Арт-терапевтические техники, как один из способов развития познавательной сферы

0
0
Материал опубликован 14 January

Арт-терапевтические техники, как один из способов развития познавательной сферы

Данная тема, требующая глубокого анализа, поскольку когнитивное развитие в школьном возрасте является фундаментальным фактором успешности в обучении и дальнейшей жизни. Познание, как сложный процесс, включает в себя восприятие (сенсорное и перцептивное), внимание (селективное, устойчивое), память (сенсорную, кратковременную, долговременную, оперативную) и мышление (логическое, абстрактное, креативное, критическое). Активное формирование этих компонентов в школьном возрасте-залог адаптации ребенка к требованиям учебной среды и социальной интеграции. Арт-терапия, с ее многообразием художественных методов и материалов, предлагает уникальный путь к стимулированию когнитивного развития, воздействуя на эти компоненты комплексно и гармонично.

Эта статья углубляется в механизмы влияния арт-терапевтических техник на когнитивные способности детей, рассматривая не только общие утверждения, но и конкретные нейропсихологические процессы, лежащие в основе этого эффекта.

Арт-терапия и внимание.

Занятия арт-терапией требуют от ребёнка избирательного внимания –концентрации на деталях работы, игнорировании отвлекающих факторов. Например, при рисовании акварелью ребенок должен сосредоточиться на плавности мазков, переходах цветов, контроле количества воды на кисти, исключая внешние раздражители. Это тренирует не только устойчивость внимания, но и его распределение-умение переключаться между различными этапами работы, контролировать несколько аспектов процесса одновременно. Многочисленные исследования показывают повышения уровня внимания у детей, занимающихся арт-терапией, что подтверждается улучшением показателей в нейропсихологических тестах, и замеряющих скорость переработке информации, объём внимания и его устойчивость. Это особенно важно для школьников с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), где арт-терапия выступает как дополнительный метод коррекции.

Арт-терапия и память.

Художественное творчество активно задействует разные виды памяти. Например, при лепке из глины ребенок запоминает последовательность действий форму и размер деталей, а при работе с коллажем-семантическую информацию, связанную с выбранными изображениями и их смыслом. Запоминание цветов, фактур, техник способствует развитию долговременной памяти, а непосредственное применение запомненной информации-оперативной памяти. Исследования показывают, что регулярные занятия арт-терапией улучшают показатели как вербальной, так и невербальной памяти у детей.

Арт-терапия и мышление.

Арт-терапия стимулирует развитие различных видов мышления. Планирование композиции картины, выбор цветовой гаммы, поиск нестандартных решений при работе с материалами требуют активного включения логического и абстрактного мышления. Создание художественного образа, выражение эмоций и мыслей через творчество активизирует креативное мышление, способствуя развитию фантазии, оригинальности и гибкости мышления. Работа с разными материалами (глина, краски, ткани) требует пространственного мышления и восприятия, способствуя развитию способности представлять объекты в трехмерном пространстве, анализировать их форму и расположение. Арт-терапия также способствует развитию критического мышления, поскольку ребенок анализирует свою работу. оценивает ее сильные и слабые стороны, ищет способы улучшения.

Арт-терапия и развитие пространственного восприятия

Работа с объёмными фигурами (лепка, скульптура), рисование с использованием перспективы и глубины, создание коллажей с наложением элементов-все это требует развитого пространственного восприятия. Дети учатся ориентироваться в пространстве, представлять форму и расположение объектов в трехмерном пространстве, развивают глазомер и мелкую моторику. Это имеет важное значение не только для художественного творчества, но и для усвоения геометрии, черчения и других предметов, требующих пространственного мышления.

В заключении, арт-терапия –это не просто развлечение, а мощный инструмент развития когнитивной сферы школьников. Ее воздействие многогранно и оказывает все основные когнитивные функции, способствуя улучшению памяти, внимания, мышления и пространственного восприятия. Регулярные занятия арт-терапией способствуют не только успешному обучению, но и гармоничному развитию личности ребенка, формированию его креативности, самовыражения и уверенности в себе. Однако, важно помнить, что арт-терапия является дополнительным методом, а не панацей и ее эффективность зависит от квалификации специалиста и индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому интеграция арт-терапевтических техник в образовательный процесс должна быть осторожной и профессиональной.

Источники: Андреева Н. Кино-видеотренинг как метод повышения родительской компетентности  //Исцеляющее искусство. - 2003. – Т.6, №4. – С.66 – 75.

Арттерапия //Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – С.52 – 58.

Байерс А. Арт-терапия и престарелые пациенты с выраженными расстройствами памяти //Практикум по арт-терапии /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – С.215 – 226.

Бурно М.Е. О пациентах-психотерапевтах в терапии творческим самовыражением //Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - №2. – С.89 – 103.

Васильева О.С., Чупрова С.А. Использование уроков изобразительного искусства как средства самовыражения и самотерапии ребёнка младшего подросткового возраста //Психологический вестник РГУ. - 2000. – Вып.5, Ч. 1-2. – С.178 – 184.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации