12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петина Наталья Николаевна55
Моё педагогическое кредо - "Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового" (Д.Дидро")
Россия, Рязанская обл., Село Тырново Шиловский район
2

Технологическая карта урока в 8 классе на тему "Моральный выбор - это ответственность"

                         

Технологическая карта урока


ФИО учителя

Петина Наталья Николаевна

Место работы

«Тырновская ООШ» – филиал МБОУ «Инякинская СОШ»

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

8

Автор УМК

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание Учебник. 8 класс. М.: 2015.

Тема урока

Моральный выбор – это ответственность

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

Формирование умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса: « моральный выбор», «свобода», «ответственность».

Задачи урока

Образовательные

1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие:

Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитательные:

Мотивировать учащихся к самосовершенствованию, к ответственному выбору своих поступков.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийная презентация к уроку «Моральный долг – это ответственность», видеоклип песни-притчи С. Копыловой «Донор», видеофрагмент из фильма «Проверка на дорогах», раздаточный материал.

СОТ, используемые на уроке:

- проблемное обучение и эвристическая беседа


- информационно-коммуникационные технологии


-здоровьесберегающая технология







Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные


Иметь представление о понятиях: «моральный выбор», «свобода» и «ответственность»; наполнить конкретным содержанием тезис о том, что моральный выбор - это ответственность.

В результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что свобода – это не вседозволенность, а возможность выбора.


Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Формирование готовности к саморазвитию.

Умение планировать свою деятельность.


Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.


Основные понятия

Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке.

Свобода – уникальное духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельно избирать направление своей жизни, поступков, деятельности.


Организация пространства



Межпредметные связи

Формы работы


Ресурсы



История, литература, искусство.

Фронтальная, парная, групповая

Учебник под ред. Боголюбова, рабочая тетрадь к учебник


Домашнее задание:

§ 7, «Проверь себя» с.58-59, вопросы 3 и 5.











Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап.





Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.

Эпиграф:

Ты - это то, что ты делаешь,

Ты - это твой выбор.

Тот, в кого себя превратишь.

Джонатан Летем


Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – Радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем на уроке

Прекраснейшего настроения.

Приветствие учителя, друг друга.





Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.


На экран выводятся задания с вопросами Слайд 1

При формировании определенных обязанностей, у людей  развиваются такие прекрасные качества как — ответственность, самостоятельность, порядочность.

Должны мы исполнять обязанности?

Так что же такое долг? (Слайд 2)

Какие стороны долга вы знаете?


Простите текст и заполните пропуски. (Слайд 3)


Каков контроль исполнения долга? (Слайд 4)

Итак, совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков.

Что значит «иметь совесть»? (Слайд 5)

Почему пошел на смерть Януш Корчак? В чем смысл его жизни? (Любовь к детям, забота о них)

Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью? (Чувство долга, ответственности)

Выполните задания на слайдах (Слайды 6,7,8)

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.





Долг – это объективные обязанности и ответственность, которые ложатся на нас, когда мы вступаем в отношения с окружающими.


Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков.

Познавательные УУД: закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.

Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка целей и задач.
































Формирование понятия «моральный выбор»




Древнегреческий ученый Диоген, пытаясь отыскать истину, зажег фонарь и расхаживал с ним по улице. Я тоже зажигаю фонарь с той же искренностью и трепетом повторяю его знаменитую фразу «Ищу человека». При свете этого фонаря приглашаю вас к философскому разговору.

Вам интересно о чем будет разговор?

Посмотрите маленький видеоклип «Донор» С. Копыловой, исполнительницы песен-притч и попробуйте сделать вывод, о чем пойдет речь на уроке?

Как вы оцениваете поступок мальчика? Какой долг выполнил он: общественный или моральный? Аргументируйте свой ответ.

Почему мальчик поступил именно так, а не иначе? Что чувствовал он перед совершением поступка, какими нормами морали руководствовался?


Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить : как происходит выбор решения, как поступить в той или иной ситуации. Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?


Тема нашего урока: «Моральный выбор – это ответственность»


Моральные нормы дают нам образцы правильного поведения, но всегда ли их человек выполняет? Почему? Правильно, потому что он обладает свободой в выборе своего действия.

(На слайде картина Васнецова «Витязь на распутье»)

В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе? Мораль (и вы это знаете) учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистическая мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка а точнее, моральный выбор.

(запись термина на доске)








Просматривают и анализируют видеоклип.

Учащиеся определяют цели и формулируют проблему.

Определяют и записывают тему урока «Моральный выбор – это ответственность»

Личностные УУД:

Принятие социальной роли обучающегося.

Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

умение давать ответы на вопросы.


4. Изучение новой темы.



















































Формирование понятия «свобода».


















5. Физкультминутка.



Формирование понятия «ответственность»





























1.Пользуясь текстом учебника, раскройте смысл понятия «Моральный выбор» и запишите его в тетрадь.

Моральный выбор - это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает своё моральное отношение, но и действует в соответствии с этим выбором.

Но бывают случаи и посложнее, чем с яблоком.

И здесь возникает вопрос: (Слайд 12) Существует ли связь между маральным выбором и ответственностью за совершённый поступок?

Обратимся к видеофрагменту из фильма «Проверка на дорогах», где описывается один из эпизодов Великой Отечественной войны.

