Статья «Технологии мотивации учебной деятельности младшего школьника»
Технологии мотивации учебной деятельности младшего школьника
Введение
Актуальность данной темы исследования состоит в том, что во всех сферах жизнедеятельности Российской Федерации происходят различные преобразования. Российское общество развивается на базе гуманистических ценностей и демократических начал. Это повлияло на систему образования. Современная образовательная парадигма строится на личностно-ориентированном подходе к обучению каждого человека. Приоритетной целью этого процесса выступает развитие личности любого ученика с учётом его потребностей, мотивов и ценностей. Образовательная система рассматривается как один из инструментов для перспективной самореализации любого школьника.
Степень научной разработанности темы исследования в литературе. Изучением различных технологий мотивации учебной деятельности младшего школьника занимались следующие авторы: Я. Е. Акулова, А. Б. Альситова, С. Ш. Изтлеуова, А. А. Имагамбетова, Г. Н. Арутюнян, Н. С. Белкович, Н. Г. Иванова, О. А. Громоздова, А. С. Маковец, Л. А. Маковец, А. В. Золотарева и другие.
Цель исследования: исследование современных приемов формирования мотивации учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
Предмет исследования: перечень инструментов и приёмов, которые позволят создать позитивную мотивацию к учебной деятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование мотивации будет проходить эффективно при использовании системы технологий
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность мотивации детей младшего школьного возраста.
Проанализировать основные технологии образования мотивации к учебной деятельности.
Исследовать уровень развития мотивации у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ методической и психологической литературы, тестирование, наблюдение, интерпретация полученных результатов.
База исследования: МБОУ «СОШ п. Синегорье»
Глава I. Теоретические основы формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников I.1 Сущность мотивации к учебной деятельности и особенности развития детей младшего школьного возраста
Для обеспечения высокого уровня успешной деятельности любого ребёнка необходимо совершенствовать его мотивацию, в соответствии с которой он сможет эффективно выполнять тот или иной вид деятельности. В психологии и педагогике уже давно учёные анализируют значимость мотивации и рассматривают её как один из ключевых факторов, в соответствии с которым можно обеспечивать деятельность каждого человека [1].
Сегодня в мире имеется огромное число разных теорий мотивации. Благодаря этим теориям можно проанализировать большое количество точек зрения, раскрывающих следующие термины: мотив, мотивация, нужда, потребности и склонности. В результате наличия огромного числа таких терминов не совсем ясно, каким образом требуется рассматривать сущность мотивации [2].
В широком смысле слова мотивация является всем тем, что будет повышать активностью любого человека. В этих обстоятельствах необходимо развивать инстинкт, потребности, эмоции и желания любого индивида.
По сути, понятие «мотивация» является более обширным по сравнению с мотивом. Раскрывать мотивацию можно с точки зрения двух основных аспектов [3]:
Мотивация является набором разных факторов, с помощью которых обуславливается человеческое поведение.
Мотивацию можно рассматривать как характеристику процедуры, благодаря которой повышается активность индивида на этапе его развития.
Выделим ряд наиболее популярных теорий мотивации, которые сегодня используются в науке и обрели большую популярность. Мотивация напрямую связана с человеческим поведением, и к этому выводу пришёл Абрахам Маслоу при формировании своей теории. Раскрывая сущность мотивации, он связывал её с набором человеческих потребностей, которые выстраиваются в определённой иерархии. Эта иерархия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Иерархическая система потребностей по Абрахаму Маслоу [4]
Во второй половине XX века теория человеческих потребностей была дополнена рядом мотивационных концепций, описанных в работах Д. Макклелланда, Д. Атиксона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Дж. Роттера и других ученых.
В отечественной литературе такие известные психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский – одни из первых, кто начал изучать вопрос о формировании произвольной мотивации.
