Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»
Пояснительная записка к презентации
Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»
Пояснительная записка
Актуальность
Не секрет, что автоматизация звуков - самый трудный и длительный этап. Поскольку этот процесс протекает достаточно сложно, то необходимо всеми возможными способами облегчить ребенку работу по введению нового звука в речь. Вопросы: «Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными? Как увлечь своего воспитанника? Как удивить его и вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать речевой материал?», - подтолкнули на создание этого пособия.
Данная авторская разработка состоит из комплекса игр и различных игровых ситуаций выполненных в компьютерной программе Microsoft Рowerpoint. Этот мультимедийный продукт объединяет в себе два мощных стимула: игра и компьютер.
Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.
Мультимедийные технологии уже находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности. Подобный компьютерный продукт вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и сам компьютер или интерактивная доска очень привлекательны для большинства детей.
Компьютерная игра создает положительный эмоциональный фон, что сказывается на эффективности занятий.
Описание пособия и управление презентацией.
Авторский мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков» - презентация Microsoft Рowerpoint, 26 слайдов.
Комплекс игр и упражнений
PPT / 22.57 Мб
Комплекс предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Носит стимулирующий характер.
Цель: автоматизировать или дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах или фразах*.
* В зависимости от уровня постановки и этапа автоматизации звука, игры проводятся с изолированным звуком или со слогами, словами, словосочетаниями, фразами содержащими этот звук.
Использование пособия позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- формировать звуковую культуру речи;
- развивать фонематический слух;
- развивать чувство ритма;
- активизировать все компоненты речевой деятельности;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- регулировать поведение детей, приучая их подчиняться правилам игры;
- воспитывать целеустремлённость;
- воспитывать доброжелательность, желание помочь.
Содержание презентации:
1 слайд - титульный слайд
2-3 слайд - Игра «Насос» - звук [С];
4-5 слайд - Игра «Комарик» - звук [З];
6-7 слайд - Игра «Змейка» - звук [Ш];
8-9 слайд - Игра «Божья коровка» - звук [Ж];
10-11 слайд - Игра «Паровозик» - звуки [С-Ш];
12-13 слайд - Игра «Помоги улитке» - звук [Л];
14-15 слайд - Игра «Загони машину в гараж» - звук [Р];
16-17 слайд - Игра «Помоги Колобку» - любой звук;
18-20 слайд - Игра «Клумба» - любой звук;
21-22 слайд - Игра «Бабочка» - любой звук;
23-25 слайд - Скрытые слайды: ссылки на интернет источники;
26 слайд - Спасибо за внимание.
На каждом слайде расположено несколько управляющих кнопок:
- «Знак вопроса» - нажатие кнопки открывает всплывающее окно с заданием игры. Чтобы окно исчезло, необходимо нажать на него.
- «Домик» - возвращает на титульный слайд, к списку всех игр.
- Чтобы листать слайды, а также, чтобы герои продвигались по лабиринтам необходимо щелкать по кнопке - .
На титульном слайде представлены все 10 упражнений, которые находятся в презентации. Чтобы сразу попасть на желаемое упражнение необходимо нажать на соответствующую картинку.
Обращаю ваше внимание, что игры работают только в режиме «Показ слайдов»! В рабочем режиме на слайдах видны все технические аспекты: триггеры, ссылки и пути анимации.
1. Игра «Насос», 2-3 слайд
Цель: автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Винтику и Шпунтику надо накачать спущенное колесо у машины. Помоги им найти насос, для этого четко произноси звук [С] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. В ходе игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж помогают ему в этом.
Например, взрослый просит ребенка чётко произносить слоги «са-со-су-сы» или целую фразу «У Сони коса». После каждого правильного произношения ребенком взрослый щелкает на кнопку , и насос передвигается по лабиринту к героям. Если ребенок произносит неверно, то насос не двигается и взрослый просит его постараться, быть более внимательным и произнести еще раз. У ребенка появляется стимул быстрее и правильнее выполнить задание, чтобы помочь героям.
Игра заканчивается, и ребенок видит, как Винтик и Шпунтик поехали на машине.
