12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панкратова Елена Владимировна800
учитель начальных классов коррекционной школы. Работаю с детьми с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. У детей отсутствует вербальная речь, поэтому сфера моих интересов - освоение альтернативной коммуникации.
Россия, Пермский край, Кизел
8

ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛЯЦИИ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛЯЦИИ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Реализация в учреждении проекта «Мы вместе!»


В нашем учреждении проживают дети с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. Из-за комплексных врожденных нарушений моторного, сенсорного и психического развития жизнь детей с ТМНР полностью или частично зависит от помощи окружающих. Впрочем, часто это сохраняется и во взрослой жизни, поэтому нас в первую очередь волнует вопрос, как хорошо они будут подготовлены к дальнейшей жизни к тому моменту, когда покинут стены нашего учреждения. Важно не только привить им навыки самообслуживания, научить общественно-полезному труду, но и развить элементарные навыки общения и социального поведения. С такими качествами им легче будет адаптироваться к новым условиям жизни. Это целенаправленная комплексная деятельность, в которой задействовано множество специалистов. Основные направления работы по социализации воспитанников ГКУСО ПК:

- привитие навыков самообслуживания;

- общественно-полезного труда;

- развитие коммуникативных навыков и социального поведения.

Реализация работы по данным направлениям осуществляется в рамках проекта «Мы вместе!» с использованием следующих технологий:

Технология (мониторинг) уровня сформированности умений и навыков.

Технология социального консультирования.

Технология социально-бытовой реабилитации.

Технология вспомогательных и технических средств реабилитации.

Технология социальной интеграции.

Технология социальной терапии.

Самообслуживание.

Необходимо отметить, что для многих наших особенных детей усвоение даже таких элементарных умений, как удерживать ложку и самостоятельно принимать пищу, недоступно в силу тяжести дефектов развития. Это дети отделения «Милосердия». Здесь, с учетом индивидуального подхода, проводится работа в направлении привития элементарных навыков самообслуживания и базовых основ коммуникации. Ребенка учат общению, умению выражать свои желания, переворачиваться в положении лежа, двигать руками и ногами, удерживать предмет и манипулировать игрушкой.

Для повышения качества и эффективности сопровождения и создания более комфортных условий для проживания воспитанников, весь персонал учреждения прошёл обучение принципам «Заботы с уважением» по проекту «ДетДомКакДом», созданного в рамках Всероссийского проекта «Как дома». Сотрудники учились не только качественному уходу за особенными детишками, но и постигали азы того, как можно «считывать» сигналы, которые подает неговорящий ребенок взрослому, учились побуждать ребенка к взаимодействию в процессе одевания, кормления, купания. Данный проект стал логическим продолжением общей работы по внедрению «семейной» модели проживания и мотивирования сотрудников на принятие принципов и ценностей «семейного» уклада жизни детского дома.

Новые, по-семейному теплые отношения позитивно сказываются на общем состоянии детей, психологический комфорт способствует проявлению инициативы ребенка по освоению жизненно важных навыков.

С более мобильными детьми проводится работа по привитию навыков личной гигиены, умению самостоятельно одеться, заправить кровать, убрать вещи в шкафчик, поддерживать порядок в помещении.

Общественно-полезный труд.

Очень важно приспособить «особенного» ребенка к жизни, привить, в соответствии с его психическими и физическими возможностями, навыки общественно-полезного труда, который принесет пользу и найдет одобрение у окружающих. «Приучите их к работе, дайте им посильный труд и разумные развлечения, но не полную свободу, которая их губит» - еще в начале XX века писала в своем дневнике первый русский педагог – дефектолог Е. К. Грачева, посвятившая 40 лет своей жизни заботе о детях с тяжелыми физическими и психическими недостатками. Наши воспитанники с готовностью берут на себя обязанности по дежурству в столовой; участвуют в уборке территории; помогают выращивать цветочную овощную рассаду; поливают и пропалывают цветы на детской площадке; ухаживают за овощами в теплице; занимаются творчеством и рукоделием.

Задачи трудового воспитания решается при реализации дополнительных образовательных программ различной направленности:

«Мой дом» - культурно-гигиенические навыки и хозяйственно бытовой труд;

«Я и мир вокруг меня» - экологическое воспитание и уход за растениями.