На основе этой концепции можно говорить о том, что человеческая мотивационная сфера может меняться на базе влияния огромного количества различных факторов. Новая иерархия раскрывает, каким образом могут меняться действия человека в разных обстоятельствах и при определённых видах деятельности. Согласно такому процессу развития можно приобретать разнообразные итоги, которые показывают смену деятельности человека в многочисленных обстоятельствах. Жизненные процессы позволяют человеку приобретать новые ценности, удовлетворять потребности, выявлять мотивы и цели жизнедеятельности [5].
Если обращаться к российским психологам, то они говорят о том, что проблемы образовательной мотивации должны изучать с помощью нескольких основных направлений:
Совершенствование многочисленных мотивов, которые побуждают заниматься учебной деятельностью.
Система мотивов учебного характера.
Совокупность факторов, приводящих к успешному развитию мотивации любого современного человека.
Многие люди сегодня используют два основных мотива, которые в функциональном плане будут связаны с попыткой достигнуть успеха. По сути, речь идёт о мотиве успеха и мотиве, позволяющем избегать любых неудач. Позиция человека в обществе будет зависеть от того, каким образом он использует мотив успеха или возможность избегать неудачи в разных ситуациях. Очень часто те субъекты, которые пытаются добиться успеха в своей деятельности, получают гораздо больше результатов по сравнению с теми, кто не может обеспечивать нормальное самовыражение и реализовывать эффективную работу [6].
Определив содержание и сущность мотивации нужно понять, каким образом дети младшего дошкольного возраста развиваются, и как на них влияет мотивация. Как известно, младшими школьниками являются дети, которые имеют возраст от 6 до 11 лет. Из дошкольного возраста при попадании в школу ребёнок оказывается в новый для себя среде. В этом возрасте есть несколько значительных изменений, которые влияют на стиль его жизни [7]:
Возникают новые требования и правила, которые нужно обязательно соблюдать на практике.
У ребёнка меняется его общественный статус, поскольку он теперь становится школьником.
В рамках социального положения у ребёнка меняются некоторые связи с окружающим миром. Наиболее важной становится связь между ребёнком и учителем.
Образуется комплексная система оценивания ребёнка.
Особенностью младшего школьного возраста является тот факт, что сам процесс обучения в школе сопровождается опытом. При умелом подходе взрослых (учитель и родители) это может оставаться нормой, в противоположном случае может приводить к дезадаптации ученика. Дети 6-10 лет активно участвуют в различных мероприятиях, как в играх, так и в спорте и искусстве. Но ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – это обучение. Образовательная деятельность – это не только посещение образовательной организации и приобретение новых знаний, но и деятельность, направленная на приобретение и освоение знаний и навыков, разработанных человечеством [8].
Для этих детей образовательная деятельность является важным направлением развития. С её помощью можно опосредовать связи ученика с окружающим миром, возникают ментальные качества, а также развивается личность индивида. Вся образовательная деятельность по своему содержанию считается достаточно сложной, поскольку структура включает в себя множество компонентов. Например, если обращаться к анализу структуры образовательной деятельности по Э.Б. Эльконину, то она будет включать в себя несколько основных элементов (рисунок 2).
Рисунок 2 – Основные компоненты образовательной деятельности по мнению Д.Б. Эльконина [9]
Организуя продуктивное обучение нужно помнить о том, что мотив должен иметь внутреннюю основу. Такая мотивация является образовательной, а также способствует познанию окружающей действительности. Она должна в полном объёме соответствовать детским когнитивным потребностям, на основе которых возникает желание учиться.
Многочисленные когнитивные интересы детей младшего школьного возраста могут раскрываться по-своему. Мотив познания у них не всегда будет считаться ведущим и основным. Для поддержания высокого интереса к процедуре обучения учителю нужно использовать множество технологий для организации своего урока. Только тогда создаётся возможность уделять внимание изучаемого материалу и развивать способности детей. Если использовать такие технологии, то требуется в первую очередь образовывать когнитивную мотивацию и интерес к изучению теоретического материала [10].
