно обойти, используя так называемое смешанное образование. Комбинация разных способов подачи материала, взаимодействия между преподавателем и обучающимися, интерактивных и классических инструментов помогает добиться высокого вовлечения. Например, можно запустить онлайн-курс, но провести офлайн-занятие для разбора кейсов (заданий по предмету).
Также смешанное образование очень хорошо подходит для вовлечения заинтересованных обучающихся в научно-исследовательскую работу. Самообучение — один из главных компонентов дистанционного образования, поскольку обучающиеся сами несут ответственность за выполнение заданий. Роль преподавателей здесь вспомогательная. Такой метод стимулирует развитие чувства независимости, что может быть полезно как в личном, так и в профессиональном контексте.
Так как обучающиеся в течение всего учебного года ведут как групповую, так и индивидуальную работу в виде вебквестов (продолжительный целенаправленный поиск) или кейсов (заданий, задач), они имеют возможность получать консультации преподавателя как онлайн, так и офлайн, тем самым выполняя две основные цели обучения: коммуникацию и обмен информацией.
Возможности использования платформы онлайн обучения для преподавателя:
включение в образовательный процесс блоков для самообучения: онлайн-учебники, упражнения, тесты, видео, аудио тренажеры, квизы и другой контент;
планирование офлайн-мероприятий (главная претензия к дистанционному формату — нехватка общения и обмена опытом между участниками. Если основа курса — онлайн, то живые встречи могут стать хорошим дополнением);
внедрение системы аналитики для отслеживания прогресса обучающихся (проверочные работы, тесты) — это помогает улучшать содержание, повышать вовлеченность, персонализировать процесс;
Возможности использования платформы онлайн обучения для обучающихся:
возможность самостоятельного обучения;
доступ к ресурсам онлайн занятий;
участие в вебинарах;
возможность выполнения интерактивных тестов и заданий в своем темпе;
возможность многократно просматривать учебный материал, ставить на паузу или перематывать видео, аудио, что может помочь лучше понять материал;
получение более персонализированной поддержки с обратной связью.
Для того, чтобы эффективно использовать любую образовательную платформу для онлайн обучения, должны соблюдаться ряд требований:
структурированность — необходима четкая структура с модулями или занятиями, чтобы обучающиеся могли легко ориентироваться в них, быстро находить нужные материалы;
качественный контент — обучение должно состоять из достоверной информации и материалов хорошего качества, соответствующих конкретной тематике;
доступность — материалы и ресурсы должны быть легко доступны для всех обучающихся, независимо от их физических, сенсорных или когнитивных способностей;
гибкость — обучающимся нужно давать выбор в том, как и когда они могут проходить занятия, возможность выбирать из нескольких альтернативных заданий или проектов, а также предоставление разных путей достижения целей обучения;
интерактивность — создание возможностей для взаимодействия обучающихся с контентом курса, преподавателями и другими участниками, например, через чаты, совместные проекты и механизмы обратной связи;
практика — практическая часть должна быть такой же весомой, как теоретическая.
персонализация — учебный контент необходимо адаптировать к потребностям и интересам каждого обучающегося (разборы, выбор заданий или уроков, возможность дополнительных консультаций для уточнения сложных вопросов);
мотивация и поддержка — необходимо стимулировать и мотивировать обучающихся, поддерживать их в процессе обучения (давать бонусы и дополнительные баллы за успешно пройденные задания);
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что смешанное образование развивает мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно, повышает у обучающихся мотивацию к обучению, потому что задания, которые преподаватель загружает на онлайн платформу, взяты из реальной повседневной жизни, и они воспринимают эту информацию как полезную и нужную для себя, что ведет к повышению эффективности обучения.