12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Задачи современного образования — сформировать интерес к исследованию окружающего мира, научить критически мыслить и использовать теоретические знания для решения практических задачи и вопросов. Особое значение в свете этих задач приобретает исследовательская деятельность.
Включить в программу дополнительные часы по проектной и исследовательской работе и не выйти за рамки установленной учебной нагрузки — не так-то просто. Как поступить? Включить исследовательскую деятельность в урок. По объему исследовательской деятельности можно выделить уроки с элементами исследования и полностью уроки-исследования.
Что такое урок-исследование?
Урок-исследование — это форма урока при котором ученики проводят самостоятельное изучение какой-либо темы или проблемы. В ходе такого урока ребята учатся работать с учебником, оформлять наблюдения в письменном виде (составлять таблицы, рисовать графики), анализировать, сравнивать, обобщать и формулировать согласно записанным данным свои мысли.
Учитель выступает в роли координатора: помогает ученикам в поиске необходимой информации, консультирует по вопросам, возникающим в процессе работы, контролирует выполнение заданий и оценивает результаты исследований.
Как разработать урок-исследование?
Урок-исследование обычно состоит из следующих этапов:
- Определение темы исследования.
- Постановка проблемы исследования.
- Сбор информации.
- Формулировка цели и задач исследования.
- Выдвижение гипотезы.
- Проверка гипотезы — собственно основная часть исследования (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.).
- Обработка и анализ результатов исследования.
- Оформление результатов.
- Вывод по результатам исследовательской работы.
Форма урока подходит для изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-исследование можно провести по любому предмету, но чаще всего его используют на уроках истории, обществознания, географии и естественных наук.
В сегодняшнюю подборку постарались собрать объёмные конспекты с презентациями и раздаточным материалом. Это действительно интересный опыт по разработке уроков-исследований. Можно найти материалы на самые разные темы и для разных уровней обучения. Надеемся, что наша подборка поможет учителям разнообразить их уроки и сэкономить время на разработку собственных конспектов.
- Урок-исследование по биологии «Шляпочные грибы» (6 класс)
- Урок-исследование по биологии «Строение семени» (6 класс)
- Урок-исследование по биологии по теме «Мхи» (5 класс)
- Урок-исследование по биологии «Какого цвета осень?» (5 класс)
- Урок-исследование по разделу «Пищеварение» (8 класс)
- Урок-исследование по химии на тему «Витамины» (10 класс)
- Интегрированный урок-исследование по химии и биологии на тему «Азбука здоровой пищи» (9–10 классы)
- Урок-исследование по географии «Природные зоны Южной Америки» (7 класс)
- Урок-исследование по математики «Сложение чисел с разными знаками» (6 класс)
- Урок–исследование по алгебре на тему «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» (7 класс)
- Урок-исследование по литературе на тему «А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова» (9 класс)
- Урок-исследование по литературе «Автобиографический характер повести «Детство» А.М. Горького. Образ автора-повествователя в произведении» (7 класс)
- Урок-исследование по литературе на тему «Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»» (10–11 классы)
- Урок-исследование по литературе «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В. Белова «Лад») (11 класс)
- Урок-исследование по литературе «Изучение лирического произведения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»» (9 класс)
- Урок-исследование по русскому языку по теме «Рассуждение-размышление» (7 класс)
- Урок-исследование по русскому языку на тему «Деепричастие как часть речи» (7 класс)
- Урок-исследование по русскому языку «Имя существительное часть речи» (5 класс)
- Урок-исследование по русскому языку «Чудесные превращения или Ы-И после приставок» (6 класс)
- Урок-исследование «Двойная роль е, ё, ю, я» (5 класс)
- Урок-исследование по истории на тему «Гроза двенадцатого года…» (10 класс)
- Урок-исследование по истории «Лицо раскола: Боярыня Морозова (по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова») (10 класс)
- Урок-исследование по обществознанию «Право выше власти» (9 класс)
- Урок-исследование по физике на тему «Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников» (8 класс)
- Урок-исследование по физике «Сила трения» (7 класс)
- Урок-исследование по физике на тему «Плавание тел» (7 класс)
- Урок-исследование по информатике «Векторная графика» (8 класс)
И несколько разработок для учителей начальных классов: