12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Колышкина Елена Владимировна11274 Россия, Новосибирская обл., Новосибирск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока по теме "Характеристики реки"
Технологическая карта урока
Характеристики реки
8 класс
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №179
г. Новосибирск
Технологическая карта урока | |
Предмет | География |
Класс | 8 |
УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география России 8 класс /М: Русское слово, 2015. |
Тип урока | комбинированный урок |
Тема урока | Характеристики реки |
Цель урока | Формирование представлений о параметрах, характеризующих реки |
Задачи урока | 1. Создать педагогические условия для активной совместной учебной деятельности учащихся, при которых они смогут: -давать определения понятиям по тематике урока; -называть основные характеристики реки; -определять по тематическим картам атласа особенности рек на различных территориях страны; -выделять территории России с разной плотностью речной сети; -характеризовать влияние климатических условий на особенности рек. 2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в парах. 3. Выявить зависимости основных характеристик рек от особенностей рельефа и климата. 4. Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока. 5. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению географии через применение технологий деятельностного типа. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать/понимать: -что такое река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, питание реки, режим реки, половодье, паводок, межень, падение и уклон реки; -источники питания реки; -в какое время года полноводны реки со снеговым питанием. Называть: -основные характеристики реки. Уметь объяснять: -чем отличается половодье от паводка; -чем межень отличается от половодья; -зависимость между площадью бассейна и полноводностью реки. Уметь определять: -по тематическим картам атласа особенности рек на различных территориях страны; -природные объекты, являющиеся водоразделами бассейна реки (на примере Р. Обь); -координаты истока и устья реки (на примере р. Обь); -падение и уклон реки (на примере р. Обь). Выявлять: -зависимость основных характеристик рек от особенностей рельефа и климата. Характеризовать: -влияние климатических условий на особенности рек. Классифицировать: -реки по времени наступления половодья. Метапредметные: Познавательные УУД: -анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; -преобразовывать информацию из одного вида в другой; -уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её; -строить логически обоснованные рассуждения. Личностные: -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; -осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные УУД: -отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; -понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); -организовывать работу в парах. Регулятивные УУД: -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; -выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; -самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: -оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе, рекам; -участвовать в обсуждении, делать аргументированные умозаключения; -быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; -иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; -сформированность познавательного интереса к изучению географии. |
Методы обучения | словесные, наглядные, практический, исследовательский |
Технологии обучения | групповое обучение, проблемное обучение, игровые, разноуровневое, здоровьесберегающие |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | фронтальная, работа в парах |
Основные образовательные идеи | параметры, характеризующие реку |
Основные понятия | река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, питание реки, режим реки, половодье, паводок, межень, падение и уклон реки |
Средства обучения | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география России 8 класс /М: Русское слово, 2015. Атлас 8-9 класс. Физическая карта России. Раздаточный материал (игра «Геодомино»: набор игровых карточек для каждой пары; оценочные карты; задание для каждой пары для работы по изучению параметров реки; наглядный материал по каждому параметру; 2 проблемных задания; проектная задача: условие задачи и алгоритм действий по решению задачи; вопросы для рефлексии). Проектор, компьютер, экран, авторская презентация «Характеристики реки» |
Организационная структура урока.
УУД:
Л – личностные.
П – познавательные.
Р – регулятивные.
К – коммуникативные.
Структурные элементы урока (этапы) | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
1. Организационный этап. | Включить обучающихся в учебную деятельность. | Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок. -Добрый день, ребята! Вы готовы поработать? Вы готовы отвечать? Вы готовы, если надо, Что-то вспомнить и узнать? Ну, а главное – готовы Вы сегодня рассуждать? -Вижу, что вы настроены на работу. Желаю вам достичь тех целей, которые вы себе наметите и получить удовольствие от своей работы. Присаживайтесь. | Настраиваются на урок. Отвечают на вопросы учителя. | 1. Самоопределение (Л). 2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). 3. Смыслообразование (Р). | ||||||||||||
2. Проверка домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока. | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы. -Ребята, проверка домашнего задания по теме «Моря России» пройдет в форме игры «Геодомино». Работаем сегодня в парах. Каждая пара получает набор из 12 игровых карточек. Задания на карточках закодированы. Для расшифровки задания необходимо использовать смартфон с программой QR Code Reader. А ответами на вопросы будут не слова, а карты. Набор карточек, разделённых на две части: в одной части — QR-код, в другой помещён незашифрованный контент (карта). Задания зашифровано QR-кодом, а ответ подбирают с другой карточки (с незашифрованной части). Следующее задание вы решаете с зашифрованной части этой самой карточки. -У каждого на столе есть оценочная карта ученика. Не забываем вносить в нее свои результаты по разным видам деятельности на уроке. Время на работу – 5 минут. По истечении времени на экран выводится правильная раскладка игровых карточек. | Слушаю информацию о способе проверки домашнего задания. Включаются в учебную деятельность по проверке домашнего задания через игру. Самопроверка. Самооценка.Заполняют оценочный лист. | 1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л). 2. Осуществлять самоконтроль (Р). 3. Умение слушать и вступать в диалог. 4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности. 5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||
3. Этап актуализации знаний. Мотивация. | Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний. Обеспечить мотивацию и принятие цели урока. | -Ребята, предлагаю вам отгадать загадку: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море. -Молодцы, ответ- река. -Как вы думаете, почему я загадала вам эту загадку? Верно, будем сегодня изучать реки. И для успешной работы на уроке давайте вспомним, что нам уже известно о реках: -что такое река? -что называется руслом реки? -остается ли постоянным русло реки со временем? -что такое исток реки? -откуда река может брать свое начало? -что такое устье? -что может быть устье реки? -что такое пойма? -что такое речная долина? -какие бывают реки по характеру течения? -чем реки могут отличаться друг от друга? -А теперь попробуем сформулировать точную тему урока по моему наводящему вопросу: как по-другому можно назвать все эти параметры, по которым реки отличаются друг от друга? -Правильно – характеристики реки. -Итак, тема урока «Характеристики реки». -Ребята, а какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? Что нужно сделать для того, чтобы достичь поставленной цели? -Проведите самооценку своей работы на этом этапе и запишите результат в оценочный лист. | Слушают загадку и дают ответ: река. Включаются в диалог с учителем. Размышляют, дают ответы на вопросы разной степени сложности. в т.ч. проблемные. Дают ответ на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь. Заполняют оценочный лист. | 1. Выполнение пробного учебного действия (Р). 2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П). 5. Планирование (Р). 6. Осуществлять самоконтроль (Р). 7. Определять свое отношение к природной среде (П), | ||||||||||||
4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в микрогруппах (парах), в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий. | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал. Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления. Развивать познавательный интерес к предмету через решение проблемных задач. | -Осваивать новые знания и умения вы будете, работая в парах. Каждая пара получит определенный параметр реки и на примере нашей реки Обь познакомится с ним. Источники информации: учебник, атлас, раздаточный материал, Интернет. -Время работы в парах – 5 минут. Далее каждая пара отчитается о проделанной работе и проведет самооценку своей деятельности в оценочном листе. -Помните - единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать своих одноклассников, когда будет проходить отчет о проделанной работе. Если будут возникать вопросы по какому-то параметру реки, то задаете их отвечающей паре, ведь они эксперты по данному вопросу. -Приступайте к работе. Контролирует время выполнения заданий, при необходимости консультирует учащихся. Проводит проверку работы учащихся. Для большинства параметров реки размещена наглядность на слайдах. Корректирует ответ учащихся, если есть ошибки и неточности в ответе. После отчета пар о проделанной работе проводит физкультминутку: Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Сели-встали, сели-встали И на месте побежали, Распрямили плечи, спинки, А теперь конец разминке. -Ребята, а сейчас все вместе решаем проблемные задания, связанные с темой нашего урока. №1. Известному климатологу А.