Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню народного единства «Россия — наш общий дом!» (3 класс)
Автор: Лупей Виктория Владиславовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 45, г. Нижний Тагил
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню народного единства.
«Россия – наш общий дом!»
Цель: дать представление о празднике 4 ноября, о культурном богатстве и своеобразии различных народов, о дружественных отношениях народов России.
Задачи:
- познакомить с фольклором, бытовыми особенностями, национальными костюмами народов нашей страны;
- формировать представление о дружественных отношениях народов России;
- воспитывать уважение и толерантность к представителям других национальностей, гордость за свою страну, чувство патриотизма.
Формирование УУД:
Личностные: повышение уровня мотивации учебной деятельности, духовно – нравственное развитие учащихся.
Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу.
Познавательные: развивать способность воспринимать и понимать рассказ, делать выводы, обобщать.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, уметь оценивать свою роль в деятельности класса.
Аудитория: 3 класс
Форма проведения: классный праздник.
Оборудование: презентация, лепестки солнца, фломастеры, конверт с бумажными куклами и элементами национальных костюмов: татар, башкир, чукчей, русских), 4 стула. 4 платка для игры «Юрта», тюбетейка для игры, мяч, фигурка оленя, банка башкирского мёда, русский национальный костюм, каравай хлеба с солью.
Предварительная подготовка: для участия в празднике выбираются 4 группы учеников по 6 человек в каждой. Каждый ученик получает задание и готовит его к мероприятию.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Слайд 2
Звучит песня «Родина моя» (я, ты, он, она)
http://chudesenka.ru/3702-rodina-moya-ya-ty-on-ona.html
Слова: Р. Рождественский
Музыка: Д. Тухманов
Исполняют: "Непоседы"
Ученики заходят в класс и рассаживаются по группам.
Здравствуйте, дорогие ученики! Я очень рада видеть вас!
Поприветствуйте друг друга и скажите, какой народ вы представляете.
1 группа (татары)
- Исенмесез!
2 группа (башкиры)
- Хаумыхыгыз!
3 группа (чукчи)
- Цоораим товим.
4 группа (русские)
- Здравствуйте!
Так звучат приветственные слова народов нашей страны.
2. Введение в тему.
Когда вы заходили в класс, звучала песня «Родина моя». Какие слова повторялись в ней?
(Я, ты, он, она
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я")
Как вы понимаете эти слова? О чём песня? (много людей в нашей стране, но все мы живём дружно, значит мы одна большая семья)
Слайд 3 «Россия – наш общий дом!»
Прочитайте тему нашего занятия.
Какому важнейшему событию в истории нашей страны будет посвящено наше мероприятие? (Дню народного единства).
Творческая групповая работа - составление солнечных лучиков единства.
Как вы понимаете, что обозначает слово ЕДИНСТВО? Напишите свой вариант ответа в группах на лучиках солнца. (Согласие, мир, объединение людей, союз, дружба, доброта, понимание друг друга)
Прикрепите лучики на доску.
Ребята, продолжите фразу «Единство нужно для того, чтобы...»
(строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.)
3. Основная часть.
По указу Путина В.В. с 2005 года 4 ноября в России ежегодно отмечается праздник День народного единства. Россия-матушка включает в свой состав более 190 народностей, представители которых отличаются друг от друга цветом кожи, глаз и другими внешними данными, религией, фольклором, традициями и обычаями.
Давайте убедимся в этом.
Слайд 4 (видео «Дружба народов») https://www.youtube.com/watch?time_continue=32&v=_2XOSZhqbdc&feature=emb_logo
(дети читают стихи)
1 ученик
Я люблю тебя, Россия!
Я хочу, чтоб ты цвела!
Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты –
Сто народов! Сто племен!
Мы – твои родные дети
Пусть синеет небосклон!
2 ученик
Ненцы, русские, башкиры
и казахи и мордва,
Проживаем в добром мире,
Как на дереве листва.
3 ученик
И еще десятки разных
Наций, сел и городов!
Этот день – наш общий праздник!
Этот край – наш общий дом!
Россия является общим домом для людей разных национальностей.
Культура каждого народа России уникальна и интересна по отдельности.
Сегодня на нашем празднике единства каждая группа представит культуру своего народа.
Представители 1 группы (татары).
Слайд 5
1 ученик группы
В России мест красивых много,
Но Татарстан - мне всех милей!
Царица здесь одна - природа.
Здесь много рек, озер, полей.
