Технологическая карта урока физики по теме «Плавает или тонет» (7 класс)

22
13
Материал опубликован 23 January 2021 в группе


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ ПО ФГОС

Технологическая карта урока физики в 7 классе.

Автор: Рагулина Любовь Давыдовна, учитель физики.

МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» Новосибирской области.

Учебный предмет:

Физика.

Класс:

7

УМК:

«Физика» Автор: А.В. Перышкин. М., «Дрофа», 2017.

Тема урока:

«Плавает или тонет»

Место и роль урока в изучаемой теме:

Урок №15 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


Современная педагогическая технология:

Технология «педагогических мастерских» - процесс сотворчества «Мастера и подмастерье» (технология исключает официальное оценивание результатов деятельности учащихся, критических замечаний).

Тип творческой мастерской:

 Мастерская построения новых знаний с элементами исследовательской деятельности и группового творческого взаимодействия.

Цель мастерской:

- Создание условий для открытия каждым участником новых знаний и нового опыта путем самостоятельной и коллективной работы, для проявления себя как творца.

- Обеспечение экспериментального изучения условий плавания тел и формирование умения объяснять поведение тел в жидкости.

Задачи урока:


Образовательные:

познакомить с новой формой урока – творческая мастерская (введение в понятие);

опытным путем выяснить условия плавания тел в жидкости в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующих на тела в жидкости; в зависимости от плотности жидкости и тела;

усвоить условия плавания на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания;

формировать умение говорить на языке предмета.

Развивающие:

развивать у обучающихся естественнонаучную грамотность и креативность: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

образовательную мотивацию: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

творческую активность и учебно-познавательный интерес к процессу обучения через свободное самовыражение;

исследовательские и коммуникативные компетенции через организацию группового эксперимента и научное объяснение его результатов;

умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать полученную информацию;

развитие креативного самовыражения, социальной компетенции.

Воспитательные:   

воспитывать культуру мышления и общения, эмоциональную отзывчивость, способность к взаимодействию, конструктивное сотрудничество учащихся;

мотивировать ответственное отношение к уроку, самостоятельной деятельности, настойчивости в достижении цели.

Здоровьесберегающие:

профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Методы обучения:

Метод проблемного изложения, частично-поисковый с элементами исследования.

Формы работы учащихся: 


Индивидуальная,

Фронтальная;

Групповая;

Парная.

Закон мастерской:

«Делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам».

Основные понятия темы:

Сила (характеристики силы - модуль, направление, точка приложения); Архимедова сила, сила тяжести, вес тела (в жидкости, воздухе); плотность вещества, объем тела; условия плавания тел; динамометр, мензурка.

Организация пространства:

Кабинет физики

Метапредметные связи:

Математика.

Необходимое оборудование: 

- лабораторное оборудование кабинета физики: динамометр, мензурка, стакан, песок; кювета-ваночка; набор различных тел из веществ разной плотности.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- Знать условия, при которых тело тонет, плавает и всплывает в жидкости;

- уметь работать с лабораторным оборудование кабинета физики (динамометр, мензурка, лабораторная посуда);

- уметь, используя таблицу плотности, определять какие вещества тонут, плавают или всплывают в данной жидкости;

- понимать, как использовать условия плавания тел при решении качественных задач.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в виде рисунков и таблиц, конструировать модель, починяющая условию плавания тела на поверхности жидкости.

Регулятивные: уметь составлять план и определять последовательность действий, работать по плану; научиться ставить цель; прогнозировать и предвосхищать результат; владеть основами самоконтроля и саморегуляции.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; слушать собеседника; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; работать в мини-группе, представлять результаты своей деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к предмету; творческие способности и практические умения; самостоятельность в приобретении знаний о плавании тел; развивать уважительное отношение друг к другу, к педагогу, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их; развивать инициативу. Адекватно оценивать собственную практическую деятельность, свои жизненно-важные качества – умения сотрудничать. Тренировать способности к самопознанию и самокоррекции.