Пояснение к фрагменту: в данном эпизоде рассказывается, как партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Тут встает проблема морального выбора. Командир отряда против взрыва, предвидя его последствия. Ему противостоит заместитель командира по политической части, у которого фашисты убили всю семью).

Перед сценой конфликта командира и его заместителя видео ставится на паузу, учитель просит ребят высказать своё мнение: как вы думаете, почему командир не отдал приказа взорвать мост? (ответы учащихся)

Учитель: А вот как сам командир отвечает на этот вопрос (продолжение видео).

Учитель: (Слайд 13)

В отличие от животного, человеку дана свобода выбора между добром и злом.

А что означает быть свободным?Обратимся к словарю.

Это возможность поступать в соответствии со своими желаниями - способность делать сознательный выбор и нести полную ответственность за последствия своих поступков

Прочитайте ситуацию «Подруги» (задание №2 в рабочей тетради).

Учитель: Кто из девушек руководствовался при выборе решения именно этим принципом? Достаточно лишь свободы, чтобы найти правильное решение в сложных жизненных ситуациях?




Учитель: Если человек может свободно выбирать варианты своего поведения, он должен нести ответственность за сделанный выбор. Ответственность, принимаемая человеком, как основа его личной нравственной позиции, обуславливает его поведение и поступки. Их регулятором выступает совесть, честь и чувство собственного достоинства.

Что такое ответственность? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (Ответы учащихся).

Учитель: (Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия – добрые или злые - и, конечно, нести ответственность за результат. Потому что, если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, ее последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И еще: где гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек…

На каждом из нас лежит ответственность за общественные результаты своих поступков.

Что же такое «ответственность»? На основе текста учебника сформулируйте определение данного понятия. Сверьте свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и запишите его в рабочую тетрадь (Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.

Учитель: Вернёмся к ситуации «Подруги». Кто из девушек поступил ответственно, а кто безответственно и почему? Как на ваш взгляд, с точки зрения ответственности, могла поступить Наташа? (Ответы детей)

Не случайно тема нашего урока «Моральный долг – это ответственность»

Находят в учебнике определение понятия, записывают его в рабочую тетрадь: Моральный выбор - это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает своё моральное отношение, но и действует в соответствии с этим выбором.




Просматривают видео, включаются в обсуждение ситуации.



































Читают в словаре.





























Читают притчу про дровосека, отвечают на вопросы



























Формулируют определение понятия, записывают в рабочую тетрадь.











Отвечают на вопросы, анализируют ситуацию.

Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста;





Познавательные УУД:

актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;















Познавательные УУД: умение ставить и решать

Личностные УУД:

принятие социальной роли обучающегося.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Формирование готовности к саморазвитию.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе
































Коммуникативное УУД: владение устной и письменной речью.


6. Решение проблемных ситуаций. Работа в группах.









7. Защита результатов групповой работы.


Формирование понятия «самосовершенствование».















(Слайд 14)

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом (Приложение 1).


Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно? Ведь одно дело знать нормы морали, а другое – действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? (Ответы учащихся)

Правильно, это неразумно по нескольким причинам.

Во-первых, можно ли подогнать под правовые нормы такие понятия, «сострадание», «честь», «совесть»?

А во-вторых, даже если бы это удалось, неужели все, кто будет исполнять такие нормы, станут делать это вполне искренне? Или скорее будут изображать высокоморальных людей, умножая тем самым лицемерие и ложь?

Лев Николаевич Толстой так отвечал на этот вопрос: «Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все поднимайся» Как вы понимаете эти слова?


Каждый человек выбирает сам! Человек лишь то, что он сам из себя делает. (Обратиться к эпиграфу урока)


Работают в группе, решают проблемные ситуации.







Защищают результаты групповой работы.








Устные ответы учащихся

Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся. Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.






Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

8. Закрепление. Рефлексия. Подведение итогов.






Учитель: Итак, давайте вернёмся к проблеме урока и сделаем выводы.

Перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе, и объясните свой выбор. (Приложение 2)



(Слайд 15) Демонстрация видео «Все в твоих руках» или «Ответственность»


(Слайд 16) Рефлексия.  Продолжите мысль.

Сегодня я понял…

Сегодня мне понравилось на уроке…

Я узнал сегодня…


Ответы учащихся:

1. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор, свои поступки.

2.Человек таков, каким он проявляется в своих поступках.

3. Для морального человека унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле, суд собственной совести для него всегда превыше суда окружающих людей.

Практические УУД: умение применять свои знания.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания

выбор наиболее эффективных способов решения задач

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативное УУД: владение устной и письменной речью.


9. Домашнее задание

(Слайд 17) Объяснение домашнего задания

§ 7, «Проверь себя» с.58-59, вопросы 3 и 5.

Записывают домашнее задание




Приложение 1

Ситуация для анализа 1.

В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4











Ситуация для анализа 2.

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4















Ситуация для анализа 3.

На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4.К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4













Ситуация для анализа 4.

Команда вашего класса выступает на туристическом слете. Но во время соревнований один из участников команды повреждает ногу и не может продолжить дальнейшее участие. Физорг класса выбирает в качестве замены именно тебя. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а ты боишься высоты. Как ты поступишь в этой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4













Приложение 2

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер).

«Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все- таки выбираю» (Ж-П. Сартр).

«Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один» (Ф. Искандер).

«Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни» (П. Бауст).

«Нравственность – это разум сердца» (Гегель).

«Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я» (И.С. Кон).
























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.