Тут матушка Казань - столица.
В округе много городов...
И невозможно не влюбиться
В наш Татарстан. В наш край хлебов.
2 ученик группы
Республика Татарстан, город Казань.
Республика Татарстан расположена в самом центре Российской Федерации. Столица – город Казань. Численность населения превышает 5 миллионов.
В республике добывают нефть. Татарстан - край земледельцев. На полях выращивают гречку, овёс, горох, рожь и пшеницу.
3 ученик группы
Слайд 6 Татарское народное жилище.
Традиционным жилищем татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Фасад украшался красивой росписью. Однокомнатный дом татар делился на две половины: на женскую-кухонную и мужскую - гостевую. Большой дом делился на 4 части. Для каждого женатого сына имелась своя комната. Комнаты устилались коврами, а на стенах были вышитые матерчатые изделия. Мебель заменяли нары (настил из досок). На них отдыхали, ели, работали. На длинных полках под потолком стояла посуда: горшки, чугуны, большие сковороды. Печь была русского типа и располагалась у входа.
4 ученик группы
Слайд 7 Традиционная одежда народов республики Татарстан.
Тюбетейка - головной убор мужчин, а зимой поверх неё надевали войлочную шляпу или шапку на меху. Головной убор молодых девушек - калфак, вышитая бархатная шапочка. Женщины же поверх калфака обязательно надевали платки. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки, на которую надевался безрукавный камзол. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. Женщины носили много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, браслеты, украшения из серебряных монет. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки, сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками.
5 ученик группы
Слайд 8 Национальные татарские блюда.
Особенностью национальной кухни татар является тот факт, что они не употребляют в пищу свинину, потому что народ исповедует ислам, веру в единого Бога Аллаха. Для приготовления национальной еды часто используются казан и котел. К лакомым блюдам относится Кыстыбай - это горячие лепешки из пресного теста, сложенные вдвое с любой начинкой. Начинку укладывают на одну половину, а свободным краем ее прикрывают. Затем татарочка складывает лепёшки в противень, смазывает маслом и отправляет в духовку. Получается очень вкусное угощение, оторваться от которого невозможно. Азу – это мясное татарское блюдо, которое готовится из говядины или баранины, подаётся на второе. Сладкий чак-чак – блюдо, которым безумно городится национальная кухня Татарстана, но ее символ. Выполняется из теста и пропитывается мёдом.
6 ученик группы
Ждёт вас татарская игра – выходи-ка, детвора!
Послушайте правила игры.
Слайд 9 "Тюбетейка"
Ребята под татарскую мелодию передают друг другу тюбетейку, тот, у кого останется тюбетейка в руках, когда остановится мелодия, выходит в круг и показывает какое-либо танцевальное движение, а все повторяют за ним.
Начали! (звучит татарская песня)
https://zaycev.net/musicset/tatarfolk.shtml?spa=true&trackId=4042509
Молодцы, ребята!
Мы приглашаем представителей второй группы.
Представители 2 группы (башкиры)
1ученик группы
Слайд 10 Республика Башкортостан.
"Откуда родом ты?” –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
"Из России,
А если говорить точней –
С Урала я.
Там родина – Башкирия моя”
Башкортостан — мой край родной.
Горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля —
Все это ты, любимая земля!
2 ученик группы
Слайд 11 Город Уфа.
Между Европой и Азией на Южном Урале расположена уникальная республика нашей страны - Башкортостан. Уфа – столица республики. Коренные жители – башкиры, они очень гостеприимные люди. Сейчас в республике проживает более 4 миллионов человек. Башкортостан - край дремучих лесов и бескрайних степей, край меда и кумыса. Башкирский мёд - один из лучших не только в России, но и в мире (показать банку с мёдом).
Вы после праздника можете отведать мёд и оценить его на вкус.
3 ученик группы
Слайд 12- 15 Башкирское народное жилище – юрта.
В прошлом башкиры жили в степях и были кочевниками, перемещаясь в теплое время за отарами овец и табунами лошадей с пастбища на пастбище, а в холодное — устраивая зимовки в деревнях. Народ занимался скотоводством, земледелием, пчеловодством.
Башкирская юрта – старинное жилище народа. Башкиры около половины своей жизни проводили во временных жилищах, юртах (тирмэ). Она была теплая в стужу, прохладная в жару.
Внутри юрта разделялась на две части особой занавеской - шаршау. Правая половина – женская, маленького размера. Здесь находились: кухонная утварь для приготовления пищи, запасы еды, детская и женская одежда.
Левая половина - мужская, была большого размера. Здесь на стенах висели оружие, верхняя одежда, конская сбруя, стояли сундуки с имуществом. Там были разостланы ковры, лежали подушки. В центре юрты располагался очаг. Напротив входа было почётное место для гостей – тур.
4 ученик группы
Слайд 16 Национальная одежда народов республики Башкортостан.
Башкиры шили одежду из домашнего сукна, овчины, кожи, меха. Основными цветами одежды являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Особенностью у башкир была многослойность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах. Башкиры на нижнюю одежду надевали несколько халатов один на другой и ходили так в любое время года, независимо от погоды. Верхней одеждой башкир был елян (елән) - длиннополый костюм с рукавами на подкладе. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, перламутром, кораллами, монетами.
5 ученик группы
Слайд 17
Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя). Пожилые женщины поверх колпака надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Одним из значимых элементов костюма женщин были-нагрудники (селтэр, яра). Они оберегали от злых духов. Женщины носили украшения - серьги, браслеты, перстни, которые изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет. http://lib.a-grande.ru/kostum.php
Башкирские мужчины носили неширокие штаны, рубахи, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты. Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы (билле тун, тире тун). Мужской головной убор - тюбетейка. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки из бархата, молодежь - расшитые. Поверх тюбетейки одевалась круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек). Традиционной обувью мужчин и женщин были сапоги. Летом носили лыковые лапти.
6 ученик группы
Приглашаем всех поучаствовать в игре «Юрта» (Тирмә)
В игре участвуют четыре группы учеников. Каждая, из которых образует круг по углам класса. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен большой платок с узором. Взявшись за руки, все идём четырьмя кругами переменным шагом и поём:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
https://zaycev.net/pages/5892/589254.shtml
Слайд 18
Как только зазвучит мелодия, все должны переменным шагом переместиться в общий круг. По окончании музыки нужно быстро бежать к своим стульям, брать платок и натягивать его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Начали!
Спасибо, ребята, присаживайтесь на места.
Мы познакомились с самыми многочисленными народами России – татарами и башкирами. Но есть в нашей стране и малочисленные народы. С одним из таких народов нас познакомит третья группа ребят.
Приглашаем представителей третьей группы.
Представители 3 группы (чукчи)
1ученик группы
Слайд 19 Чукчи.
Чукчи - немногочисленный народ России (около 50 тысяч), коренное население Чукотки. Говорят чукчи на чукотском и русском языках. Чукотский автономный округ отличается весьма суровым климатом. Температура июля + 14°С, января - понижается до - 42°С.
Чукотское побережье относится к самым ветреным районам России. Случаются ветры со скоростью более 40 метров в секунду продолжительностью несколько суток, а то и недель. Рекордные же шквалы достигают 80 метров в секунду! В таких суровых условиях средняя продолжительность жизни чукчей мала - 42-45 лет.
2ученик группы
Слайд 20 -22 Основное занятие чукчей.
Основное занятие оленных чукчей - кочевое оленеводство.
Основное занятие береговых чукчей - охота на морского зверя: зимой и весной - на тюленя и нерпу, летом и осенью - на моржа и кита, собаководство.
3ученик группы
Слайд 23 Национальное жилище чукчей.
Чукчи возводят большой многоугольный шатер - ярангу, который накрывают оленьими, моржовыми шкурами. Для того чтобы это сооружение выдержало сильные порывы ветра, люди подпирают его камнями. У задней стенки этого шатра устанавливается маленькое сооружение, в котором чукчи принимают пищу, отдыхают и спят. Основной и ежедневной пищей чукчей является мясо, причем как в готовом, так и в сыром виде.
4 ученик группы
Слайд 24 Традиционная одежда чукчей.
Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги. Мужская шапка - капор.
Женская одежда тоже состоит из двух слоёв, только штаны и верхняя часть сшиты между собой.
Летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных, одевают в мешок, сшитый из оленьей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног.
5 ученик группы
Слайд 25 Чукотский праздник кита.
Одним из немногих чукотских праздников является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед Кэрэткуном – хозяином морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных.
6 ученик
Поиграем в игру «Ловкий оленевод»
Игра проходит под музыку
Слайд 26
https://qmusic.me/mp3/%D1%87%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
На доске крепится фигура оленя. Учащиеся - оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочерёдно надо бросать в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачное попадание оленевод получает флажок. Ловким оленеводом считается тот, у кого будет наибольшее число попаданий в оленя.
