Технологическая карта урока 9 класс на тему: Особенности языка художественной литературы
Тема урока: Особенности языка художественной литературы 9 кл
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели урока: Закрепить знания об особенностях языка художественной литературы
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательные: повторить и систематизировать знания по теме; закрепить изученные способы действий, сформировать новые способы действия по изучению, систематизации предметного содержания.
ХОД УРОКА:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
I. Этап мотивации Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. | эпиграф к уроку: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) 1. Разговор двух и более лиц (диалог) 2. Разговор одного лица (монолог) 3. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст) -Что такое русский литературный язык? В чём его отличие от других форм национального языка? - Что такое стиль языка? - Назовите основные стили речи. - Почему художественный стиль речи соединён не только с другими стилями речи, но и с просторечьем и диалектами? | ( Р. л. яз.— это высшая форма языка, которая, в отличие от других форм национального языка, имеет систему норм, т.е. требований к произношению, лексике, грамматике.) (Стиль- совокупность средств языка для выражения определённых мыслей в определённых условиях, с определённой целью.) (В стиле художественной литературы используются языковые средства различных стилей, а в диалогах, в характеристике действующих лиц- разговорная лексика, просторечные и диалектные слова.) | Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | ||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||
II.. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности | Началом этапа развития русского литературного языка принято считать время творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которого иногда называют создателем современного русского литературного языка. Типы норм русского литературного языка. (схема с пояснениями даётся учителем как раздаточный материал или под запись)
-Мы знаем, что выразительные средства языка оживляют нашу речь, делают её более эмоциональной. - Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи? - Вашему вниманию предлагается заявление, написанное героем рассказа Михаила Зощенко. Можно ли считать его деловым документом? Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. - Укажите стилевые несоответствия. - Для чего автор использует эти стилевые несоответствия? - Что ещё способствует созданию комического эффекта? -Некоторые из вас приняли решение поступать в среднее специальное учебное заведение. Большинство продолжит учёбу в 10 классе. Вам придётся писать заявление о приёме в техникум или школу. Какие требования вам необходимо соблюдать? (проверка ответов и записей в тетради) | (Точность, краткость, ясность излагаемого содержания, единая внешняя форма, употребление стандартных оборотов речи.) | Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О). Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия(Р). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). | ||||||||||||||||||||||||||||||
III.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности ;систематизировать и обобщить знания . | Работа над текстом публицистического стиля. НА ДОСКЕ - Обратите внимание на записанный на доске текст. Определите стилевую принадлежность этого текста. Нам дан во вл…дение самый б…гатый, меткий, м..гучий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар бл…стательный и н..слыханно богатый язык наших классиков. Всегда ли мы обр…щаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно судить о его гражданской це…ости. Исти…ая любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Любите родной язык, и он откроет перед вами кладезь народной мудрости. К.Паустовский -Какова идея текста? (Любовь к языку тесно связана с любовью к своей родине, своему народу.) -Назовите стилевые особенности этого текста. (Логичность, образность, эмоциональность, призывность.) -Определите языковые средства, типичные для публицистики. (Риторический вопрос: «Всегда ли...»; побудительное предложение: «Любите родной язык...» ; эмоционально-окрашенные слова, которые создают оценку: «язык могучий, волшебный, неслыханно богатый»; общественно-политическая лексика: «гражданская ценность».) - Записать текст. Объяснить орфограммы, пунктограммы. Работа над текстом художественного стиля. - Прочтите его сначала про себя, а затем вслух. Запишите, объясните орфограммы, определите стиль текста, записанного на доске. Вуаль дождя. Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица, И ветер нервный вату обл…ков На небо пот…нул, вспорхнул, как птица, Деревья обн…жил и был таков. Продрогшая а…ея смотрит серо, Ее р…сницы - мокрые листы - Др…жат. Все пот…ряло веру В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева - Найдите языковые средства, которые создают художественный образ непогоды. (Метафора, сравнение, эпитет). -Как передана стремительность дождя, динамика движения? (При помощи глаголов соверш. вида). -Какие ещё образы создают эту удивительную поэтическую зарисовку? Использование подобных средств выразительности, с помощью которых автор создаёт образ предмета, явления, стремится воздействовать на чувства читателей, - одна из особенностей художественного стиля речи. - Есть ли в стихотворении прямое указание на присутствие автора? - Но неужели мы не чувствуем здесь его присутствия, его настроения? Что можно сказать об этом человеке? (Поэтическая натура. Человек с богатым воображением.) И это тоже особенность художественного стиля. | (Публицистический стиль. Это статья, и её цель - воздействие на читателя. Автор поднимает важную проблему - бережное отношение к родному языку, воспитание любви к нему.) (Это художественный стиль. Автор рисует картину дождливого дня. Почти каждое словосочетание - образ! «продрогшая аллея» (эпитет- олицетворение) «ресницы - мокрые листы» (скрытое сравнение, метафора) «глаза домов» (метафора). | Формирование способности к новому способу действия Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П). Развитие познавательного интереса, расширение кругозора учащихся (И). Умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). | ||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И берись смелей за дело. - Мозговая гимнастика «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Этап включения изученного в систему знаний Цель:. включение нового способа действия в систему знаний и приме-нение на практике | Следующее задание покажет умение распознавать языковые средства, типичные для разных стилей. Из записанных на доске словосочетаний выписать словосочетания, характерные для каждого из стилей: I вар. - публицистический II вар. - разговорный III вар. – художественный Светская хроника, предстоящие переговоры, ходил совсем ошалевший, шорох ресниц, утро седое, хлопать ушами, парламентские дебаты, пробуждающаяся природа, растянулся на лавке. - Одно из словосочетаний использовать для составления предложения. | | Умение самостоятель-но и с помощью учи-теля получать новые знания, обобщать и делать выводы; (П). Достаточный объем словарного запаса (К). Подведение к выводу (Л). | ||||||||||||||||||||||||||||||
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель:. самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия. | Внимание - ТЕСТ! Тест позволит нам быстро проверить, как вы умеете определять стили речи. I часть теста - ответы на 5 теоретических вопросов (см.тест) II часть- практическое определение стилей речи. Шифр на доске. 1. Разговорный 2. Публицистический 3. Научный 4. Официально-деловой 5. Художественный 6. Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение. 7. Остров окутан тишиной. В тёмной зелени острова разгораются золотые шары апельсинов. Приветливо улыбаются цветы. 8. - Много, сынок, всяких стран на земле. - А ты там был? - Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил. - А какая Италия? - Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут. 9. Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, такое знакомое и близкое чуть ли не каждому жителю нашей Родины? Байкал-это не только кладовая природных ресурсов, не только колоссальное хранилище пресной воды, но и творение уникальной красоты. 10. Ввиду предстоящего половодья и паводка на близлежащих реках в течение 2-х недель предприятия должны работать в аварийном режиме. | Проверка теста: 1-3, 2-4, 3-5, 4-2, 5-3, 6-3, 7-5, 8-1, 9-2, 10-4 Самоконтроль (или взаимоконтроль) За каждый правильный ответ - 0,5 балла. Подсчитайте свой результат | Личностный результат УУД: - способность к самооценке. Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли (К). | ||||||||||||||||||||||||||||||
Д/з | | | |
Вопрос о происхождении русского литературного языка до сих пор является спорным в современной науке, с чем связана актуальность его рассмотрения. В основном можно говорить о существовании трех концепций происхождения русского языка. Согласно первой, в Древней Руси был один, болгарский по своему происхождению, литературный язык, который постепенно русифицировался. Концепцию эту развивал А. А. Шахматов, рассматривавший влияние «церковного» произношения даже на звуковой строй древнерусского литературного языка. В. В. Виноградов, развивая эту теорию, говорил о двух типах древнерусского литературного языка: книжнославянском и народно-литературном. Они составляли один литературный язык, в котором ведущая роль принадлежала книжнославянскому (церковнославянскому в своей основе) типу.