Для развития когнитивных процессов у любого ребёнка нужно использовать младший школьный возраст. В этих обстоятельствах создаются позитивные отношения любого ребёнка к окружающему миру, возникают новые навыки в образовательной деятельности, а также повышается саморегулирование и качество познания материалов. Интеллектуальная деятельность любого младшего школьника начинает стремительно развиваться в этих условиях. Ему теперь необходимо использовать рассудочное и словесно-логическое мышление [11].
В результате вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что мотивация играет важную роль в жизнедеятельности любого человека. Для детей младшего дошкольного возраста образовательная мотивация считается одним из ключевых инструментов и качественных параметров, которые будут свидетельствовать о желании обучаться и улучшать свои показатели. Мотивация учебной деятельности способствует обеспечения стабильного и познавательного интереса любого ребёнка. В процессе познания этот механизм играет важную роль.
I.2 Основные методы и приёмы мотивации к учебной деятельности
Для образования процедуры воспитания мотивационной сферы у любого учащегося нужно проанализировать саму мотивацию и определить специфику её создания. Процесс формирования мотивации позволяет определить новые уникальные резервы для жизнедеятельности любой личности. Любой процесс должен строиться на основе определённых целеустремлённых направлений деятельности, и в таком случае учитель будет сравнивать результаты с начальным уровнем подготовки своих учеников и новыми приобретёнными итогами [12].
Существует несколько важных механизмов организации обучающихся в процедуре достижения конкретных целей. Благодаря созданию этих компонентов можно достигнуть следующих результатов [13]:
Оценивание и систематический анализ полученных итогов с учётом всех достигнутых результатов в жизнедеятельности личности.
Ориентация на попытку достигнуть оригинальных результатов при решении разных повседневных задач в системе обучения. Необходимо акцентировать внимание ученика на получение итоговых значений.
Стремление постоянно совершенствовать качество реализации всех мероприятий, а также совершенствование работы организационных аспектов.
Практическая реализация конкретных отдалённых целей, которые существуют в системе обучения.
Формирование различных задач среднего уровня сложности, при решении которых можно получить удовлетворение.
Создание желания завершить некое начатое дело и развитие собственных способностей.
Если применять любой познавательный интерес и раскрывать его как инструмент деятельности педагога, каждый учитель сможет найти в составе своего учебного материала новые способы предоставления информации. Деятельность учеников будет сопоставлена с разными возможностями, которые влияют на учебный процесс каждого из них. В итоге получится актуализировать ключевые идеи, сформировать образовательную задачу, выбрать наиболее выразительные инструменты и средства получения данных, создавать увлекательные эксперименты и развивать творчество любого ребёнка [14].
Поэтому обучение, как и любая деятельность, основана не только на захватывающих, любопытных формах, но и на сложных, недоступных проблемах. Как говорит народная мудрость, «корень обучения горький, а его плоды сладкие», поэтому формирование мотивации основано не на эмоциях, чувствах, а в умах школьника.
Вся система психологических и педагогических условий для создания когнитивных интересов и потребностей у школьников младшего возраста должна разделяться на несколько важнейших направлений деятельности [15]:
Обогащение содержания образовательного процесса на основе интересных материалов, а также создание условий для их эмоционального восприятия.
Образование условий, при которых учитель будет гуманно относиться к ученикам.
Формирование и развитие каждого обучающегося, а также адекватный анализ и самооценка его с целью развития.
Создание условий для того, чтобы каждый ученик ответственно обучался и позитивно относился к этому процессу.
Интеграция в учебную деятельность различных инновационных систем и технологий. Они позволяют совершенствовать творческие возможности и способности, а также направлены на эффективный поиск новой информации и познания её.
Совершенствование интеллектуальных возможностей и творческого мышления каждого школьника.
Удовлетворение процедуры взаимодействия с различными субъектами, которые участвуют в процессе образования.
Для организованного управления учебной деятельностью любого младшего школьника нужно учитывать несколько основополагающих принципов [16]:
Создание творческого и привлекательного процесса для деятельности школьника.