ПЛАН УРОКА:

ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЯ

I

Организационный момент: приветствие

0,5 мин

II

Индукция – «толчок к процессу»

1,5 мин

III

Самоконструкция

3 мин

IV

Афиширование

2 мин

V

Социоконструкция

6 мин

VI

Афиширование

3 мин

VII

Социоконструкция

2 мин

VIII

Деконструкция

2 мин

IX

Реконструкция

5 мин

X

Афиширование

2 мин

XI

Деконструкция - Реконструкция

2 мин

XII

Социоконструкция - Социолизация

7 мин

XIII

Разрыв – «озарение»

6 мин

XIV

Рефлексия деятельности (итог урока)

3 мин


УЧИТЕЛЬ (МАСТЕР)

(НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ, ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ ДИАЛОГА С УЧЕНИКАМИ)

УЧЕНИКИ (ПОДМАСТЕРЬЕ)

(ОЖИДАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ДИАЛОГА С УЧИТЕЛЕМ)

ДОСКА И ОБОРУДОВАНИЕ


ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

I ЭТАП

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: создание комфортной образовательной среды, положительно-эмоционального фона, позитивного настроя на урок, желания сотрудничать с одноклассниками, учителем.

Прием – девиз урока, пожелание.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Девиз урока: «Без сомнения, все наше знание начинается с опытов» (Кант Эммануил, немецкий философ 1724-1804г.г)

Пожелание обучающимся:

- «Смело экспериментируйте и приобретайте знания! Успех сегодня в учебе – завтрашний успех в жизни!»

Ответное приветствие

Доска: девиз, пожелание подмастерьям, дата, тема, таблица для заполнения по ходу работы в мастерской, «волны» для рефлексии.

Демонстрационный стол: необходимый набор средств, материалов и приборов.



t1611417970aa.jpg

Регулятивные:

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности.

Личностные:

Мотивировать собственные действия; готовность к восприятию; проявлять внимательность; желание больше узнать.

Коммуникативные: Формирование позитивного отношения друг к другу.

II ЭТАП

ИНДУКЦИЯ (подготовка к первому заданию мастерской: «толчок к процессу», «наведение» – этап создания эмоционального настроя, мотивирующий на дальнейшую творческую и исследовательскую деятельность участников).

Цель: формирование мотивов обучения, стремления, учащихся заниматься активной самостоятельной деятельностью с объектом изучения.

Прием: «камертон урока» - нестандартное начало.

Форма организации: фронтальная.

- Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас целая мастерская. А что такое мастерская?


- В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). В мастерской художника рождаются что…?

В мастерской гончара…?

- А в нашей мастерской мы попробуем творить себя. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику необходимы…?

Гончару?

А нам…?

- Правильно, нам нужны - внимательность, теоретические знания, смелые рассуждения, активный практический подход к решению выявленной проблемы, желание сотрудничать и взаимодействовать друг с другом.

- Итак, перенесемся в нашу мастерскую – мастерскую научных идей, творческих поисков, нестандартных решений.

- Желаю вам с интересом наблюдать, изучать, работать! Творческих вам успехов, юные исследователи!


-Это место, где происходит рождение чего-то нового.



- Картины.


- Горшки.



- Краски, кисти, полотно.

- Глина, гончарный круг.

- Желание приобретать теоретические и практические знания. Работать не только индивидуально, но и сотрудничать. Думать и действовать самостоятельно.


Познавательные:

Осознание степени готовности к познавательно-творческому процессу.

Регулятивные:

Формирование произвольности деятельности. Осуществление саморегуляции.

Личностные:

Формирование мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы.

Коммуникативные:

Формирование готовности к конструктивному общению, речевому высказыванию, сотрудничеству, взаимопомощи.



III ЭТАП

CАМОКОНСТРУКЦИЯ (этап индивидуального создания гипотезы, решения, пояснительного текста, рисунка)

Цель: формирование умений самостоятельного выдвижения гипотезы на этапе выявления познавательной проблемы, развитие интеллектуальной активности подмастерье, способности принятия независимого решения, своего видения проблемы.

Метод конструирования вопросов: самостоятельная постановка вопросов к изучаемому объекту.

Прием: схематически-творческий рисунок о познавательном объекте.

Форма организации: индивидуальная.

- Первое задание мастерской.

- Участники мастерской, что можно сделать, имея сосуд с жидкостью и различные тела?

- Какой вопрос можно при этом задать?

- Сформулируйте его.











- Проблема выявлена. Она определена вашими однородными вопросами.

