Выступление на совещании при директоре по теме «Исследовательская работа в начальной школе. Из опыта работы».

Выступление на совещании при директоре по теме «Исследовательская работа в начальной школе. Из опыта работы».
Исследовательской работой с детьми занимаюсь уже, наверное, больше 20 лет. Ежегодно готовлю от 1 до 3 и более работ. В этом году вместе с детьми и родителями ведем подготовку 6 исследовательских проектов.
Темы работ выбираются самые разные. Приведу примеры последних работ:
-«Секрет создания невидимых чернил»
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_na_temu_sekret_sozdaniya_120127.html
«Как использовать энергию хомячка. Преобразование механической энергии в электрическую»
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_na_temu_kak_ispolzovat_113126.html
«Пряник — символ праздника»
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_na_temu_pryanik_simvol_090459.html
"О чем могут рассказать зеркала"
https://урок.рф/library_kids/o_chem_mogut_rasskazat_zerkala_150050.html
"Использование методов мнемотехники для запоминания словарных слов"
https://урок.рф/library_kids/ispolzovanie_metodov_mnemotehniki_dlya_zapominaniya_145621.html
"Голубь - удивительная птица!"
https://урок.рф/library_kids/golub_udivitelnaya_ptitca_145053.html
"Эбру - танцующие краски на воде"
https://урок.рф/library_kids/ebru_tantcuyushie_kraski_na_vode_144557.html
"Применение орфографического чтения для формирования навыков правописания"
https://урок.рф/library_kids/primenenie_orfograficheskogo_chteniya_dlya_formirovani_143854.html
"Роль буктрейлеров в формировании современного читателя"
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_rol_buktrejlerov_v_form_061901.html
"Оружие Победы своими руками"
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_oruzhie_pobedi_svoimi_ruk_042041.html
"Солдаты Чеченской войны"
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_soldati_chechenskoj_vojni_120430.html
"Что такое статическое электричество?"
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskij_proekt_chto_takoe_staticheskoe_el_085515.html
«Откуда в дом вода приходит, и куда она уходит?»
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_na_temu_otkuda_v_dom_vo_073743.html
«Покормите птиц зимой!»
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_na_temu_pokormite_ptitc_z_074253.html
Проектная работа «Новогодняя композиция для украшения комнаты»
https://урок.рф/library_kids/proektnaya_rabota_novogodnyaya_kompozitciya_dlya_ukrashe_122132.html
«Улитка ахатина - мой домашний питомец»
«Изготовление электрического прибора «Безопасность своего дома»
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_izgotovlenie_elektrichesk_045528.html
«Парта героя»
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_parta_geroya_074832.html
«Чудо-копилка»
https://урок.рф/library_kids/proektnaya_rabota_chudokopilka_071601.html
«Чудеса на нашей кухне»
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_chudesa_na_nashej_kuhne_063847.html
В этом году темы мы выбрали очень серьезные, работаем над ними с октября месяца. Делаем одну работу, затем переходим к другой.
Назову темы исследовательских работ:
«Влияние музыки на умственные способности, эмоциональную сферу и поведение младших школьников». В данной работе автор пытается теоретическим путем обосновать и экспериментально проверить влияние музыки на эмоциональное состояние, поведение и успеваемость учащихся начальных классов.
https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_na_temu_vliyanie_muziki_060023.html
«Быть левшой хорошо или плохо?». В данной работе автор на основе анализа источников информации структурировал теории происхождения леворукости; проанализировал данные анкетирования и наблюдения, изучил общественное мнение по теме исследования.
«Влияние занятий баскетболом на математические способности школьника». В данной работе автор на основе анализа источников информации, проведении опроса и личных наблюдений рассматривает вопрос влияния занятий в спортивных секциях на качественную успеваемость школьников.
«Способы получения электроэнергии». В своём проекте автор рассказывает об актуальных и современных способах добычи электроэнергии, об их плюсах и минусах. В практической части представляет результаты работы по получению электроэнергии в домашних условиях.
«Кардмейкинг: прошлое или настоящее?». В данной работе автор раскрывает историю появления и назначения открытки в мире и в России; представляет данные проведенного опроса одноклассников по теме исследования; раскрывает особенности кардмейкинга, как одного из направлений создания открытки своими руками.
Создание фотокниги «История одного класса». В данной работе автор знакомит с этапами создания фотокниги класса, приводит сравнительный анализ особенностей фотоальбома и фотокниги, в видеопрезентации представляет созданный продукт.
Как я выбираю проект? Есть такая поговорка: «Танцевать от печки». Выбор проекта зависит от цели, которую я преследую. На мой взгляд, здесь 2 пути:
-танцевать от ученика;
-танцевать от родителя.
Что я имею ввиду? Выбор от ученика, значит выбрать ребенка, с которым я хочу работать и который может выполнить исследование и затем представить его на конференции. Рассмотрим второй вариант: если танцуем от родителя, то идем не от ученика, а выясняя через беседы, на собраниях, через соц.сети, кто из родителей хотел бы и смог бы заниматься с ребенком исследовательской деятельность и через какое направление может быть реализован проект. Таких родителей немного. И поверьте, если вы просто предложите родителям подготовить с детьми проект, откликнется в лучшем случае 1- 2 человека. По своему опыту знаю, в данной ситуации необходимо личное обращение к родителям. Многие родители вообще не понимают, что такое исследовательская деятельность. Моя задача объяснить родителям, что это такое и уверить, что у нас все получится. Вряд ли кто из родителей, при личном обращении вам откажет.
Обычно проекты мы готовим совместно с родителями. Одно время пробовала доверить работы родителям, но в данной ситуации получала скопированные в интернете исследовательские работы. Поэтому теоретическую часть проектов в последние годы готовлю сама, а родители занимаются практической составляющей работ.
Например, в прошлом году мы с Машей И. готовили проект «Чудеса на нашей кухне», я подготовила теорию по теме, а Маша с мамой провели и записали на видео различные опыты.
Итак, выбрав ученика и родителя, перехожу к выбору темы исследования. На мой взгляд, это самое трудное. С чего начать? Самое важное- тема должна быть интересна именно этому ребенку, должна соответствовать его возрасту и должна быть близка и понятна педагогу.
Иногда выбор темы определяется спонтанно. Например: Как-то Таисия Б. принесли в школу ручку с невидимыми чернилами. Сразу появилась идея: А можно ли самим создать такие невидимые чернила? Оказалось, можно это сделать, используя сок лука, лимона, молоко или содовый раствор. Я подключила родителей, которые подготовили практическую часть работы, записали видео, сделали фото и представили результаты работы.
У Даши Л. бабушка подобрала на улице голубя с подбитым крылом, принесли его домой, и птица жила у нее до весны. Вся семья с интересом вела наблюдения за питомцем, которые затем были оформлены в виде проекта.
В нашем кабинете в прошлом году установили парту героя, парту Алексея Селюнина. Конечно, сразу возникла идея подготовить исследовательскую работу о нашем выпускнике.
Часто темы проектов возникают на уроках. Например, тема урока окружающего мира в 1 классе «Как вода приходит в дом и куда она уходит?» стала темой проекта Севы Ж., а тема «Как зимой помочь птицам» подсказала тему проекта для Нади Ч. «Покормите птиц зимой!».
Самое сложно для педагога: начать заниматься исследовательской деятельностью. Сложнее всего на свет появляется первая работа, а потом все происходит уже намного проще и быстрее. В любом деле главное – желание.
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Медведева Татьяна Петровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Сорокина Светлана Валерьевна