Занятие с элементами тренинга по детской безопасности «Не попадите дети с сети!»
Занятие с элементами тренинга по детской безопасности
«Не попадите дети с сети!»
Цель: сформировать навыки культуры общения и безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи:
1. Рассказать ученикам об опасностях, подстерегающих в сети Интернет.
2. Объяснить правила действий в той или иной ситуации.
3. Закрепить полученные знания путём моделирования ситуаций средствами упражнений-тренингов.
Материалы: альбомные листы, фломастеры, косынка, фотографии.
Участники: учащиеся среднего звена школы (группами по классам).
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте. Все знают, что интернет-это волшебное существо, способное отвечать на абсолютно любые неясные вопросы. Социальные сети, мессенжеры, форумы, чаты и различного рода сайты стали частью нашей жизни. Поисковые системы, электронные библиотеки и другие источники полезной информации стали нашими незаменимыми помощниками. Общение в онлайн режиме стало не только обыденным, но и публичным: наши мысли, наша семья, фотографии, геолокации местонахождения – все в открытом доступе.
Часто ли вы задумываетесь о своём поведении в социальных сетях? Задумываетесь ли о последствиях, казалось бы безобидного общения в группах, высказываниях в комментариях к различным постам? Защищает ли вас кажущее расстояние, которое экран даёт между вами и другим человеком? Думаете ли вы о том, что онлайн-это все еще реальный мир?
Ответы на эти и другие немаловажные вопросы мы сегодня и будем искать. А помогут нам в этом интересные упражнения.
Упражнение «Зомбилэнд»
Инструкция
Всем ребятам нужно раздать листочки и фломастеры. Даётся задача нарисовать любую голову: человека, рыбы, животного, млекопитающего, птицы и пр. Нарисовавший, загибает листочек так, чтобы не стало видно голову, а только конец шеи. Листочек передается другому. Следующий рисует туловище и тоже загибает, передает другому. И так далее, пока не будут нарисованы конечности и листочек передан следующему участнику, который развернет полученный рисунок.
Рефлексия
Обсуждение о том, кто получился на рисунках.
Педагог: Видите, ребята, какие существа у вас получились? Всего незнакомого следует опасаться и относиться с осторожностью. В интернете немало опасностей, как виртуальных – вирусов (червей, пауков и прочей «живности»), вредоносных программ, программ шпионов, которые попадают к нам при посещении неприличных контентов, скачивании зараженных файлов и даже при обмене музыкой, видео и т.п.; так и опасностей в человеческом обличии. Их называют троллями, киберхулиганами. Они запугивают и выводят на конфликты на форумах, в чатах и т.д.
Упражнение «Комплимент за оскорбление»
Инструкция
Предлагаем ребятам разбиться на пары. Одному из пары необходимо начать оскорблять другого. Другой начинает оскорблять в ответ. Через некоторое время предлагаем изменить ситуацию. Тот, которого оскорбляют, начитает делать добрые комплименты. Например:
- Ты дурак!
- А ты очень умная.
- Ты отвратителен!
- А ты очень милая…
И так далее…
Рефлексия
- Вам понравилось оскорблять друг друга?
- Часто ли вы встречаетесь с грубиянами в интернете?
- Как вы реагируете на их оскорбления?
- Как вы считаете, почему сейчас, в ответ на комплименты у собеседника кончились оскорбления?
Педагог: Иногда люди, активно общающиеся в интернете, позволяют себе поведение, которое не применяют в реальной жизни. Псевдогерои, способные осыпать оскорблениями окружающих в сети, в действительности очень слабы. Будете ли вы оскорблять друзей или незнакомых людей, случайно встретившихся вам в магазине? Подошли бы к случайному человеку и начали разговор ни о чем? Применяйте правила, которым вы следуете в обыденной жизни к онлайн-миру. Если вы не хотите делать что-то лицом к лицу – не делайте этого онлайн.
Упражнение «Жмурки в правду»
Инструкция
Одному из учащихся завязывают глаза. Другой перед ним держит фото (мужчины, женщины подозрительной внешности). Учащемуся (щейся) объясняется задача: нужно представить, что в социальной сети пришло сообщение, текст сообщения зачитывается вслух. (Например. «Привет. Как дела? Что делаешь? Меня все так достало. Предки напрягают, еще эти дурацкие уроки задали целую кучу. Я живу недалеко от тебя. Пойдем сходим, погуляем? Встретимся там-то.» «Привет, принцесса. Давно не решался тебе написать. Я недавно переехал. Теперь учусь в вашей школе. У тебя клёвые глаза, фигура чёткая, только фото в купальнике нет. В нем ты, наверное, ваще крутая. Скинешь пару фоток? » «Привет. У меня для тебя подарок. Пройди по ссылке – там сюрприз!»
После прочтения участнику развязывают платок, перед собой он видит фотографию не того человека, которого представлял.
Рефлексия:
- Какие впечатления?
- Поступают ли вам такие сообщения?
- Как вы отреагируете, если подобные предложения поступят вам?
- Нужно ли проходить по незнакомым ссылкам?
- Какие последствия могут быть? И т.д.
Упражнение «Своими глазами»
Инструкция
Работа в парах. Участникам даётся задача описать внешность и эмоции руг друга. Например:
- Я вижу, что у Насти синяя блузка.
- Я вижу, что Антон о чем-то задумался.
- Я вижу, что у Алёны руки скрещены.
Рефлексия:
- Можно ли описать виртуального друга по аватарке в социальной сети?
- Знакома ли вам крылатая фраза «Не поверю, пока не увижу своими глазами?»
- Можно ли верить своим глазам в социальных сетях?
- Если со страницы вашего друга вам приходят различного рода просьбы, которые вызывают подозрения, как вы поступите?
Педагог: Общаясь в интернете, мы забываем различия между «я вижу» и «я представляю, что так и есть на самом деле». В общении с незнакомыми нужно быть предельно аккуратным. Если виртуальный друг интересуется домашним адресом или информацией о родственниках, стоит насторожиться, прекратить общение и сообщить об этом взрослым. Друг виртуальный – не для встречи реальной.
Общая рефлексия
Педагог: Интернет похож на Деда Мороза – он знает, как ведут себя все его пользователи. Он знает, кто соблюдает этикет общения, кто заходит на неприличные сайты. Все мы живём, соблюдая определенные правила, нормы морали, о которых не следует забывать в интернете.
Мы все сегодня поработали с большой пользой. Надеюсь, что вам тоже понравилось.
- Чему вы сегодня научились?
- Что нового узнали?
- Что было самым интересным?
- Было ли занятие полезным?