Статья «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Пояснительная записка | ||
1 | Автор | Демидова Ирина Вениаминовна |
2 | Должность | Учитель-дефектолог |
3 | Квалификационная категория | Первая квалификационная категория |
4 | Преподаваемый предмет | Музыка, труд, речь и альтернативная коммуникация, музыка и движение |
5 | Название образовательной организации | ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28» (ГКОУ «ДОНЕЦКАЯ СШИ № 28») |
6 | Вид ресурса | Публикации |
7 | Тип ресурса | Статья |
8 | Название ресурса | «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ФГОС» |
9 | Целевая аудитория | Все учителя |
10 | Цели | Рассказать о необходимости воспитания познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнавать что-то новое у детей с ОВЗ, так как это одно из важнейших условий эффективности учебного процесса. |
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ФГОС
Аннотация
В статье рассматривается обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС. Также перечисляются основные задачи развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Ключевые слова: познавательные интересы, мотивация, инклюзия, образовательная среда, специфические особенности, адаптация материалов, игровая деятельность, ключевая роль, регулярный мониторинг, комплексный подход.
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной задачей в системе образования по нескольким причинам:
- Преодоление трудностей в обучении. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ОВЗ при обучении в школе. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием центральной нервной системы, что ведёт к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и лёгкой отвлекаемости.
- Формирование мотивации к обучению. Чтобы процесс обучения был успешным, необходимо, чтобы у детей с ОВЗ было осознанное желание учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.
- Развитие мыслительных процессов. У большинства детей с ОВЗ отмечается снижение темпа мыслительных процессов и нарушение отдельных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и обобщение).
- Нормализация учебной деятельности. Учебная деятельность детей с ОВЗ характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Воспитанники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.
- Подготовка к успешной жизни. В результате развития познавательных процессов дети с ОВЗ могут достигать больших успехов в учёбе и жизни в целом, что способствует их полноценному развитию и интеграции в общество.
В последние годы в России произошли значительные изменения в подходах к обучению, особенно благодаря внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Эти стандарты направлены на создание инклюзивной образовательной среды, поддерживающей индивидуальные потребности каждого ученика.
Познавательные процессы включают в себя восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение. У детей с ОВЗ могут наблюдаться трудности в развитии этих процессов, что требует особого подхода к обучению. Важно понимать, что каждая категория ОВЗ имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при разработке образовательной программы.
ФГОС прописывают необходимость индивидуализации образовательного процесса. Это предполагает, что каждому ребенку с ОВЗ разрабатывается индивидуальная образовательная программа (ИОП), учитывающая его возможности и потребности. Индивидуальный подход позволяет создать оптимальные условия для развития познавательных процессов, способствуя их активизации и углублению.
Адаптация учебных материалов — важный аспект, который способствует успешному усвоению знаний детьми с ОВЗ. Это могут быть тексты, иллюстрации, игровые задания, а также мультимедийные ресурсы. Такие материалы должны быть понятными и доступными, что позволяет учащимся с разными типами отклонений успешно развивать познавательные процессы.
Игровая деятельность является важным инструментом для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ. В процессе игры дети учатся взаимодействовать, развивают внимание, память и мышление. Использование образовательных игр в соответствии с ФГОС позволяет делать обучение более увлекательным и эффективным, создавая мотивацию к познанию.
ФГОС акцентируют внимание на инклюзии, что подразумевает совместное обучение детей с ОВЗ и их здоровых сверстников. Такой подход способствует развитию социальной адаптации и улучшает коммуникационные навыки. В инклюзивной среде дети учатся взаимодействовать друг с другом, что положительно сказывается на их познавательных процессах.
Семья играет ключевую роль в обучении и развитии ребенка с ОВЗ. Важно активное вовлечение родителей в образовательный процесс, что включает проведение консультаций, семинаров и совместных мероприятий. Участие семьи способствует созданию поддерживающего окружения, где ребенок чувствует себя уверенно и комфортно.
ФГОС предполагают регулярный мониторинг и оценку достижения учениками планируемых результатов. Это позволяет выявлять сильные и слабые стороны в развитии познавательных процессов и вносить коррективы в ИОП. Мониторинг способствует более точному пониманию потребностей каждого ребенка, что, в свою очередь, позволяет эффективно настраивать образовательный процесс.
Для успешного развития познавательных процессов детям с ОВЗ необходима поддержка специалистов: психологов, логопедов и дефектологов. Они помогают выявить индивидуальные особенности, что позволяет адаптировать образовательный процесс под нужды ребенка. Специализированная помощь способствует развитию не только познавательных, но и эмоциональных, социальных навыков.
Современные технологии открывают новые возможности для обучения детей с ОВЗ. Использование интерактивных досок, обучающих программ и электронных ресурсов может значительно повысить уровень вовлеченности и интереса к учебному процессу. Инновации в образовании делают обучение более доступным и разнообразным для учащихся.
Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях ФГОС — это сложная, но важная задача, требующая комплексного подхода. Специалисты должны учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка и применять различные методы и технологии, способствующие его развитию. Важно создать поддерживающую и инклюзивную образовательную среду, где каждый ребенок сможет достичь успеха и реализовать свой потенциал. В конечном итоге, эффективность работы с детьми с ОВЗ зависит от понимания их уникальных потребностей и готовности педагогов к работе в условиях изменений.
Список использованных источников
- Андрющенко, Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет.: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.Ю Андрющенко, П.А. Шашлова. - М.:Издательский цент "Академия", 2003.
- Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей. пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. [Текст]/ Н.В Бабкина. - М.: Айрис –пресс (Дошкольное воспитание и развитие), 2005.
- Бабкина Н.В. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении Н. Бабкина//Дошкольное воспитание. -- 2006. -- №12. - с 48 -53.
- Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. .[Текст]/ Н. Борякова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2002. -№1. - с 35 - 42.
- Выготский Л. Основы дефектологии: Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
- Кузнецова Л. В. Личностный аспект готовности ребенка с задержкой психического развития к школе. Изучение аномального ребенка / Л.В. Кузнецова – Москва: Просвещение, 1977.
- Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделирование образовательных программ: учебное пособие для среднего профессионального образования / под редакцией Н. В. Микляевой. – Москва: Юрайт, 2022. — 362 с. URL: https://urait.ru/bcode/498974 (дата обращения: 04.03.2025).