Согласно второй концепции, основа древнерусского литературного языка — восточнославянская, народно-речевая; русский письменно-литературный язык — народный и в звуковом строе, и в грамматических формах, и в конструкциях, и даже в лексико-фразеологическом составе. Однако наряду с этим языком существовал древнецерковнославянский литературный язык русской редакции, который обслуживал нужды церкви и всей религиозной культуры. Древнерусский литературный язык возник совершенно независимо от церковнославянского и только с конца XII в. начал испытывать некоторые воздействия с его стороны. Эту концепцию выдвинули и развивали С. П. Обнорский и Л. П. Якубинский.
Согласно третьей концепции, древнерусская народность обладала тремя типами письменного языка: книжнославянским (с преобладанием церковнославянизмов), средним (язык «Слова о полку Игореве», «Сочинений Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника») и деловым. Эту концепцию развивал Ф. П. Филин. Язык деловой письменности рассматривается, по этой концепции, как самостоятельный тип языка.
Происхождение русского литературного языка
Литературный русский язык начал складываться много веков назад. До сих пор в науке идут споры о его основе, о роли церковно-славянского языка в его происхождении. Русский язык относится к индоевропейской семье. Его истоки восходят ко времени существования и распада общеевропейского (праславянского) языка. Из этого общеславянского единства (VI–VII вв.) выделяются несколько групп: восточная, западная и южная. Именно в восточнославянской группе позднее выделится русский язык (ХV в.).
В Киевском государстве использовался смешанный язык, который получил название церковно-славянского. Вся богослужебная литература, являясь списанной со старославянских византийских и болгарских источников, отражала нормы старославянского языка. Однако в эту литературу проникали слова и элементы древнерусского языка. Параллельно этому стилю языка существовала еще и светская и деловая литература. Если примерами церковно-славянского языка служат «Псалтырь», «Евангелие» и так далее, то примером светского и делового языка Древней Руси считаются «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Русская правда».
Данная литература (светская и деловая) отражает языковые нормы живого разговорного языка славян, их устного народного творчества. Исходя из того что в Древней Руси была такая сложная двойная система языка, ученым трудно объяснить происхождение современного литературного русского языка. Мнения их расходятся, однако самой распространенной является теория академика В. В. Виноградова. Согласно данной теории в Древней Руси функционировали две разновидности литературного языка:
1) книжно-славянский литературный язык, основанный на старославянском и используемый преимущественно в церковной литературе;
2) народно-литературный язык, основанный на живом древнерусском языке и используемый в светской литературе.
По мнению В. В. Виноградова, это два типа языка, а не два особых языка, т. е. в Киевской Руси не было двуязычия. Эти два типа языка длительное время взаимодействовали друг с другом. Постепенно они сблизились, и на их основе в XVIII в. образовался единый литературный русский язык.
XIX в. можно считать первым периодом развития современного литературного русского языка.
Началом этапа развития русского литературного языка принято считать время творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которого иногда называют создателем современного русского литературного языка.
Звёзды
Звёздочки , звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу ?
Частые звёздочки, звёздочки !
Что в вас прекрасного, что в вас могучего!
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания ?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ,
Звёзды небесные, звёзды !
Задание:
Подберите синоним к слову «светлые».
Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
Подберите синоним к слову «частые».
Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Задание:
1. Подберите синоним к слову «светлые».
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
3. Подберите синоним к слову «частые».
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,жгучий.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. | Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. | Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. |
Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. | Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. | Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. |
Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. | Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. | Заявление. Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться, Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин. |
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
В тепло. Глаза домов пусты. С. Кобозева
Вуаль дождя.
Вуаль дождя скрыва…т чьи(то) лица,
И ветер нервный вату обл…ков
На небо пот…нул, вспорхнул, как птица,
Деревья обн…жил и был таков.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Ее р…сницы - мокрые листы -
Др…жат. Все пот…ряло веру
Типы норм русского литературного языка.