Качественное выявление целей и итоговых результатов работы с последующей оценкой.
Интеграция различных учеников в процедуру по составлению планов и реализации текущих задач.
Раскрытие уважения и доверия, а также гуманного отношения к различным ученикам с помощью поощрения и стимулирования.
Таким образом, учебная деятельность младших школьников в первую очередь обусловлена внутренними мотивами, которые направляют когнитивную потребность ребёнка непосредственно на субъект деятельности и внешними мотивами, способствующие самоутверждению и исполнению обязанностей. Под формированием мотивации младших школьников исследователи В. Вилунас, А. Гребенюк, Е. Ильин, А. Маркова понимают специально организованный процесс целенаправленного воздействия на ученика, создание ситуации для проявления его деятельности с целью развития позитивных мотивов.
Ключевую роль в процессе мотивации младших школьников будет иметь структура и состав любого учебного материала. Он предназначен для всех учащихся и раскрывается в виде информации, которую можно приобрести от любого учителя на основе анализа литературы. Есть несколько основных требований, которые выдвигаются к структуре и составу учебного материала [17]:
Любая информация, которую нужно изучить, должна преобразовываться в знания, а также соответствовать возрастным характеристикам и потребностям любого ребёнка. Вся эта необходимость способствует развитию постоянной деятельности и позволяет совершенствовать психические функции ребёнка.
Учебный материал должен быть максимально доступным, но при этом выступать сложным, включая в себя современную информацию. Необходимо раскрывать в нём прошлый опыт, а также использовать современные знания.
Важно ориентировать содержание каждого урока для решения большого количества различных задач и явлений. При этом такие процессы создадут основу для формирования мотивов в учебной деятельности. В ходе образования учебной мотивации нужно пристальное внимание уделять учебному процессу.
При проведении исследования всех тем или разделов в рамках программных мероприятий необходимо учитывать несколько взаимосвязанных этапов [18]:
Мотивационный этап, в рамках которого создаётся определённый проблемная ситуация и выстраивается программа, а также осуществляется самоконтроль за деятельностью.
Операционно-познавательной этап позволяет сформировать и поддерживать мотивацию учебный деятельности. При этом результат во многом будет зависеть от того, каким образом каждый из учеников сможет воспринимать тот или иной материал.
Рефлексивно-оценочный этап способствует тому, что школьники смогут анализировать свою учебную деятельность, производить оценку и сравнивать все результаты с теми задачами, которые были поставлены перед ними.
В итоге необходимо сделать вывод о том, что коллективная и групповая работа значительным образом оказывает воздействие на процесс социальной мотивации школьников младшего возраста. Любой социальный мотив может способствовать обеспечению эффективного обучения, так как не всегда у детей младшего школьного возраста существуют когнитивные способности. Если выбирать коллективный или индивидуальный способ деятельности, то следует опираться на возраст обучающихся, а также раскрывать конкретный набор процессов в группе, и учитывать темперамент учителя.
Глава II. Практические аспекты исследования мотивации к учебной деятельности у младших школьников II.1 Исследование развития мотивации у детей младшего школьного возраста
Уровень развития мотивации у детей младшего школьного возраста изучался на основе одной из муниципальных образовательных школ. Количество участников данного исследования составляло 12 человек. Возраст испытуемых варьировался от 8 до 9 лет. В рамках данного этапа исследования с целью выявления уровня учебной мотивации применялось несколько методик:
Методика по определению направленности на получение знаний и направленности на отметку (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова).
Методика по изучению отношения к процедуре обучения (Г.Н. Казанцева).
Методика по определению мотивов, которые позволяют школьнику обучаться (М. В. Матюхина).
Выбранные методики применялись в связи с тем, что они являются доступными для участников эксперимента и позволяют провести групповое исследование уровня мотивации.