- Формулируем и записываем тему урока (доска, тетрадь):

- Обозначаем цель.

- Верно.

- Как будем выполнять цель?

- Вы правы, ведь ворота

к знаниям открываются через эксперимент!

- Сейчас каждый участник мастерской выполнит рисунок предполагающий поведение данных тел в воде. По возможности объяснит свое решение.


- Опустить эти тела в данную жидкость.



- Что произойдет с телами – утонут, или нет?

- Почему одно тело плавает, а другое тонет?

- Как себя поведут разные тела в жидкости?

- Каковы условия плавания тел?

- Одинаковые ли силы Архимеда будут действовать на эти тела?

- Будет ли зависеть выталкивающая сила от рода вещества предложенных тел?


- «Плавает или тонет».


- Выяснить условия плавания тел.

- С помощью экспериментов, опытов.



Выполняют рисунки.

t1611417970ab.jpg


Набор материалов: стеклянный сосуд с водой; разнородные (дерево, стекло, резина, пластмасса, металл) тела (кубики, брусочки, шарики, цилиндры, плоские круглые фигурки); различные камни.




Познавательные: Осознание проблемы, развитие заинтересованности поисков вариантов ее решения. Самостоятельное выделение и формулирование темы мастерской и познавательной цели.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Личностные:  Формирование готовности к восприятию информации, саморазвитию, учебно-познавательной мотивации и интереса к предмету, работе в мастерской. Ориентация на собственные мысли, собственную точку зрения. Стремление найти решение проблемного вопроса самостоятельно.

Коммуникативные: Формирование способности к сотрудничеству.

IV ЭТАП

АФИШИРОВАНИЕ (этап представление рисунков подмастерьев) – защита и вывешивание рисунков на классную доску.

Цель: формирование мотивов обучения, стремления, учащихся к практическим действиям, занятию активной самостоятельной деятельностью с объектом изучения.

Прием: самостоятельная творческая работа.

Форма организации: индивидуальная.

Продукт работы: схематический рисунок.

- Представляйте свои работы.














- Молодцы, похвалы достойны все. Но, тот, кто расставил силы особенно.

Защищают и вывешивают рисунки на классную доску.


t1611417970ad.png


Схематические рисунки подмастерьев


t1611417970ae.pngt1611417970af.jpg

Участники располагают рисунки в левой части доски.



Познавательные:

  познавательно-творческого мышления, способности анализировать свою учебно-познавательную деятельность и деятельность других участников мастерской.

Регулятивные: Готовность к демонстрации решения проблемного вопроса.

Личностные: Умение «официального» признания полученного результата.

Коммуникативные: Формирование готовности ценностного отношения к себе и окружающим, к приобретению новых знаний. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Прием: демонстрация опыта для соотнесения с выдвинутой гипотезой поведения тела в жидкости.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная

- Демонстрируя опыт, проверяем поведение различных тел в воде.

- Ребята, ваши предположения подтвердились!




Подмастерья наблюдают за опытом, проведенным мастером.



Набор материалов: стеклянный сосуд с водой; разнородные (дерево, стекло, резина, пластмасса, металл) тела (кубики, брусочки, шарики, цилиндры, плоские круглые фигурки); различные камни.


Познавательные: Развитие произвольного внимания, способности наблюдать и анализировать учебную задачу мастерской в процессе демонстрации опыта мастером.

Регулятивные: Оценивать свою деятельность, устанавливать связь между собственным решением и результатом деятельности мастера. Владение основами самоконтроля, саморегуляции.

Личностные:  Проявление интереса и инициативы к учебному процессу, практикуму.

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать мнение в рамках предлагаемой ситуации.

V ЭТАП

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (этап взаимодействия подмастерье с другими, обеспечивающий расширение источника опыта, идей за счет увеличения количества участников, размышляющих над проблемой).

Цель: придумать способ решения проблемной задачи, причем ученики свободны в выборе поиска, метода, темпа.

Прием: практическое творческое задание.

Форма организации: парная.

Продукт работы: общий вариант решения, эксперимент, конспект, схематический рисунок.

Мастер интересуется у подмастерьев:

- Что надо сделать, чтобы понять – при каком условии тело будет плавать, а когда утонет? Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

- Второе задание мастерской.

