Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе комбинированной направленности по развитию речи,по совершенствованию лексико - грамматических категорий. " Дикие животные"

Технологическая карта
образовательной деятельности в средней группе комбинированной направленности.
по развитию речи, по совершенствованию лексико-грамматических категорий
Тема «Дикие животные»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.
Уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, белка, мохнатый, рыжий, серый, коричневый, белый, колючий).
Формирование обобщающего понятия дикие животные.
Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану.
Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа, образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят.)
Коррекционно-развивающие:
Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование.
фигурки и плоскостные изображения диких животных,
сюжетные картинки для организационного момента,
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в зоопарк, в зоомагазин, поход в цирк, чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, разучивание пальчиковой гимнастики «Детёныши», составление и заучивание словосочетаний «серый волк», «рыжая лиса», «бурый медведь», «белый заяц».
Действия педагога | Деятельность детей | ||||
Ход занятия 1. Организационный момент. Игра «Кто пропал?». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия). Педагог достает игрушки (можно использовать мягкие или картинки с изображением животных): волк, лиса, медведь, заяц, еж, белка. - Посмотрите, кто пришел к нам в гости! Дети называют животных -Волк, лиса, медведь, заяц, еж, белка это дикие животные. -Какие это животные? Они живут в лесу, подальше от человека и сами находят себе еду, и устраивают свое жилище. -Почему этих животных называют дикими И я предлагаю вам с ними поиграть. Слушайте внимательно. Я скажу «ночь», и вы закроете глаза. Кто-то из животных спрячется. Когда я скажу «день», вы откроете глаза и скажете, кого нет. Например: нет лисы… Игра повторяется 3–4 раза. 2. Беседа о диких животных. Далее педагог, расставляет животных на столе или на магнитной доске, называя их внешние признаки. -Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши. -Ваня, это кто? -Какой он? -Какие у него уши? Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее пушистый хвост. -Дарина, это кто? -Какая она? -Какой у неё хвост? -Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы. -Кирилл, это кто? -Какой он? -Какие у него зубы? - Это медведь. Он бурый, неуклюжий. У него косолапые лапы. -Дима, это кто? -Какой он? Какие у него лапы? Это белка. Она маленькая, серая. У неё длинный хвост. Ульяна, это кто? -Какая она? Какой у неё хвост? Это ёж. Он маленький, колючий. У него колючие иголки. Миша, это кто? Какой он? Какие у него колючки? 3. Игра «Мамы и детеныши». (Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят) Педагог помещает на наборное полотно плоскостные фигурки диких животных, а детям раздает плоскостные фигурки детенышей животных. -У диких животных есть малыши, детеныши.. Лесные мамы потеряли своих малышей. Сейчас вы поможете найти их? Я буду показывать лесную маму и называть ее, а тот из вас, у кого ее малыш, должен принести его и закрепить рядом с мамой. Это лиса. Кто у нее? Это белка. Кто у нее? Это волчица. Кто у нее? Это медведица. Кто у нее? Лисёнок, бельчонок, волчонок, медвежонок, вмести они детёныши. Кто они все вместе? Молодцы! Помогли всем мамам найти своих малышей. А теперь ещё раз, назовём детёнышей наших лесных мам и поиграем с пальчиками, встав со стульчиков. 4. Пальчиковая гимнастика « Детёныши»
- Послушайте интересную историю. Собрались однажды вечером на лесной полянке звери: лиса, заяц, белка и медведь. Они играли, веселились, только зайчик испугался лису. Он спрятался за дерево. Каждый зверь пошёл в свой домик. Лиса – в норку. Белка в дупло, медведь – в берлогу. - Где живёт лиса? -Где живёт белка? Где живёт медведь? 5. Динамическая пауза «Живёт медведь в большой берлоге» Пополнение словаря; развитие общей моторики, координация речи с движением, подражательности.
6.Упражнение «Внимательные ушки» (Развитие фонематического слуха, формирование умения выделять звук в ряду звуков, слогов, слов.) Педагог предлагает детям встать в ряд и раздает им флажки. - А теперь поиграем с флажками. Я буду говорить, а вы будете поднимать флажок, если услышите звук [у]. У, о, и, у, а, э, у, ы, у, а; ум, оп, ут, ин, ук; умный, осень, утка, удить, уши. Педагог медленно и выразительно произносит звуки, а затем слова, а дети, услышав звук [у], поднимают флажки. 7. Окончание занятия. (Оценка работы детей.) Педагог хвалит детей за успешно выполненную работу и предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, что узнали нового о диких животных, какие игры и упражнения им понравились. | 1-й р-к. Это волк. 2-й р-к. Это медведь. 3-й р-к. Это лиса. 4-й р-к. Это заяц. 5-й р-к. Это ёж. 6-й р-к. Это белка Дети: Дикие Дети: Они живут в лесу, сами находят себе еду, и устраивают свое жилище. 1-й р-к. Нет волка. 2-й р-к. Нет лисы. 3-й р-к. Нет медведя. 4-й р-к. Нет зайца. 5-й р-к. Нет белки. 6-й р-к. Нет ежа. Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши. Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее пушистый хвост. Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы. Это медведь. Он бурый, неуклюжий. У него косолапые лапы. Это белка. Она маленькая, серая. У неё длинный хвост. Это ёж. Он маленький, колючий. У него колючие иголки. 1-й р-к. У нее лисенок. 2-й р-к. У нее бельчонок. 3-й р-к. У нее волчонок. 4-й р-к. У нее медвежонок. Дети: (Детеныши.) 1-й р-к. Лиса живёт в норке. 2-й р-к. Белка живёт в дупле. 3-й р-к. Медведь живёт в берлоге. |
4