Статья «Современные технологии в работе педагога» (5–11 класс)
Современные технологии в работе педагога
По словам Г.К. Селевко задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании».
Значимость проектной деятельности в образовательной практике трудно переоценить. Грамотная её организация даёт возможность раскрыть потенциал творческих способностей учащихся, обеспечить формирование универсальных учебных действий, расширяет социокультурное образовательное пространство.
Как организовать проектную деятельность? Этот вопрос, конечно же, возникнет у любого учителя, решившего внедрить метод проектов в образовательный процесс.
На мой взгляд, учитель, который решил использовать метод проектов в своей работе, должен осознавать, что успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьников и управлять процессом проектирования.
За годы работы у меня сложилась определённая система осуществления проектной деятельности в процессе обучения биологии.
Изначально провожу большую подготовительную работу: выделяю темы, определяюсь с продолжительностью выполнения проектов, продумываю приёмы и формы работы, разрабатываю необходимые методические и дидактические материалы, памятки, анкеты, критерии оценивания проектных работ. В проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям.
Разрабатывая уроки, используя метод проектов в интеграции с современными образовательными технологиями, продумываю каждый этап деятельности учащихся, чтобы способствовать формированию компетенций. Успех во многом зависит от заинтересованности детей в работе над проектом - мотивации, которая будет давать энергию для самостоятельной деятельности и творческой активности. Поэтому использую специальные организационные формы и методы, например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые формы работы на уроке, в том числе с ролевым распределением работы в группе. Уделяю значительное внимание созданию комфортной атмосферы для взаимодействия, благоприятной психологической обстановке урока, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, сформировать универсальные учебные действия.
Реализация краткосрочных проектов осуществляется в рамках нескольких уроков. Работая же над мини-проектом, учащиеся проходят все стадии проектной деятельности в рамках одного урока.
На первом этапе, этапе погружения в проектную деятельность, предлагаю учащимся проблемную ситуацию. Чтобы они смогли определить проблему, использую различные приёмы: проблемные вопросы в форме познавательной задачи, притчи, сказки, легенды, видеоряды, мозговой штурм и т.д.. Это этап мотивации деятельности учащихся. Он по времени является самым коротким, но, как показывает опыт, очень важен для достижения результата. Далее осуществляю плавный переход к теме проекта. Учитываю, чтобы тема была не только близка и интересна, но и доступна, то есть соответствовала возрастным особенностям учащихся. На этом этапе обращаю особое внимание на конечный продукт деятельности, совместно выявляем его значимость, целесообразность и дальнейшее применение.
Сложно представить, что учащиеся сразу из предложенной информации найдут проблему и сами её решат, если этому их не учить. Поэтому в зависимости от сформированности самостоятельной мыслительной деятельности сначала создаю проблемную ситуацию и совместно её решаем, на последующих уроках создаю проблемную ситуацию, а учащиеся решают её уже самостоятельно, в дальнейшем - из информации находят проблему и сами её решают. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он уже не боится проблем, а стремится их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
На этапе планирования деятельность учащихся направлена на решение сформулированной проблемы. Чаще всего формируем небольшие группы, каждая из которых в дальнейшем строит свою деятельность. Учащиеся ставят перед собой цель и задачи, которые предстоит достичь, выдвигают идеи по реализации проекта, распределяют обязанности в группе, оговаривают форму продукта проектной деятельности, способы работы с информацией и представления конечного результата. Выстраивается взаимодействие в группе, основанное на свободе выбора.
На следующем этапе происходит сбор информации, её обработка, осмысление. Чтобы учащиеся смогли добиться положительных результатов, большое внимание уделяю подаче информации при выполнении учебного проекта. Для урока провожу подбор необходимых дополнительных источников: текстов, таблиц, графиков, статистических данных, иллюстративного материала, интернет – ресурсов, электронных справочников, энциклопедий. Также включаю в учебный процесс наблюдения и эксперименты, что позволяет добывать знания, работая с разными источниками информации и лабораторным оборудованием. Иногда группа выбирает приём работы, когда учащиеся решают общую проблему, но каждый ученик работает индивидуально с определённым источником информации. После того, как индивидуальная работа закончена, каждый участник сообщает о проделанной работе, высказывает своё суждение. Полученный материал группа использует в дальнейшей работе. Стараюсь не вмешиваться в деятельность учащихся, не показывать более быстрый способ достижения цели, так как считаю важным развивать самостоятельность, целеустремлённость, умение находить выход из проблемных ситуаций. Поэтому, как правило, выступаю в роли консультанта, тем самым помогаю участникам проектной деятельности как бы случайно направить их действия в правильное русло. Моя задача создать «ощущение», что они самостоятельно выполнили проект и получили собственные результаты работы. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой на проектную деятельность в будущем и рождающий чувство уверенности в своих силах.
Далее учащиеся оформляют конечный результат своей деятельности, ориентируясь на критерии. В процессе данной работы широко используются возможности информационно – коммуникативных технологий.
Завершающим этапом является защита проектов, где учащиеся докладывают о результатах своей работы, демонстрируют продукт творческой деятельности, отвечают на вопросы, проявляя уважение к чужому мнению, учатся высказывать и отстаивать собственное мнение, вступать в диалог, что также способствует формированию коммуникативных действий. Среди интересных приёмов, используемых на данном этапе, является интерпретация «шляпного метода»: с помощью «белой шляпы» отмечаются положительные моменты в работе, а с помощью «черной шляпы» - недостатки и предлагаются варианты по их устранению.
Большое внимание уделяю вопросу оценивания процесса деятельности и его результата. Для учащихся разработаны листы оценивания разных видов работ, включая самооценку, оценку со стороны учителя и со стороны учащихся. Любому школьнику важно получить обратную реакцию сверстников и взрослых на его работу. Это очень важно для самоутверждения растущей личности.
Являясь участником проектной деятельности, учащиеся приобретают знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки своей деятельности.
В заключении хотелось бы отметить, что конструирование уроков с учетом принципов проектной деятельности способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- прочному овладению учащимися универсальных учебных действий, необходимых в повседневной жизни;
- повышению познавательной активности учащихся;
-формированию познавательных мотивов учения;
- созданию ситуации успеха и сотрудничества;
- оптимизации учебной нагрузки для здоровьесбережения учащихся.