Упражнение «Комарик», 4-5 слайд
Цель: автоматизация звука [З] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги комарику долететь домой до болота, для этого четко произноси звук [З] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается комар при правильном выполнении заданий со звуком [З].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как комарик прилетел на родное болото.
Упражнение «Змейка», 6-7 слайд
Цель: автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги змейке спрятаться в траву от палящего солнца, для этого чётко произноси звук [Ш] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается змея при правильном выполнении заданий со звуком [Ш].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как змея спряталась в траве.
Упражнение «Божья коровка», 8-9 слайд
Цель: автоматизация звука [Ж] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги божьей коровке добраться до своих деток, для этого чётко произноси звук [Ж] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается божья коровка при правильном выполнении заданий со звуком [Ж].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как божья коровка доползла до своих деток.
Упражнение «Паровозик», 10-11 слайд
Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Очень нелегкий путь предстоит паровозику через высокие горы и холмы. Нам необходимо облегчить его путь. Когда паровозик едет вниз, язычок опускается вниз, и мы произносим звук [С]. Язычок поднимается вверх, произносим звук [Ш], и паровозик едет вверх.
Игра заканчивается, и ребенок видит, как паровозик выехал на поляну.
Упражнение «Помоги улитке», 12-13 слайд
Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги улитке доползти до цветка, для этого чётко произноси звук [Л] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается улитка при правильном выполнении заданий со звуком [Л].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как улитка приползла на цветок.
Упражнение «Загони машину в гараж», 14-15 слайд
Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Чтобы загнать машину в гараж надо завести у неё мотор, для этого четко произноси звук [Р] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается машина при правильном выполнении заданий со звуком [Р].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как машина заехала в гараж.
Упражнение «Помоги Колобку», 16-17 слайд
Цель: автоматизация правильного произношения звука (по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги Колобку убежать от лисы, для этого четко произноси звук (любой звук по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах или фразах.
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». Колобок убегает и прячется от лисы под разными ёлками, та его догоняет.
Игра заканчивается, и ребенок видит, как колобок убежал от лисы.
Упражнение «Клумба», 18-20 слайд
Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой звук по выбору педагога).
Инструкция: слайд 18 - Давай посадим семена, чтобы выросли красивые цветы в вазоне. Для этого чётко произноси заданный звук (слоги, слова или фразы). Посмотри, как это сделаю я. Взрослый даёт образец правильного выполнения задания и нажимает на кнопку . Ребенок видит, как на экране семена перемещаются в вазон и вместо них вырастают красивые цветы. Затем взрослый предлагает ребенку посадить свою клумбу. Щелкает кнопку и переходит на 19 слайд.
Педагог просит ребенка выбирать любую семечку и после правильного выполнения задания щелкать по ней. После щелчка семечка превращается в цветок. Когда все семечки станут цветами, щелчком по кнопке переходим на 20 слайд.
- Вот какая красивая клумба у нас получилась.
Игра заканчивается, и ребенок видит, клумбу с красивыми цветами.
Упражнение «Бабочка», 21-22 слайд
Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой по выбору педагога).
Инструкция: Чётко произноси заданный звук, (слоги, слова, фразы) и бабочка перелетит на другой цветок.
Щелчком по кнопке появляется цветок, вторым щелчком летит бабочка на этот цветок. Поэтому можно давать задания ребенку не только на перелет бабочки, но и на появление цветка.
Игра заканчивается, и ребенок видит бабочку на лугу.
Данное пособие нашло живой отклик и интерес у детей, и подтолкнуло использовать его на любых занятиях построенных в виде квеста. Выполняя любой сложности и тематики задания, дети помогают герою.
Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль над ходом выполнения задания.
Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных игр-презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
Об этом говорят следующие факты:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Движения, звук, анимация надолго привлекают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное.
- В процессе своей деятельности за компьютером дети приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут, приучаются к самостоятельности, развивается навык самоконтроля.
- Знания, умения и навыки, приобретенные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка.
Шарандина Валентина Владимировна
Бикина Наталья Владимировна
Ватолина Светлана Анатольевна
Бикина Наталья Владимировна
Перминова Елена Федоровна