И. Воейкову принадлежат слова «Реки - продукт климата». Как вы понимаете эти слова? Приведите аргументы в пользу данного высказывания, опираясь на имеющиеся знания по климату из 6 и 7 классов. №2. В западной части России выпадает осадков больше, чем в восточной. При этом все крупные реки текут именно в азиатской части страны: Обь, Енисей (самая полноводная), Лена (самая длинная). Какое объяснение вы этому можете дать? Стимулирует высказывания учащихся через систему наводящих вопросов, ведет эвристическую беседу. -Молодцы, справились с проблемными заданиями на определение причинно-следственных связей климата и рек. Заполните оценочный лист. | Слушают информацию о порядке работы. Проявляют познавательную активность, знакомятся с параметрами реки на примере Оби. Каждая пара отчитывается о проделанной работе, используя наглядность на слайдах. Проводят оценку своих действий в оценочном листе. Выполняют физическую разминку вместе с учителем. Решают проблемные задания путем размышления, приводят аргументы, находят причинно-следственные связи. Оценивают свою работу в оценочных листах. | 1.Структурирование знаний (П). 2. Анализ, обобщение (П). 3. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 6. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 7. Формулирование и аргументация своего мнения (К). 8. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 9. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 10. Поиск необходимой информации (П). 11. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). 12. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л). 13. Осуществлять самоконтроль (Р). 14. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | ||||||||||||
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала через решение проектной задачи. | Организует проверку новых знаний через решение проектной задачи. Работа в парах. -Ребята, я предлагаю вам решить проектную задачу, связанную с темой урока. Условие проектной задачи: -Если сравнить реки Волгу и Лену, то обнаружится весьма существенное различие. Весной Волга обычно вскрывается ото льда в середине марта – начале апреля. Лёд быстро уходит, а крупных и разрушительных наводнений в половодье не бывает. Весенний ледоход на Лене сопровождается мощными заторами льда и затоплением значительных территорий. Такие опасные явления наблюдаются каждый год с мая до середины июля, в том числе на реках Енисее и Оби. Вода поднимается во время разлива на 6-8 метров, а в низовьях – на 15-18 метров. Цель проектной работы - выяснить причину разрушительных весенних наводнений на реках Сибири. Алгоритм действий: 1.Заполнить таблицу, используя дополнительные источники информации.
2. Величина «модуль стока» показывает объем воды, стекающий с определенной площади водосбора за единицу времени, и измеряется в м3/(с*км2). Вычисляется эта величина путем деления расхода воды (Q) на площадь водосбора (S): М= Q: S. Иными словами, модуль стока показывает, в каком количестве выпавшие атмосферные осадки достигают принимающего водоема. Рассчитайте показатели модуля стока для рек Волги и Лены. 3. Объясните, почему модуль стока реки лены примерно равен модулю стока реки Волги, несмотря на значительно большее количество осадков, выпадающих на территории водосбора Волги. 4. Какое влияние плотины и водохранилища оказывают на режим рек? Время на работу - 7 минут. Далее фронтально проводит проверку выполнения работы учащимися. Напоминает о необходимости заполнить оценочный лист. | Слушают условие задачи. Решают проектную задачу: -ищут недостающую информацию для заполнения таблицы, -производят расчет модуля стока для обеих рек, -делают вывод, -находят причинно-следственные связи. Заполняют оценочный лист. | 1. Осознание ответственности за общее дело (Л) 2. Осознание качества и уровня усвоения (Р). 3. Осуществлять самоконтроль (Р). | ||||||||||||
6. Этап рефлексии. | Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. Дать оценку и анализ успешности достижения цели. | Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи микрогруппы. Вопросы для рефлексии: -Каковы мои главные результаты? -Что я понял(а), чему научился(лась)? -Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему? -Каковы были мои основные трудности, как я их преодолевал(а)? -Что мешало достичь желаемого? -Ребята, а где и как можно применить полученные знания? | Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности. Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные этапы урока. Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал. | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | ||||||||||||
7. Этап информации о домашнем задании. | Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания. | §22, выучить определения понятиям по теме урока, устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), выполнить задания в рубрике «От теории к практике». По желанию (на выбор): 1. Создать кроссворд, игру по теме урока. 2. Проект «Проблема преобразования рек». 3. Эссе «Являются ли для вас реки ценностью?». 4. Творческая работа «Описание горных и равнинных рек в художественной литературе». 5. Проект «Наводнения на реках России». 6. Проект «Разработка туристического маршрута по одной из рек России с учетом ее характеристик (параметров)». | Записывают в дневник домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П). 2. Самоконтроль (Р). 3. Формирование качеств самообразования (Л). 4. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы (Р). |
Приложения.