«Все в моих руках» - формирование социально-бытовых знаний, умений, навыков через практическую деятельность;

«Я знакомлюсь с миром» - художественно-изобразительная деятельность;

«Открой себя» - формирование навыков самообслуживания;

«Я и мой мир» - формирование социально-бытовых знаний, умений, навыков через практическую деятельность; и др.,

а также дополнительных образовательных программ профессионального образования: «Официантка», «Помощник воспитателя».

Старшим ребятам отделения семейного проживания прививаются навыки ведения домашнего хозяйства: они учатся пользоваться различной бытовой техникой, сами делают влажную уборку помещений, готовят различные блюда и выпечку, накрывают на стол, делают заготовки на зиму.

В целях формирования хозяйственно-бытовых навыков в отделении семейного проживания созданы специальные условия проживания: оборудована кухня с бытовой техникой. В комфортных, по-домашнему уютных комнатах дети чувствуют себя хозяевами.

Воспитанников отделения семейного проживания учат пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли связи, транспорта и медицинской помощи. Они учатся посещать магазины, выбирать и оплачивать необходимые товары.

Ребята помогают убирать территорию, высаживать и поливать цветы, ухаживают за помидорами и огурцами в теплице, высаживают и собирают картофель. Важно то, что они не только приобретают трудовые навыки, но пользуются результатами своего труда – с удовольствием едят помидоры, картошку и огурчики со «своих» грядок и гуляют по участку, где растут «их» цветочки. Это – огромнейший стимул к труду!

Развитие коммуникативных навыков и социального поведения.

Трудности социализации наших детей, связанные с вопросами коммуникации и пути их решения можно представить в виде следующей краткой схемы:

t1616330570aa.gif

Вопрос развития коммуникативных навыков наиболее актуален для наших детей, поскольку 94% из них не владеют вербальной речью. Наши педагоги прошли обучение по программе «Макатон». Это уникальная языковая программа, главное отличие которой – возможность использования разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест, символ и слово.

Ребенок имеет возможность выбора доступного ему средства общения.  При помощи средств альтернативной коммуникации ребят учат умению кратко сформулировать просьбу, выразить желание.

Каждая программа дополнительного образования обязательно включает разделы по развитию навыков общения, причем затрагиваются наиболее простые и актуальные вопросы, касающиеся взаимоотношений в коллективе, умения без конфликтов решать споры, быть терпимее к товарищам, помогать младшим. Программное содержание также включает мероприятия по формированию умения вести себя в общественных местах.

Развитию навыков общения и социального поведения способствует тенденция к расширению социальных контактов. Жизнь наших ребят, до недавних пор ограниченная стенами детского дома, все чаще стала перемещаться за пределы учреждения: дети посещают коррекционную школу, ежегодно выезжают на отдых в оздоровительный лагерь, участвуют в конкурсах и фестивалях детского творчества.

Даже в условиях вынужденной изоляции из-за пандемии, ребята продолжали участие в разнообразных творческих мероприятиях дистанционно.

Еще одна важная сторона социализации, которая затрагивается в программах дополнительного образования – возрождение традиций семейного воспитания. Это не только семейные праздники, чаепития, но и налаживание отношений с родителями воспитанников. Некоторые из них охотно идут на контакт, регулярно общаются, радуются успехам воспитанников.

Детский дом связывает многолетняя дружба с волонтерами общественной организацией «Дедморозим». Они регулярно приезжают в гости, общаются с детьми, устраивают праздники и творческие дни. Дети с нетерпением ждут окончания пандемии, чтобы снова встретиться со своими друзьями.

С целью ознакомления старших детей с достопримечательностями нашего города, в конце ноября состоялась экскурсия в православный храм. Экскурсия доставила массу положительных эмоций, поразили уникальные старинные экспонаты, иконы, росписи, убранство церкви.

Наши педагоги стараются создать у детей ощущение, что они живут в большой и дружной семье, в которой все равны. И трудятся вместе и отдыхают вместе.

Социализация наших детей – трудоемкий и сложный процесс, который затрагивает все стороны жизни ребенка. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать, однако нас не пугают трудности и мы уверены, что движемся в правильном направлении.




Опубликовано в группе «Дети с особыми образовательными потребностями - Центр дистанционного образования»


Комментарии (2)

Сорокина Светлана Валерьевна, 21.03.21 в 15:57 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию! Оказывается, есть еще у нас в стране коррекционные школы. Я думала, что всех особых детей посадили в общеобразовательные школы.
Пролубщикова Наталья Владимировна, 21.03.21 в 18:26 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную публикацию, Елена Владимировна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.