- Перед вами, юные экспериментаторы набор некоторых средств и материалов (брусочек пластилина, два стакана с водой, динамометр, пластмассовый ножик, салфетка, при необходимости используйте линейку, калькулятор, справочник).

- Используя ½ часть пластилинового бруска, какие необходимо провести действия и расчеты, чтобы ответить на проблемный вопрос: плавает тело или тонет?

Выдвигайте гипотезу (что произойдет с телом?)

Проверяйте ее. Приступайте к действиям. Выполняйте расчеты. Доказывайте.

Рисуйте, сравнивайте, объясняйте.


- «В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – опыт». (Мигель де Сервантес).

- Удачных вам, опытов!





- Сравнить силы Архимеда и тяжести.

- Сравнить плотности тела и жидкости и т.д.

Предлагают свои версии (брусок потонет). Приступают к практике. Варианты действий подмастерьев:

1) Опускают брусок в воду, наблюдают за его поведением; динамометром определяют вес тела в воздухе и воде; рассчитывают Архимедову силу.

t1611417970ai.jpg

2) Выполняют измерения сторон пластилинового бруска для вычисления его объема. По формуле рассчитывают силу Архимеда.

Динамометром измеряют силу тяжести пластилинового тела. Проверяют гипотезу (поведение тела в воде).

Осуществляют схематические рисунки с указанием действующих сил тяжести и Архимеда на утонувшее тело в воде; необходимые пояснительные записи, формулы, расчеты.

Рассуждают, делают выводы, приходят к единому мнению: брусок тонет, т.к. сила тяжести тела больше выталкивающей.









Набор материалов и приборы: брусочек пластилина (тело), два стакана с водой, динамометр, салфетка. При необходимости используется линейка, калькулятор, справочник (плотность воды).


t1611417970ak.jpg

Познавательные:Развитие умения выполнять последовательно практическую деятельность, изображать процесс плавания схематическим рисунком, логически размышлять над проблемным вопросом мастера.

Регулятивные:Формирование организованности, ответственности к учебному процессу.

Личностные: Мотивировать свои действия; готовность к восприятию; желание больше узнать.

Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию.



VI ЭТАП

АФИШИРОВАНИЕ (этап представление рисунков подмастерьев) – защита экспериментальных исследований, представление их рисуночным изображением; вывешивание «научных» рисунков на классную доску.

Цель: развитие когнитивных и практичных ЗУН, способности доказывать общепринятое решение и демонстрировать результат работы.

Прием: самостоятельная научно-творческая работа.

Форма организации: парная.

Продукт работы: схематический рисунок.

- Подмастерье демонстрируйте, пожалуйста, выводы научных опытов, защищайте свои работы, афишируйте общепринятое решение проблемы рисунками.

- «Чтобы дойти до цели, надо,

прежде всего, идти...» (О.Бальзак)

- А, вы, молодцы, идете верным путем!!!

Выход парами: объяснение выбранного варианта решения проблемного вопроса. Рисунки прикрепляются на доску.t1611417970ai.jpg

Участники располагают рисунки в центральной части доски.


t1611417970al.jpg


Познавательные: Развитие способности к умозаключению.

Регулятивные: Умение наглядного представления результатов деятельности.

Личностные: Оценивать собственную практическую деятельность, свои жизненно-важные качества – умения сотрудничать.

Коммуникативные: Умение обсуждать, выделять интересные идеи, защищать творческие работы, сотрудничать в паре.

VII ЭТАП

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (этап сотрудничества подмастерье в паре с другим).

Цель: вывести условие, при котором тело тонет.

Прием: самостоятельное задание.

Форма организации: парная, групповая.

Продукт работы: самостоятельное заполнение таблицы.

- Третье задание мастерской.

- Посмотрите на рисунки, результаты опытов и выведите условие, когда тело тонет.

- Работая в паре, заполните таблицу в тетради.

- Пары, поменяйтесь тетрадями и сравните содержание таблицы со своими записями.

- Проговорите свои решения другой паре и обсудите условия плавания тел в данном случае.

- При необходимости дополните свои записи.

- Заполните таблицу на доске.

(на доске таблица) Условия плавания тел

тело

тонет

плавает внутри жидкости

плавает на поверхности жидкости









Подмастерья работают у доски, заполняют только первую часть таблицы.

тело

тонет

плавает внутри жидкости

плавает на поверхности жидкости




Познавательные: Развитие познавательного интереса к новому виду работы.

Регулятивные: Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Личностные:  Мотивирование к познанию через поставленные мастером задачи.

Коммуникативные: Умение взаимодействовать в паре.










VIII ЭТАП

ДЕКОНСТРУКЦИЯ (этап постановки в затруднительное положение подмастерье – разрушение, хаос, невозможность выполнения проблемного задания)

Цель: отделить известное от неизвестного, создать гипотезу, продумать вариант решения задания мастера.

Прием: самостоятельное задание.

Форма организации: индивидуальная.

- Четвертое задание мастерской.

- Надо «заставить» ½ часть пластилинового брусочка плавать в воде.

- Пусть каждый подумает, как это можно сделать.

Подмастерье работают индивидуально, обдумывают решения задания.


Набор материалов и приборы: ½ брусочка пластилина (тело), стакан (или кювета) с водой.

Познавательные: Анализировать проблему, сформулировать гипотезу, продумать собственный вариант решения.

Регулятивные: Умение самостоятельно выдвигать версии решения проблемы, предвидеть конечный результат.

Личностные: Адекватное оценивание собственных знаний, возможностей, практических и коммуникативных навыков.

Коммуникативные: Критическое отношение к своему мнению.

IX ЭТАП

РЕКОНСТРУКЦИЯ (этап воссоздания группами из хаоса своего проекта решение проблемы).

Цель: конструирование модели в форме лодки (коробки), починяющая условию плавания тела на поверхности жидкости.

Метод смысловых ассоциаций и образного видения: соотнесение предлагаемой модели с лодкой, кораблем, пароходом.

Прием: самостоятельное творческое задание.

Форма организации: групповая.

Продукт работы: модель с вогнутой поверхностью – модель лодки.

- Образуйте группы. Поразмышляйте вместе, пофантазируйте, обсудите, проверьте свои предположения опытным путем, аргументируйте ответ.

- Объясните свое решение рисунком.


- «Упражнения, тренировки, опыты, творческий подход рождают мастерство». (Тацит).

- Учитесь мастерить! Все в ваших руках!

В группе заслушивается мнение каждого и совместно принимается общее решение. Подмастерья конструируют новый объект – лодку. Опускают в воду и наблюдают, что она держится на поверхности воды, в отличие от пластилинового бруска.

t1611417970an.jpg

Набор материалов и приборы: ½ брусочка пластилина (тело), стакан с водой.













Познавательные: Развитие конструктивного мышления.

Регулятивные: Определение потенциальных затруднений при решении учебно-проблемной задачи и нахождение средств для их устранения.

Личностные: Мотивирование к творческим действиям.

Коммуникативные: Принятие позиции собеседника, понимание другого, мнения; определение свои действий и действий партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.


X ЭТАП

АФИШИРОВАНИЕ (этап представление рисунков подмастерьев) – защита экспериментальных исследований, представление их рисуночным изображением; вывешивание «научных» рисунков на классную доску.

Цель: развитие коммуникативных компетенций, способности сотрудничать, моделировать, афишировать готовую продукцию.

Прием: самостоятельная творческая работа.

Форма организации: групповая.

Продукт работы: модель лодки, схематический рисунок.

- Презентуйте свои работы.












- Что происходит с силой Архимеда во время всплытия тела на поверхность воды?

- Почему?


- Запишите результат в таблицу (тетрадь, доска).




Защита конструкций и схематических рисунков.

Подмастерье рисунки прикрепляют на доску.

Познавательные: Развитие умения научного изложения полученного результата.

Регулятивные: Умение афишировать творческий продукт.

Личностные:

Оценка степени внесения собственных усилий в общее дело.

Коммуникативные:

Формирование умения учебного сотрудничества.












- Уменьшается.


- Так как уменьшается объем части модели пластилиновой лодки, погруженной в воду.

- Подмастерья дополняют таблицу в тетради и на доске необходимыми записями.



тело

тонет

плавает внутри жидкости

плавает на поверхности жидкости




XI ЭТАП

ДЕКОНСТРУКЦИЯ + РЕКОНСТРУКЦИЯ (этап создания информационного запроса, работы с учебным материалом, решение проблемного вопроса).