Нормы | Правила | Примеры |
Акцентологические | Ударения | Позвонишь (не позвонишь) |
Орфоэпические | Произношения | Безе – бе(зэ) |
Лексические | Употребления слов | Абонент номера (не абонемент) |
Фразеологические | Употребления устойчивых сочетаний слов | На краю гибели (не крае) |
Словообразовательные | Образования слов | Вскипятить (не скипятить) |
Морфологические | Образования грамматических форм | Яблок (не яблоков) |
Синтаксические | Объединения слов в словосочетания и предложения | Таблетки от головной боли (не для головы) |
Орфографические | Написания слов | Яства (не явства) |
пунктуационные | Постановки знаков препинания | Как хороши летние ночи! (Восклицательное предложение) |
Типы норм русского литературного языка.
Нормы | Правила | Примеры |
Акцентологические | Ударения | Позвонишь (не позвонишь) |
Орфоэпические | Произношения | Безе – бе(зэ) |
Лексические | Употребления слов | Абонент номера (не абонемент) |
Фразеологические | Употребления устойчивых сочетаний слов | На краю гибели (не крае) |
Словообразовательные | Образования слов | Вскипятить (не скипятить) |
Морфологические | Образования грамматических форм | Яблок (не яблоков) |
Синтаксические | Объединения слов в словосочетания и предложения | Таблетки от головной боли (не для головы) |
Орфографические | Написания слов | Яства (не явства) |
пунктуационные | Постановки знаков препинания | Как хороши летние ночи! (Восклицательное предложение) |
Типы норм русского литературного языка.
Нормы | Правила | Примеры |
Акцентологические | Ударения | Позвонишь (не позвонишь) |
Орфоэпические | Произношения | Безе – бе(зэ) |
Лексические | Употребления слов | Абонент номера (не абонемент) |
Фразеологические | Употребления устойчивых сочетаний слов | На краю гибели (не крае) |
Словообразовательные | Образования слов | Вскипятить (не скипятить) |
Морфологические | Образования грамматических форм | Яблок (не яблоков) |
Синтаксические | Объединения слов в словосочетания и предложения | Таблетки от головной боли (не для головы) |
Орфографические | Написания слов | Яства (не явства) |
пунктуационные | Постановки знаков препинания | Как хороши летние ночи! (Восклицательное предложение) |
Типы норм русского литературного языка.
Нормы | Правила | Примеры |
Акцентологические | Ударения | Позвонишь (не позвонишь) |
Орфоэпические | Произношения | Безе – бе(зэ) |
Лексические | Употребления слов | Абонент номера (не абонемент) |
Фразеологические | Употребления устойчивых сочетаний слов | На краю гибели (не крае) |
Словообразовательные | Образования слов | Вскипятить (не скипятить) |
Морфологические | Образования грамматических форм | Яблок (не яблоков) |
Синтаксические | Объединения слов в словосочетания и предложения | Таблетки от головной боли (не для головы) |
Орфографические | Написания слов | Яства (не явства) |
пунктуационные | Постановки знаков препинания | Как хороши летние ночи! (Восклицательное предложение) |
Типы норм русского литературного языка.
Нормы | Правила | Примеры |
Акцентологические | Ударения | Позвонишь (не позвонишь) |
Орфоэпические | Произношения | Безе – бе(зэ) |
Лексические | Употребления слов | Абонент номера (не абонемент) |
Фразеологические | Употребления устойчивых сочетаний слов | На краю гибели (не крае) |
Словообразовательные | Образования слов | Вскипятить (не скипятить) |
Морфологические | Образования грамматических форм | Яблок (не яблоков) |
Синтаксические | Объединения слов в словосочетания и предложения | Таблетки от головной боли (не для головы) |
Орфографические | Написания слов | Яства (не явства) |
пунктуационные | Постановки знаков препинания | Как хороши летние ночи! (Восклицательное предложение) |
Типы норм русского литературного языка.
