Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему «Выветривание горных пород»

11
4
Материал опубликован 16 January 2021


Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5/6

УМК

любой 

Тип урока

комбинированный урок.

Тема урока

Выветривание горных пород.

Цель урока

Формирование представления о процессе выветривания и его роли в разрушении горных пород и минералов.

Задачи урока


1. Создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся по изучению видов выветривания горных пород и минералов, используя текст учебника и дополнительный материал.

2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах со сменным составом.

3. Развить умения анализировать, выделять главное, обобщать, решать проблемные задачи.

4. Сформировать чувство самостоятельности, ответственности за свои успехи и успехи товарищей по группе.

5. Продол­жить формирование познавательного ин­тереса к изучению географии через применение технологий деятельностного типа.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать/понимать:

- что такое выветривание;

- какие виды выветривания бывают.

Уметь объяснять:

- причины разрушения горных пород и минералов;

- отличие видов выветривания друг от друга;

- влияние хозяйственной деятельности на разрушение горных пород и минералов.

Умение определять:

- районы преобладания отдельных сил выветривания.

Приводить:

- примеры взаимосвязи техногенных и природных процессов разрушения горных пород;

- примеры техногенных процессов, формирующих и разрушающих рельеф Земли.

Классифицировать:

- процессы выветривания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её;

-строить логически обоснованные рассуждения.

Личностные:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Коммуникативные УУД:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;

- понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты);

-организовывать работу в группе, разрешать конфликты.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;

-самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные:

- оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе;

- участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения;

- быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;

-иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

-сформированность познавательного интереса к изучению географии.

Методы обучения

словесные, наглядные, частично-поисковый, исследовательский.

Технологии обучения

интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные образовательные идеи

выветривание: виды, механизм разрушения, следствия.

Основные понятия

выветривание, физическое выветривание, химическое выветривание, биогенное выветривание, техногенное выветривание.

Средства обучения

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс / М: Русское слово, 2016.

Раздаточный материал.

Мультимедиа, компьютер.

Авторская презентация «Выветривание горных пород».


Организационная структура урока.

УУД:

Л – личностные.

П – познавательные.

Р – регулятивные.

К – коммуникативные.

Структурные элементы урока (этапы)

Дидактические

задачи

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Включить обучающихся в учебную деятельность.

Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок.

-Добрый день, ребята!

Я рада поприветствовать вас и пожелать каждому успехов, настройтесь на сотрудничество, поиск и творчество в освоении новых знаний. Занимайте места в своих группах.

Класс на перемене разделен на разноуровневые группы по 4 человека.

Настраиваются на урок.



1. Самоопределение (Л).

2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К).

3. Смыслообразование (Р).


2. Проверка домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока.

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы.

Слайд №1 – титульный.

Слайд №2

-Ребята. проверка выполнения домашнего задания пройдет в форме отгадывания тематического кроссворда. Работаем фронтально. У каждого на столе есть оценочная карта урока. Не забываем вносить в нее свои результаты по разным видам деятельности на уроке.

Слайд №3, 11.

-Итак, начинаем проверку.


-Молодцы, ребята! Показали отличные знания по теме «Движение земной коры».





Слушаю информацию о способе проверки домашнего задания и системы оценивания. Включаются в учебную деятельность по проверке домашнего задания через отгадывание кроссворда.

Заполняют оценочный лист.

1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л).

2. Осуществлять самоконтроль (Р).

3. Умение слушать и вступать в диалог.

4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности.

5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Этап актуализации знаний. Мотивация.

Создание проблемной

ситуации.

























Постановка проблемного вопроса.

Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний.

Обеспечить мотивацию и принятие цели урока.

–А сейчас послушайте рассказ:

Много миллионов лет назад, когда по Земле ходили динозавры, жил огромный красивый великан. Дома у него не было, и он жил под открытым небом. Днем нещадно палило солнце, ночью дул пронизывающий ветер. Наступал день и снова – испепеляющее солнце. Когда на солнце набегали тучи, то великану приходилось очень туго, потому что каждый раз туча проливалась мощным ливнем. Так продолжалось день за днем, год за годом, что порядком надорвало здоровье великана. Тело его постепенно покрылось ранами, которые причиняли ему нестерпимые страдания, и он стал быстро стареть. Он становился все меньше и меньше, буквально таял на глазах. Настал день, когда от великана не осталось ничего, кроме горсти песка…

Учитель пропускает песок меду ладонями.

-Ребята, кто этот великан?

-Почему он погиб?


Слайд №4. Задает проблемный вопрос.

-Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под действием природных сил?

-Мы вернемся к ответу на этот проблемной вопрос в конце урока, когда вы откроете для себя новые знания по теме урока.