Спасибо, ребята, занимайте свои места.
Выходят представители 4 группы (русские).
Слайд 27
1 ученик
Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной.
2 ученик
Каких народов только нет
В стране великой нашей,
Как пёстрый солнечный букет:
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
3 ученик
Прекрасен горный край Кавказ -
Здесь разные народы.
На крайнем севере у нас
Живут оленеводы.
4 ученик
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский.
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских! (группа отвечает хором)
5 ученик
Россия! Русь! Страна моя родная,
Любовью чистой я с тобой делюсь,
Ты для меня одна навек святая,
Тебе я низко поклонюсь.
Выходит девочка в русском национальном костюме с караваем в руках.
6 ученица
Мы всегда гостей встречаем,
Круглым, пушным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. (предлагает кусочек каравая одноклассникам)
1ученик группы
Слайд 28 Русский народный костюм.
Ребята, назовите предметы русского женского костюма (женский: сарафан, рубашка, душегрейка, кокошник; мужского : картуз, рубаха, пояс, штаны-порты, лапти).
2 ученик группы
Слайд 29 Русская изба.
Традиционным жилищем русских является бревенчатая изба с двухскатной крышей. В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. В печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. Считалось, что за печью живет домовой. Рядом с печкой находился «бабий угол». Здесь женщины занимались рукоделием, готовили пищу. Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками.
3 ученик группы
Слайд 30 Русская кухня.
Богата разнообразными блюдами русская кухня – каша, щи, уха, дичь, сырники, сметана, пироги, квас, кисель.
4 ученик группы
А сейчас детвора ждёт вас русская игра.
Называется игра «Золотые ворота».
Правила следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня, они опускают руки, и те игроки, которые попались, также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».
4. Заключительный этап праздника.
Рефлексия
В конце игры все встают в большой круг, держась за руки.
Повторяйте за мной:
Слово «Мы» сильней, чем «Я». (держась, руки поднимаем вверх)
Мы – семья, и мы – друзья. (идём в центр круга, держась за руки)
Мы – народ, и мы – едины. (руки поднимаем вверх)
Вместе мы непобедимы. (кладём руки на плечи друг другу)
Заключительная коллективная работа.
Сейчас вам всем вместе предстоит выполнить последнее творческое задание нашего праздника. Перед вами конверт, в котором находятся элементы одежды народов, с которыми мы сегодня познакомились. Ваша задача - одеть куклы в национальные костюмы.
(прикрепляем готовых кукол на доску)
Какая дружная многонациональная семья у нас получилась!
Слайд 31
1 ученик
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
2 ученик
Если есть друзья на свете
Всё прекрасно, всё цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет!
3 ученик группы
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать,
При любой погоде дружим,
Дружбы этой не порвать!
Говорят, что когда дружат дети – дружбе жить. Дружите, несмотря ни на что. Дружите, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь детская дружба – это ниточка, которая потянет за собой дружбу на целую жизнь, навсегда.
Я благодарю вас за урок и говорю вам:
-До свидания!
(ученики произносят слова прощания на разных языках)
Татары:
-Сау бул!
Башкиры:
- Хай булыгыз!
Чукчи:
-А тав вынэ!
Русские:
-До свидания!
Источники:
1.Стихотворение «Я люблю тебя, Россия»
https://pandia.ru/text/83/594/22387.php
2. Стихотворение «Мой Татарстан»
https://www.stihi.ru/2013/01/31/12786
3. Стихотворение "Откуда родом ты?”
https://www.stihi.ru/2008/02/11/693
4. Стихотворение «Земля отцов»
https://www.promegalit.ru/public/2203_olga_abikh_raspakhnem_nashi_dushi_stikhotvorenija.html
5. Стихотворение «Призывная»
https://detskiystih.ru/collection/stihi-na-den-narodnogo-edinstva-4-noyabrya.html
6. Стихотворение «Если есть друзья на свете»
http://shkoladetei.ru/652-stikhotvorenija-pro-druzhbu.-esli-est-druzja-na.html
Приложение к уроку
DOCX / 482.13 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Перминова Елена Федоровна
Лупей Виктория Владиславовна
Мелихов Олег Игоревич
Лупей Виктория Владиславовна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Лупей Виктория Владиславовна
Сафонова Елена Валерьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Лупей Виктория Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Лещёва Светлана Николаевна