Нормы | Правила | Примеры |
Акцентологические | Ударения | Позвонишь (не позвонишь) |
Орфоэпические | Произношения | Безе – бе(зэ) |
Лексические | Употребления слов | Абонент номера (не абонемент) |
Фразеологические | Употребления устойчивых сочетаний слов | На краю гибели (не крае) |
Словообразовательные | Образования слов | Вскипятить (не скипятить) |
Морфологические | Образования грамматических форм | Яблок (не яблоков) |
Синтаксические | Объединения слов в словосочетания и предложения | Таблетки от головной боли (не для головы) |
Орфографические | Написания слов | Яства (не явства) |
пунктуационные | Постановки знаков препинания | Как хороши летние ночи! (Восклицательное предложение) |
ТЕСТ «РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ» I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи: 1. Логичность,объективность,обобщенность,смысловая точность. 2. Эмоциональность, конкретность, простота речи. 3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность. 4. Образность, эмоциональность, конкретность. 5. Смысловая точность. II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля? 1. Создание картин и образов. 2. Непосредственное повседневное общение. 3. Убеждение, воздействие на слушателя. 4. Точная передача информации. 5. Передача научных сообщений. III. Определите жанры художественного стиля речи: 1. Письмо, беседа, записка. 2. Диссертация, конспект, доклад. 3. Очерк, фельетон, репортаж. 4. Резолюция, заявление, докладная записка. 5. Поэма, драма, рассказ. IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля? 1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот. 2. Толстенный, сестрица, лгунишка. 3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. 4. Довожу до вашего сведения, принять меры. 5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд. V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля? 1. Риторические вопросы. 2. Неполные предложения. 3. Сложные предложения. 4. Обращения к читателям. 5. Диалог. | ТЕСТ «РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ» I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи: 1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность. 2. Эмоциональность, конкретность, простота речи. 3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность. 4. Образность, эмоциональность, конкретность. 5. Смысловая точность. II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля? 1. Создание картин и образов. 2. Непосредственное повседневное общение. 3. Убеждение, воздействие на слушателя. 4. Точная передача информации. 5. Передача научных сообщений. III. Определите жанры художественного стиля речи: 1. Письмо, беседа, записка. 2. Диссертация, конспект, доклад. 3. Очерк, фельетон, репортаж. 4. Резолюция, заявление, докладная записка. 5. Поэма, драма, рассказ. IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля? 1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот. 2. Толстенный, сестрица, лгунишка. 3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. 4. Довожу до вашего сведения, принять меры. 5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд. V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля? 1. Риторические вопросы. 2. Неполные предложения. 3. Сложные предложения. 4. Обращения к читателям. 5. Диалог. |
ТЕСТ «РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ» I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи: 1.Логичность, объективность,обобщенность,смысловая точность. 2. Эмоциональность, конкретность, простота речи. 3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность. 4. Образность, эмоциональность, конкретность. 5. Смысловая точность. II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля? 1. Создание картин и образов. 2. Непосредственное повседневное общение. 3. Убеждение, воздействие на слушателя. 4. Точная передача информации. 5. Передача научных сообщений. III. Определите жанры художественного стиля речи: 1. Письмо, беседа, записка. 2. Диссертация, конспект, доклад. 3. Очерк, фельетон, репортаж. 4. Резолюция, заявление, докладная записка. 5. Поэма, драма, рассказ. IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля? 1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот. 2. Толстенный, сестрица, лгунишка. 3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. 4. Довожу до вашего сведения, принять меры. 5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд. V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля? 1. Риторические вопросы. 2. Неполные предложения. 3. Сложные предложения. 4. Обращения к читателям. 5. Диалог. | ТЕСТ «РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ» I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи: 1.Логичность, объективность,обобщенность,смысловая точность. 2. Эмоциональность, конкретность, простота речи. 3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность. 4. Образность, эмоциональность, конкретность. 5. Смысловая точность. II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля? 1. Создание картин и образов. 2. Непосредственное повседневное общение. 3. Убеждение, воздействие на слушателя. 4. Точная передача информации. 5. Передача научных сообщений. III. Определите жанры художественного стиля речи: 1. Письмо, беседа, записка. 2. Диссертация, конспект, доклад. 3. Очерк, фельетон, репортаж. 4. Резолюция, заявление, докладная записка. 5. Поэма, драма, рассказ. IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля? 1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот. 2. Толстенный, сестрица, лгунишка. 3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. 4. Довожу до вашего сведения, принять меры. 5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд. V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля? 1. Риторические вопросы. 2. Неполные предложения. 3. Сложные предложения. 4. Обращения к читателям. 5. Диалог. |
1. Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.