Цель: формирование информационного поля, получение теоретических знаний об уменьшении выталкивающей силы всплывающего тела.

Метод смыслового видения: расширение представления о всплывающей лодочной модели на поверхность жидкости. Подмастерья заняты поиском объяснения изменения силы Архимеда при движении тела вверх.

Прием: самостоятельная ориентация по тексту учебника.

Форма организации: индивидуально-парная.

- Пятое задание мастерской.








- Чему равна выталкивающая сила, которая действует на вашу пластилиновую «лодочку»?

- Для ответа надо обратиться к учебнику - научному источнику (§52)

-  Если сложно работать индивидуально, работайте в паре.


- «Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины». (Иммануил Кант).

- Смело включайтесь в процесс познания!

Подмастерья изучают информационно-познавательный материал. Обсуждают процесс поведения тела на поверхности воды. Приходят к общему мнению. Формулируют вывод. Записывают решение на доске.


- Сила Архимеда равна весу жидкости в объеме погруженной в нее части тела.

FА = Pж

- Вес, вытесненной жидкости (архимедова сила) равна силе тяжести, действующей на плавающее тело, или весу этого тела в воздухе.













Познавательные: Развитие умения работать с научной информацией, учебным материалом.

Регулятивные: Развитие регуляции эмоционального состояния.

Личностные:  Развитие мотивации к научным знаниям.

Коммуникативные: Развитие взаимопомощи в осознании проблемного задания.

XII ЭТАП

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ + СОЦИАЛИЗАЦИЯ (этап построения поиска совместного варианта решения в процессе взаимодействия).

Цель: вывести условие, при котором тело плавает внутри жидкости.

Прием: самостоятельное соотнесение микрогрупп своей деятельности с деятельностью других микрогрупп, представление результатов труда.

Форма организации: работа в малой группе.

Продукт работы: постановка опыта, общее творческое решение.

- Шестое задание мастерской.

- Имея средства и материалы, проверьте поведение тел (3-и киндер-сюрприза, 3 стакана с водой).

- Как изменить поведение одного из утонувших тел, заставить его плавать внутри жидкости?

- Молодцы, действуйте!



- Не останавливайтесь на достигнутом, предлагайте еще способы решения.

- Умницы и умники!

- Дерзайте, юные подмастерья!


- «Истина - это то, что выдерживает

проверку опытом». (А.Эйнштейн).

- Вы в этом постоянно убеждаетесь!

- Демонстрируйте свои опыты, творческие результаты.

- Заполняйте таблицу на доске.

- Выполняйте необходимые записи в тетради.

Проводят опыт. Опустили 3 тела в воду. Наблюдают: один всплыл, два утонули.

-Уменьшить количество песка, тем самым уменьшить силу тяжести тела.

Подмастерья добиваются равновесия тела внутри воды.

- Воду надо разбавить солью, тем самым увеличить ее плотность.


Растворяют соль в воде, тело отрывается от дна стакана.

Набор средств и материалов: 3 киндер-сюрприза. 1-ый - пустой, 2-ой и 3-ий - на ½ наполнены песком. 3 стакана с водой, соль.

Познавательные: Мотивация к экспериментальным действиям.

Регулятивные: Научиться корректировать свое мнения с учетом совместного творчества.

Личностные:  Обогащение собственного опыта за счет ЗУН напарников.

Коммуникативные: Отсутствие доминирующей позиции и мнения кого-то из подмастерьев.



Делают выводы. Заполняют таблицу в тетради и на классной доске. Выполняют записи в рабочих тетрадях.


тело

тонет

плавает внутри жидкости

плавает на поверхности жидкости





XIII ЭТАП

РАЗРЫВ (этап резкого приращение в знаниях, кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему)

Цель: сверить полученные новые знания относительно условий плавания тел с учебно-научным источником.

Прием: «Чтение с пометками».

Форма организации: групповая.

Результат этапа: инсайт (озарение).

- Седьмое задание мастерской.

- Сформулируйте закон плавания тел.

- Сравните свое решение проблемного вопроса «Плавает или тонет?», полученное экспериментальным путем, с учебно-научной информацией.