Оценочная карта
Фамилия, имя учащегося:
Само- оценка | Оценка группы | Итоговая оценка | |
1. домашнее задание (геодомино) | |||
2. фронтальная работа | |||
3. работа в парах | |||
4. работа над проблемными вопросами | |||
5. решение проектной задачи |
Геодомино для проверки домашнего задания по теме "Моря России"
Характеристики реки (на примере р. Обь) для работы в парах:
1 пара: 1) определить по карте исток и устье реки Обь.
2) определить по карте координаты истока и устья Оби.
Исток реки Обь (место слияния рек Бии и Катуни)
2 пара: 1) что такое длина реки, определить длину р. Обь по карте и сверить свой результат с результатом из справочника.
2) определить по карте направление течения р. Обь, к бассейну какого океана она относится?
3 пара: 1) что такое водораздел? Что может выступать водоразделом для речных бассейнов?
2) определить по карте, что будет являться водоразделом для бассейна р. Обь?
Географический знак "Водораздел рек Обь и Енисей"
4 пара: 1) что такое водоносность?
2) определите водоносность р. Обь из дополнительных источников.
5 пара: 1) что такое питание реки, виды питания?
2) каковы источники питания у р. Обь?
6 пара: 1) что называется гидрологическим режимом и половодьем?
2) когда наступает половодье у р. Обь?
Половодье на реке Обь
7 пара: 1) что такое межень, паводок?
2) когда на р. Обь наблюдается межень?
Межень на реке Обь
8 пара: 1) что такое ледовый режим реки?
2) как проявляется ледовый режим у р. Обь?
9 пара: 1) что такое падение реки?
2) рассчитать падение р. Обь.
10 пара: 1) что такое уклон реки?
2) рассчитать уклон для р. Обь.
11 пара: 1) что такое бассейн реки?
2) определить площадь речного бассейна для р. Обь по справочным материалам.
12 пара: 1) на какие параметры р. Обь оказывает влияние рельеф?
2) определить характер течение р. Обь в зависимости от рельефа.
13 пара: 1) что такое речная система?
2) определить по карте левые и правые притоки р. Обь.
14 пара: 1) на какие параметры реки влияет климат?
2) определить по карте, в каких климатических поясах протекает р. Обь?
15 пара: 1) по каким характеристикам (параметрам) р. Обь имеет рекорды?
2) каково хозяйственное использование р. Обь человеком?
Новосибирская ГЭС
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география России 8 класс /М: Русское слово, 2015.
Банников С.В., Молодцов Д.В., Эртель А.Б. методические рекомендации к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география России 8 класс /М: Русское слово, 2016.
Крылова О.В. Атлас для проектных работ. География 8 класс. / М: Дрофа, 2019.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе /М: Просвещение, 1991.
Дронов В.П. Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство 8 класс /М: Просвещение, 2018.
Комментарии (24)
сменить сортировкуВ ответ Трефилова Раиса Поликарповна