-Ребята, а сейчас предположите название темы нашего урока. Чтобы помочь вам сформулировать тему, я приготовила ребус.

Слайд №5. Предлагает отгадать ребус, в котором зашифровано слово «выветривание».

-Итак, тема урока «Выветривание горных пород».

-А какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-Что нужно сделать, чтобы достичь этой цели?

-Для успешной работы на уроке давайте вспомним, что нам уже известно о горных породах:

-Что такое горные породы?

-Чем гонные породы отличаются от минералов?

-Какие бывают виды горных пород по происхождению?

Слушают рассказ.











Включаются в диалог с учителем, размышляют, дают ответы на вопросы.

Испытывают интеллектуальное затруднение из-за недостатка имеющихся знаний для решения проблемного задания.

Отгадывают ребус и определяют название темы урока. Тему урока записывают в тетрадь.

Формулируют для себя цель и задачи урока.

Включаются в диалог с

учителем. Отвечают на вопросы. Заполняют оценочный лист.

1. Выполнение пробного учебного действия (Р).

2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К).

4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П).

5. Планирование (Р).

6. Осуществлять самоконтроль (Р).

7. Определять свое отношение к природной среде (П),


4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий.

Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал.










Группы имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение познавательной цели, а с другой, социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.













Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления.







Развивать познавательный интерес к предмету через решение проблемных заданий.

Слайд №6.

-Ребята, как вы думаете, какое происхождение имеет слово «выветривание»? Назовите однокоренные слова?

Выветривание происходит от глагола «выветривать».

Значение глагола:

1. действием ветра удалить, например, неприятный запах в комнате;

2. действием ветра что-то разрушить.

Слайд №7.

Предлагает учащимся самим сформулировать определение понятию «выветривание» по формуле:

Понятие



Что такое?



Существенные признаки

Выветривание

=

процесс разрушения

горных пород

+

под воздействием солнца, воды, ветра, живых организмов

Слайд №8.

Организует работу учащихся в группах, для этого учебный материал разбит на смысловые блоки (физическое выветривание, химическое выветривание, биогенное выветривание, техногенное выветривание). Инструктаж:

-Ребята, каждый член группы получает от меня раздаточный материал (задание, дополнительная информация по заданию) и приступает к изучению материала по своему заданию. Время – 5 мин.

-Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу («совет экспертов»). Время – 5 минут.

-После этого эксперты возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. А те, в свою очередь, обучают своей части задания. Время – 15 минут.

-По итогам работы в группах будет проведена проверка на знание и понимание нового материала всеми участниками группы на оценку.

-Помните - единственный путь освоить весь материал и получить хорошую отметку– это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетради (таблица).

-Всем приступить к выполнению заданий.

Контролирует время выполнения заданий.

После совета экспертов предлагает учащимся переключиться с умственного труда на физкультминутку.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики- потопали,

Девочки-похлопали.

Вместе дружно повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

После окончания обучения в группах предлагает вернуться к решению проблемного вопроса, который был задан в начале урока:

-Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под действием природных сил?

Выдвигают предположения по происхождению слова «выветривание», называют однокоренные слова. Делают вывод, что в нашем случае подходит второе значение слова «выветривание» – разрушение чего-либо действием ветра.


Проявляют познавательную инициативу, формулируют понятие «выветривание» по предложенной схеме.

Записывают определение понятию в тетрадь.



Слушают информацию о порядке работы в группах.

Начинают выполнять индивидуальное задание: ищут информацию в учебнике, дополнительных материалах, систематизируют её, обобщают, делают выводы, заполняют таблицу.

Далее проходит «совет экспертов».

Эксперты после совета возвращаются в группы и начинаются обучать своих партнеров своему фрагменту нового материала. Ведут активный диалог, переходящий в полилог. По окончанию работы у всех учащихся должна быть заполнена таблица по видам выветривания.



Выполняют физическую разминку вместе с учителем.









Отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ.

1.Структурирование знаний (П).

2. Анализ, обобщение (П).

3. Установление причинно−следственных связей (П).

4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П).

5. Осознание ответственности за общее дело (Л).

6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8. Формулирование и аргументация своего мнения (К).

9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К).

10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р).

12. Поиск необходимой информации (П).

13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

14. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л).

15. Осуществлять самоконтроль (Р).

16. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала.


Организует проверку новых знаний через решение графического теста всеми учащимися.

Слайд №9.

-Ребята, каждому из вас будет предложено 5 утверждений по новой теме. Если вы согласны с утверждением, то рисуете полукруг над линией, если нет, то рисуете полукруг под линией. Время на тест – 3 минуты.



Определяют, какие утверждения верные, а какие неверные, рисуют графические ответы.

Взаимопроверка. Заполняют оценочный лист.

1. Осознание ответственности за общее дело (Л)

2. Осознание качества и уровня усвоения (Р).