Подмастерья формулируют закон плавания тел и сверяют полученные труды с учебным материалом. Ведут «живой» диалог с автором закона, полемику по поводу авторского видения проблемы. Читая текст, выполняют пометки: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

t1611417970au.jpg

Каждым участником осознается степень усвоения темы, неполнота своего знания. Происходит побуждение к к активным познавательным действиям.

Дополняют записи в тетради соотношениями плотностей тел и жидкостей, поясняющие условия плавания тел.

Познавательные: Развитие необходимости в получении дополнительной научной информации, позволяющая лучше вникнуть в суть проблемного вопроса. Упорядоченности полученного опыта, возможности его дополнять.

Регулятивные: Умение адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:  Адекватное разрешение противоречия эмоционального конфликта между имевшимися у ученика и новыми знаниями.

Коммуникативные: Развитие продуктивного сотрудничества.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Выполнить экспериментальную задачу: Используя закон Архимеда, вычислить плотность сырой и вареной картофелины в простой и соленой воде.

Записывают домашнее задание в дневник.


XIV ЭТАП

РЕФЛЕКСИЯ (этап обратной связи, осознания учеником себя в собственной деятельности, обобщение чувств, возникших в ходе мастерской).

Цель: не оценочные суждения, а самоанализ собственной деятельности и самоощущения работы в мастерской. Прием: «Глубина погружения»

Форма организации: индивидуальная.

-Все ли у нас получилось? Смогли выполнить поставленную цель?

Мастер обращается к подмастерьям:

- Сегодня, работая в творческой мастерской, каждый из вас чувствовал себя по - разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько каждый из вас ощущал здесь себя комфортно, понравилось ли вам, то дело, которым мы с вами занимались.

На рисунок с морскими волнами прикрепите «магнитную» рыбку на ту глубину, которая соответствует глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

- Большое спасибо за мастерскую!

- Было очень интересно! А если что то и не получилось, так ведь

«Мастерами не рождаются, ими становятся через долгий упорный труд!»

Всего вам доброго, юные подмастерья!

Участники высказывают свое мнение.


Анализируют свои мысли, знания, чувства. Делятся впечатлениями.


t1611417970av.jpg





t1611417970aw.jpg

Познавательные: Осмысление процесса творчества, проектирования, получения новых знаний. Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: Превращение умения в постоянно действующий навык саморегуляции.

Личностные: Осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения; приобретение тренировки способности к самопознанию и самокоррекции.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


t1611417970ax.jpg



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2017.

Методическое пособие к учебнику Перышкин А.А. ФГОС. Филонович Н.В., 2015.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2020/01/19/tehnologiya-pedagogicheskaya



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный урок,Любовь Давыдовна!

23 January 2021

Большое спасибо, Марина Юрьевна!

23 January 2021

Отличная разработка!

23 January 2021

Благодарю Вас, Галина Валентиновна!

23 January 2021

Какая интересная технология! Еще не пробовала) Спасибо! Изучу!

24 January 2021

Спасибо, Надежда Михайловна, за внимание к работе!

24 January 2021

Замечательный урок! Отдельное спасибо за фото с урока!

24 January 2021

Светлана Валерьевна, большое спасибо за отзыв!

24 January 2021

Любовь Давыдовна, сколько учеников в классе? Применяла технологию "Мастерская" в классах нормальной (25-28)накопляемости. Сейчас в классах с 34 учениками работать по такой технологии мне сложновато.

24 January 2021

Классы у нас, Любовь Ивановна, во 2-м звене небольшие, не более 20 человек. Для такого количества детей, как Вы правильно отметили, технология "Французских педагогических мастерских" подходит и проходит хорошо!

24 January 2021

Главное, все рыбки глубоко плавают! Значит, ребятам было интересно работать на уроке, познавать! Спасибо за интересную разработку урока и отдельное спасибо за рефлексию (возьму погружение рыбок в копилку!)

24 January 2021

Спасибо Вам, Татьяна, за интерес к разработке и технологии! В атмосфере "мастерской" дети, действительно непроизвольно вовлекаются в познавательный процесс; легко и спокойно демонстрируют результаты своих экспериментальных исследований, самовыражаются через афиширование, а главное учатся сотрудничать!

24 January 2021

Интересный познавательный урок! Технология исключает официальное оценивание результатов деятельности учащихся, а что в журнале? Никаких отметок нет?

20 May 2021