В рамках использования первой методики необходимо было выяснить, какая существует направленность на приобретение знаний у младших школьников. Дети должны были изучить 12 утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно было выбрать наиболее значимый и написать там соответствующую букву. Диагностика проводилась в форме тестирования, а в составе вопросов находились критерии для оценивания знаний. Итоги диагностики на этом этапе представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Итог диагностического анализа определения направленности на приобретение знаний и отметку в школе
Испытуемый |
Полученные баллы по конкретной направленности |
|
Баллы по знаниям |
Баллы по оценке |
|
Максим |
5 |
3 |
Ильдар |
1 |
5 |
Арсений |
|
|
Бехруз |
|
|
Умар |
|
|
Ира |
7 |
9 |
Даша |
4 |
2 |
Карина |
6 |
9 |
Евгения |
6 |
8 |
Ангелина |
5 |
9 |
Ксюша |
|
|
Дарина |
|
|
Результаты процентного соотношения обучающихся в соответствии с направленностью представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Соотношение обучающихся по направленности в процентах
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что около 71% обучающихся имеют мотивацию учиться для получения отметок. Только 29% имеют мотивацию учиться с целью приобретения знаний. В результате этого нужно вносить в образовательной процесс упражнения и приёмы, которые способствуют мотивации к обучению.
На основе использования такой диагностики есть возможность выделить несколько уровней направленности приобретения знаний (таблица 2).
Таблица 2 – Группы учеников по уровню мотивации обучаться в школе
Уровень мотивации |
Численность обучающихся |
Доля обучающихся в процентах |
Высокий уровень |
0 |
0 |
Средний уровень |
6 |
85 |
Низкий уровень |
1 |
15 |
Далее была использована методика, которая связана с изучением отношения учеников к обучению. С её помощью можно проанализировать всем мотивы, согласно которым ученики учатся. Им был задан вопрос, который связан с определением того, почему ученик пытается учиться. Для ответа на этот вопрос предлагается 15 высказываний. Ученику нужно выбрать только те утверждения, которые будут в полном объёме соответствовать полученным ответам на вопросы. Учитывая те ответы, которые выбрал каждый ученик, устанавливается уровень мотивации к обучению. В целом мотивация разделяется на две группы: внешняя и внутренняя. Распределение учеников по типам утверждения представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Распределение итогов опроса обучающихся по категориям утверждений
Изучив информацию из этого рисунка, можно сказать о том, что у большинства опрошенных доминирует внешний мотив обучаться. Он будет построен на различных наказаниях, поощрениях или иных видах стимулов.
В целом проанализировав результаты обследования можно сказать о том, что имеется большое количество детей, у которых присутствует средний уровень мотивации к процессу обучения. При этом есть высокий познавательной мотив, а также стремление максимально эффективно реализовывать различные требования школьного учителя, которые предъявляются с его стороны. Дети также могут переживать в том случае, когда их оценки будут неудовлетворительными, и есть направленность на обучение различным знаниям и навыкам, играющим существенную роль в процессе обучения.
Следующая методика, которая использовалась в контексте данного исследования, направлена на определение мотивов процесса обучения. С её помощью можно установить все ключевые мотивы, согласно которым школьники младшего возраста могут обучаться и развиваться. В рамках данной методики есть несколько видов мотивов: внешний мотив; учебный мотив; игровой мотив; позиционный мотив; социальный мотив; направленность на получение определённых оценок.
Данное обследование проводилось на индивидуальной основе с каждым школьником. Для этого нужно было произвести персонификацию всех мотивов. Ребёнок слушал определённый рассказ, в составе которого все мотивы могут раскрываться как индивидуальные позиции каждого из персонажей. После того как был прочтён каждый абзац, ребёнку нужно было схематически собрать рисунок. Он являлся базисом для изучения и запоминания информации. Все рисунки были представлены на отдельном картоне.