3. Осуществлять самоконтроль (Р).

6. Этап рефлексии.

Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке.

Дать оценку и анализ успешности достижения цели.


Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом, и продолжить предложения.

Подведение итогов.

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

было трудно…

я понял(а), что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось...

меня особенно удивило то, что…

Ребята, а где и как можно применять полученные знания?

Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности.

Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные этапы урока.



Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал.

1. Рефлексия способов и условий действия (П).

2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

3. Самооценка (Л).

4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Этап информации о домашнем задании.

Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания.

Слайд №10.

§13, выучить определение понятию «выветривание», устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), составить схему «Выветривание горных пород».

По желанию (на выбор):

1. Создать постер (коллаж) «Выветривание горных пород».

2. Кроссворд, лото, игра по теме урока.

3. Презентация/проект на тему «Разрушение объектов культурного наследия внешними силами природы».

Записывают в дневник домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Задают вопросы по выполнению д/з.

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П).

2. Самоконтроль (Р).

3. Формирование качеств

самообразования (Л).

4. Вырабатывают индивидуальный

алгоритм работы (Р).

Список литературы:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс /М: Русское слово, 2016.
  2. Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 6 класс. М: Русское слово, 2014.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  4. https://100urokov.ru/predmety/urok-2-processy-relefoobrazuyushchie​​​​​​​https://projecteducation.ru/explore/6-klas/item/69-vneshnie-sily-zemli-vyvetrivanie-fizicheskoe-khimicheskoe-biologicheskoe
  5. https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/litosfera-kamennaia-obolochka-zemli-56809/vneshnie-sily-izmeniaiushchie-relef-vyvetrivanie-107073/re-d9d61975-7cbb-45c2-a0c3-45c813f0e1aa
  6. http://biofile.ru/geo/23019.htm
  7. https://geografkrim.jimdofree.com/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5#:~:text=%D0%92%D1%8B%D0%B2%D0%B5%CC%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%E2%80%94%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8,%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%2C%20%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2
  9. https://albercul.livejournal.com/92051.html
  10. https://slide-share.ru/proverka-domashnego-zadaniya-221743
  11. https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%A1%D0%A8%D0%90.html
  12. https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Big_mama-3826_-_Flickr_-_Ragnhild_&_Neil_Crawford.jpg
  13. https://yandex.ru/collections/card/5aad2ff7be1d77454ec2fe1f/
  14. https://www.sciencedebate2008.com/pochemu-vymerli-golovonogiye-ammonity/
  15. https://en.ppt-online.org/580765
  16. http://www.informfish.ru/index_informfish_kamchatka_vulkany.htm
  17. https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kalgoorlie_open_cast_mine.jpg
  18. https://agryz.tatarstan.ru/TIK.htm

Приложения.

Оценочная карта

Фамилия, имя учащегося:

Вид деятельности на уроке

Само-

оценка

Оценка группы

Итоговая оценка

1.Отгадывание кроссворда




2.Фронтальная работа




3.Участие в совете экспертов




4.Работа в группе по обучению фрагменту нового материала




5.Решение проблемного вопроса




6.Первичное закрепление нового материала





Таблица для заполнения «Виды выветривания горных пород».

Тип выветривания

Механизм разрушения

Следствие

Физическое




Химическое




Биогенное




Техногенное





Утверждения для графического теста (по 5 утверждений на 1 человека в группе):

-Выветривание – процесс разрушения горных пород и минералов.

-Выветривание относится к внешним силам Земли.

-Существует 4 типа выветривания.

-Биогенное выветривание – это разрушение горных пород человеком.

-К силам физического выветривания относят Солнце, ветер, воду.

-При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении – сжимаются.

-Равнины могут образоваться на месте разрушенных гор.

-Любая горная порода может превратиться в песок.

-Барханы – это гранитные горы.

-Вода особенно активно разрушает горные породы в условиях сухого климата.

-Обломочные горные породы образуются в результате химического выветривания.

-Гипс и известняк хорошо растворяются водой.

-Хозяйственная деятельность человека может усиливать действие природных видов выветривания.

-Выветривание – это разрушение горных пород ветром.

-В результате химического выветривания образуются пещеры.

-Практически все виды хозяйственной деятельности человека оказывают влияние на горные породы.

-Растворение горных пород водой относится к физическому выветриванию.

- выветриванию

-Деятельность животные относится к биогенному выветриванию горных пород.

-Барханы – это результат деятельности ветров.

​​​​​​​

Выветривание горных пород
PPTX / 2.65 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ссылки не активны

16 January 2021

Благодарю за качественно выполненный интересный ресурс!

16 January 2021

Ссылки сделала активными.

16 January 2021

Спасибо, Марина Юрьевна, за позитивную оценку моего ресурса.

16 January 2021