2. Остров окутан тишиной. В тёмной зелени острова разгораются золотые шары апельсинов. Приветливо улыбаются цветы.
3. - Много, сынок, всяких стран на земле.
- А ты там был?
- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.
- А какая Италия?
- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.
4. Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, такое знакомое и близкое чуть ли не каждому жителю нашей Родины? Байкал-это не только кладовая природных ресурсов, не только колоссальное хранилище пресной воды, но и творение уникальной красоты.
5. Ввиду предстоящего половодья и паводка на близлежащих реках в течение 2-х недель предприятия должны работать в аварийном режиме.
1. Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.
2. Остров окутан тишиной. В тёмной зелени острова разгораются золотые шары апельсинов. Приветливо улыбаются цветы.
3. - Много, сынок, всяких стран на земле.
- А ты там был?
- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.
- А какая Италия?
- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.
4. Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, такое знакомое и близкое чуть ли не каждому жителю нашей Родины? Байкал-это не только кладовая природных ресурсов, не только колоссальное хранилище пресной воды, но и творение уникальной красоты.
5. Ввиду предстоящего половодья и паводка на близлежащих реках в течение 2-х недель предприятия должны работать в аварийном режиме.
1. Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.
2. Остров окутан тишиной. В тёмной зелени острова разгораются золотые шары апельсинов. Приветливо улыбаются цветы.
3. - Много, сынок, всяких стран на земле.
- А ты там был?
- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.
- А какая Италия?
- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.
4. Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, такое знакомое и близкое чуть ли не каждому жителю нашей Родины? Байкал-это не только кладовая природных ресурсов, не только колоссальное хранилище пресной воды, но и творение уникальной красоты.
5. Ввиду предстоящего половодья и паводка на близлежащих реках в течение 2-х недель предприятия должны работать в аварийном режиме.
1. Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.
2. Остров окутан тишиной. В тёмной зелени острова разгораются золотые шары апельсинов. Приветливо улыбаются цветы.
3. - Много, сынок, всяких стран на земле.
- А ты там был?
- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.
- А какая Италия?
- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.
4. Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, такое знакомое и близкое чуть ли не каждому жителю нашей Родины? Байкал-это не только кладовая природных ресурсов, не только колоссальное хранилище пресной воды, но и творение уникальной красоты.
5. Ввиду предстоящего половодья и паводка на близлежащих реках в течение 2-х недель предприятия должны работать в аварийном режиме.
1. Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.
2. Остров окутан тишиной. В тёмной зелени острова разгораются золотые шары апельсинов. Приветливо улыбаются цветы.
3. - Много, сынок, всяких стран на земле.
- А ты там был?
- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.
- А какая Италия?
- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.
4. Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, такое знакомое и близкое чуть ли не каждому жителю нашей Родины? Байкал-это не только кладовая природных ресурсов, не только колоссальное хранилище пресной воды, но и творение уникальной красоты.
5. Ввиду предстоящего половодья и паводка на близлежащих реках в течение 2-х недель предприятия должны работать в аварийном режиме.
1. Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.
2. Остров окутан тишиной. В тёмной зелени острова разгораются золотые шары апельсинов. Приветливо улыбаются цветы.
3. - Много, сынок, всяких стран на земле.
- А ты там был?
- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.
- А какая Италия?
- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.
4. Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, такое знакомое и близкое чуть ли не каждому жителю нашей Родины? Байкал-это не только кладовая природных ресурсов, не только колоссальное хранилище пресной воды, но и творение уникальной красоты.
5. Ввиду предстоящего половодья и паводка на близлежащих реках в течение 2-х недель предприятия должны работать в аварийном режиме.
Легоцкая Вера Сергеевна
Шабельский Дмитрий Валентинович
Потамошнева Наталья Алексеевна
Шабельский Дмитрий Валентинович
Потамошнева Наталья Алексеевна
Шабельский Дмитрий Валентинович
Потамошнева Наталья Алексеевна