После прочтения рассказов учитель задаёт ребёнку следующие вопросы: Кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
В зависимости от ответов ребёнка определяется наиболее характерный для обучения мотив. Анализ и интерпретацию данных, полученных с помощью этой методики, можно проводить по следующим параметрам:
1) выявлены мотивы учения («внешние», «учебные», «игровые», «позиционные», «социальные», «мотив оценки»);
2) обоснованность выбора (анализ ответов ребёнка на вопрос «Почему?»);
3) анализ «отбрасывании» (ответы на четвёртый вопрос). Зачастую оказываются следующие комбинации мотивов:
Устойчивое доминирование «учебного» мотива (все три выбора)
Устойчивое доминирование «социального» мотива
Устойчивое доминирование мотива-оценки (все три выбора)
Сочетание «социального» и «учебного» мотивов;
Сочетание «социального» и «учебного» мотивов или того и другого мотива с мотивом-оценки;
Сообщения, включающие «позиционный» мотив (присутствует
хотя бы в одном выборе).
Все итоги данного тестирования представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Преобладание различных мотивов у младших школьников в процентах
На основании приобретённого результата можно говорить о том, что чаще всего младшие школьники стараются выбирать мотив оценки для обучения. 44% опрошенных показали именно такой результат. Они обучаются для того, чтобы приобретать оценку и удовлетворять внешнюю потребность. Среди внешних мотивов, которые сподвигают их получать хорошие оценки, являются родители, сверстники, учителя и нежелание выглядеть хуже по сравнению с другими учениками.
На втором месте находится учебный мотив. Он получил порядка 28% от опроса всех школьников. Этот мотив позволяет детям получать знания, и ученики мотивированы обучаться и приобретать полезную для себя информацию. В основном этим школьникам важно использовать знания и развивать умение, накапливать опыт и совершенствовать себя
На третьем месте находится позиционный мотив. Он позволяет занять новое положение при взаимодействии с окружающими людьми. 10% от всех опрошенных лиц ответили положительно при участии в данном тестировании.
Благодаря проведённому исследованию удалось сделать вывод о том, что в изучаемый группе школьников есть те, у которых существует свой уникальный уровень формирования мотивации в различных обстоятельствах. Диагностика на первоначальном этапе показала, что у большинства школьников мотивация развивается на среднем уровне. Соответственно, есть необходимый объём определённых резервов и возможностей для того, чтобы в перспективе совершенствовать это качество и улучшать его. В данных обстоятельствах появляется потребность рассматривать и адаптировать новые педагогические инструменты и средства, благодаря которым создаётся успешная мотивация у детей младшего школьного возраста.
II.2 Методические рекомендации по формированию мотивации к учебной деятельности
Процесс образования учебной мотивации является достаточно длительным, и его нужно проводить с учётом определённых целей и поставленных перед педагогом, а также другими субъектами основополагающих задач деятельности. Следует отметить, что на основе изучения методической литературы удалось выделить несколько важнейших мероприятий, которые сформируют максимальный интерес к учебный деятельности у младших школьников:
Организация нестандартных уроков.
Игровая деятельность.
Применение разных игровых приёмов и привлечение детей к участию в многочисленных мероприятиях во внеурочной деятельности.
Если на разных этапах использовать многочисленные инструменты и приёмы, то это позволит усилить мотивацию детей младшего школьного возраста и повысить их желание получать новые знания и навыки.
Добавим, что необходимо также представить несколько важных рекомендаций, которые позволят педагогам формировать положительную мотивацию к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Сущность первой рекомендации в том, что деятельность учителя должна быть полностью осмысленной. В результате этого процедура обучения также приобретёт черты осмысленности и понимания всех происходящих процессов. Учебный процесс будет гораздо продуктивней, если учитель сможет преподносить информацию не в готовом виде, а таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, стимулировать осмысленность обучения, чтобы ребёнок смог представить для себя значимость материала. Каждому учителю важно выстраивать доброжелательные отношения со своими учениками в классе, а также понимать специфику собственной деятельности. Благодаря этому можно будет повышать уровень любознательности и стимулировать познавательные мотивы младших школьников, на основании чего они захотят учиться и развиваться. При этом любое действие должно быть осмысленным не только в работе учителя, но и в обучении самих учеников.
