Статья «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт работы учителем-дефектологом в школе-интернате для глухих и слабослышащих»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Эффективная организация работы с родителями: личный опыт работы учителем-дефектологом в школе-интернате для глухих и слабослышащих.
В современных условиях идея взаимодействия семьи и образовательного учреждения обрела широкую поддержку. Педагог не только воспитывает или учит ребёнка, но и является партнёром родителей в вопросах обучения и развития детей. Мама и папа открыто наблюдают за образовательным процессом и могут получить ответы на все волнующие их вопросы.
Эффективная организация работы с родителями создает позитивный эмоциональный настрой, а также позволяет учитывать индивидуальность каждого ребёнка.
Организация работы с родителями зависит от их потребностей и ожиданий. Она может быть коллективной, индивидуальной или иметь информационную форму.
В этой статье я бы хотела рассказать о личном опыте эффективной организации работы с родителями.
Я работаю учителем-дефектологом в школе глухих. Мои занятия проходят индивидуально. Поэтому взаимодействие с родителями каждого ребенка – неотъемлемая часть моей работы.
Родителей моих учеников я могу условно разделить на две категории:
- слышащие родители ребенка с нарушенным слухом
- родители с нарушением слуха, у которых ребенок с нарушенным слухом
Думаю, что ни для кого не станет открытием, что первая категория родителей имеет больше вопросов. Они впервые сталкиваются с «миром глухих». Каждый этап обучения и каждый урок являются для них новым и интересным. Поэтому работа с ними более тесная. Каждый навык ребенка кажется им большим достижением и событием. Учитель должен стать для родителей проводников в новый мир, ответить на все заданные вопросы и рассказать все то, что знает сам, чтобы помочь понять ребенка, что он переживает и чувствует, как для него необходимо доносить информацию и на что сделать акцент.
Когда вторая категория родителей, на собственном опыте прошли все этапы обучения в школе глухих и слабослышащих. Они спокойно отдают своих детей в школу зная, что именно их там ждет.
На первый взгляд, может показаться, что родители с нарушением слуха более требовательны. Кажется, что они не замечают маленьких изменений и новых умений своего чада, но это не так. В лице родителей с нарушением слуха можно найти верного союзника, ведь они знают и видят с точки зрения своего опыта, какие проблемы есть у их ребенка и говорят об этом. В то время, как учитель считает их не значительными или в своей работе еще не дошел именно до этой проблемы. Важно наладит доверительные отношения, благодаря которым можно выстроить диалог с родителями, в котором стоит обсудить все возможные этапы и пути обучения их чад.
Таким образом, можно прийти к выводу, что общение строится не только с подачи учителя, но и благодаря вовлеченности родителей в процесс обучения.
Еще в этой статье я хотела бы осветить способы взаимодействия с родителя. На мой взгляд самым эффективным способом является – личное живое общение. Например, когда родитель забирает ребенка из школы и пересекается с учителем, но такой способ не всегда возможен. Ребенка забирают бабушки и дедушки, няни, иногда в это время у учителя просто стоит урок с другим учеником и нет возможности для общения. На первый план выходит связь по телефону или видео звонок, общение в чате. Данная форма связи удобная и эффективная.
В период пандемии уроки проводились онлайн. Родители могли присутствовать на уроке. Увидеть, как учитель взаимодействует с их детьми. Могли оказать помощь и даже получить домашнее задание для совместного выполнения.
Так же стоит отметить вид взаимодействия: учитель-дефектолог – родитель – классный руководитель. Ведь именно на плечи классного руководителя ложится первичный опыт взаимодействия с родителями обучающихся, именно он может повлиять на степень общения и вовлеченности родителей.
В завершении, хотела бы пожелать всем успехов и удачи на пути выстраивания отношений с родителями ваших учеников. Даже если что-то не получается, возникает конфликт с родителями или непонимание, помните, всегда можно «сесть за стол переговоров» и все решить. Понимание того, что и учителя, и родители желают ребенку только лучшего – являются залогом успеха.