Вторая рекомендация состоит в том, что необходимо совершенствовать внутреннюю мотивацию. Это будет являться основанием для успешного продвижения и развития любого школьника. Зачастую учителя или родители пытаются стимулировать ребёнка учиться с помощью определённых не эффективных средств, среди которых выделяются следующие: наказание, жестокая критика, чрезмерная похвала, а также необоснованная оценка на уроке. Подобные механизмы создают множество проблем у ребёнка, и у него теряется мотив учиться и развиваться. В этих условиях нужно с целью включения любого школьника в рабочий процесс поставить необходимые задачи перед ним. Если эти задачи станут значимыми для любого школьника, и у него в сознании найдут эмоциональный отклик, то результат обучения повысится. Совершенствование процесса внутренней мотивации любого школьника будет осуществляться только тогда, когда внешние факторы повлияют на мотив его обучения и на целеполагание.
Третья рекомендация связана с тем, чтобы использовать положительную мотивацию для взаимодействия со школьниками. В школах очень много детей, которые испытывают трудности в обучении в целом, либо в решении конкретных задач. Чтобы подобных ситуаций не случалось, или по крайней мере стало меньше, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Безусловно, обучение новому мотивационному стилю задача не из лёгких. Но, если подготовленный, грамотный учитель будет направлять действия ученика в «нужное русло», то школьник справится с проблемной ситуацией.
Четвёртая рекомендация касается формирования необходимых мотивов, которые способствуют достижению развития любого школьника. Если говорить о поведении, которое будет ориентировано на достижение результатов, то у человека должны присутствовать разные мотивы. Каждый человек может радоваться достижению конкретного успеха или огорчаться тогда, когда у него есть определённые неудачи. Любой мотив достижения будет связан с попыткой реализовать на продуктивном уровне конкретную деятельность. Если человек пытается избегать неудач, то это приводит к возникновению беспокойства и является основой для ухудшения его жизненных показателей.
Следующая рекомендация связана с тем, что любая учебная мотивация формируется эффективно на основе нормального взаимодействия между учителем и классом. Процесс развития должен строиться в благоприятных для обеих сторон условиях. Формирование позитивной мотивации к развитию учебной деятельности произойдёт только тогда, когда в коллективе нормально построены отношения между учителем и учеником. Для недопущения ухудшения этой ситуации рекомендуется:
Гармонично синтезировать процесс подачи разных видов материалов с учётом способностей учеников и их возраста.
Рекомендуется формировать позитивные условия для того, чтобы воспринимать учебный материал.
Также можно определить механизм организации взаимодействия учителя с тем ребёнком, который является лидером в классе.
Выводы.
Можно сказать о том, что применение предложенных в данном аспекте рекомендаций и способов для создания положительной мотивации даст возможность повысить удовлетворённость детей в образовании в рамках нахождения в начальной школе. Всё это позитивно скажется на их желании учиться, что в целом воздействует на успех в учебной деятельности.
Заключение
Подводя итоги данного исследования, необходимо сделать ряд важных выводов.
Мотивация играет важную роль в жизнедеятельности любого человека. Для детей младшего школьного возраста образовательная мотивация считается одним из ключевых инструментов и качественных параметров, которые будут свидетельствовать о желании обучаться и улучшать свои показатели. Мотивация учебной деятельности способствует обеспечения стабильного и познавательного интереса любого ребёнка. В процессе познания этот механизм играет важную роль.
Коллективная и групповая работа значительным образом оказывает воздействие на процесс социальной мотивации школьников младшего возраста. Любой социальный мотив может способствовать обеспечению эффективного обучения, так как не всегда у детей младшего школьного возраста существуют когнитивные способности. Если выбирать коллективный или индивидуальный способ деятельности, то следует опираться на возраст обучающихся, а также раскрывать конкретный набор процессов в группе, и учитывать темперамент учителя.
Благодаря проведённому исследованию удалось сделать вывод о том, что в изучаемый группе школьников есть те, у которых существует свой уникальный уровень формирования мотивации в различных обстоятельствах. Диагностика на первоначальном этапе показала, что у большинства школьников мотивация развивается на среднем уровне. Соответственно, есть необходимый объём определённых резервов и возможностей для того, чтобы в перспективе совершенствовать это качество и улучшать его. В данных обстоятельствах появляется потребность рассматривать и адаптировать новые педагогические инструменты и средства, благодаря которым создаётся успешная мотивация у детей младшего школьного возраста.
Предложенные в практическом исследовании меры, которые способствуют повышению уровня положительной мотивации в процессе обучения являются эффективными. Все предлагаемые рекомендации можно использовать в практической деятельности учителей для достижения качественных и количественных изменений, с которыми сталкиваются ученики и учителя в процессе своей работы.
Список использованной литературы
Акулова Я. Е. Формирование учебной мотивации у младших школьников средствами проектной деятельности / Я. Е. Акулова //Актуальные вопросы педагогики. – 2021. – С. 30-32.
Альситова А. Б., Изтлеуова С. Ш., Имагамбетова А. А. Повышение мотивации к учебной деятельности студентов в условиях дистанционного образования / А. Б. Альситова, С. Ш. Изтлеуова, А. А. Имагамбетова //European Journal of Humanities and Social Sciences. – 2021. – №. 2. – С. 75-78.
Арутюнян Г. Н. Проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике / Г. Н. Арутюнян //Проблемы современной науки и образования. – 2021. – №. 7 (164). – С. 21-24.
Белкович Н. С., Иванова Н. Г. Теоретический обзор изучения особенностей учебной мотивации подростков / Н. С. Белкович, Н. Г. Иванова //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2021. – №. XVII. – С. 103-106.
Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
Герцман Е. В. Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 77 с.
Громоздова О. А., Маковец А. С., Маковец Л. А. Дистанционные технологии как способ формирования мотивации учебной деятельности младших школьников / О. А. Громоздова, А. С. Маковец, Л. А. Маковец //Казанский педагогический журнал. – 2021. – №. 3 (146). – С. 150-157.
Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
Золотарева А. В. Мотивация к учебной деятельности у современных подростков: результаты регионального исследования в школах, находящихся в сложных социальных условиях / А. В. Золотарева //Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – №. 6. – С. 58-68.
Иванова А. Д., Иванова А. Л. Д. К проблеме развития внутренней мотивации к учебной деятельности у младших школьников / А. Д. Иванова, А. Л. Д. Иванова //Глобальный научный потенциал. – 2023. – №. 5. – С. 146-151.
Лукьянова Н. А. Формирование мотивации учебной деятельности / Н. А. Лукьянова //Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество. – 2021. – С. 22-25.
Немов Р. С., Канищева А. С. Формирование мотивации достижения успехов в учебной деятельности школьников / Р. С. Немов, А. С. Канищева //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27. – №. 1. – С. 97-107.
Нургалиева М. К. Особенности мотивации учебной деятельности подростков / М. К. Нургалиева //Психолог. – 2022. – №. 2. – С. 1-7.
Романова Е. В., Пронина Н. А. Особенности развития познавательной мотивации младших подростков / Е. В. Романова, Н. А. Пронина //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2021. – №. 1 (35). – С. 49-56.
Савенков А. И., Серебренникова Ю. А. Базовые теоретические подходы к изучению учебной мотивации младших школьников в условиях дистанционного обучения / А. И. Савенков, Ю. А. Серебренникова //Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – №. 3. – С. 60-67.
Цой Л. В. Соотношение внешней мотивации и субъектной позиции в учебной деятельности младших школьников / Л. В. Цой //Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т. 14. – №. 1. – С. 3-16.
Цой Л. В. Соотношение внешней мотивации и субъектной позиции в учебной деятельности младших школьников / Л. В. Цой //Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т. 14. – №. 1. – С. 3-16.