Эссе на тему "Современный педагог дошкольной образовательной организации 21 века"
Эссе «Современный педагог дошкольной образовательной организации XXI века»
Порядочность, тактичность, справедливость, культура речи и, конечно же, любовь к детям — вот те основные качества, которые всегда отличали педагога
от представителей других профессий. Во все времена учитель являлся образцом для подражания, неким идеалом. Люди всегда шли к учителям за знаниями. Дети, желая узнать что-то новое, с интересом слушали рассказы педагога. Поэтому учителя, не смотря на все трудности, всегда гордились своей профессий, ощущали свою значимость в обществе, чувствовали себя нужными. Так было всегда…
но так ли это сейчас?
В наше время — время информационных технологий — учитель уже
не является единственным источником знаний. «Зачем ходить в школу и слушать учителя, если можно найти гораздо больше информации в интернете, не выходя
из дома?» - подобные высказывания я всё чаще слышу от современных школьников. Честно говоря, в школьные годы я тоже задалась этим вопросом, когда заметила, что речь учителя в точности совпадает с текстом учебника. «Прочитать книгу я могу и дома» - подумала я в тот момент. (К счастью, такими были не все учителя.) Именно тогда я сделала для себя вывод: учитель должен быть не только умным, но и интересным!
«Быть не только умным, но и интересным» - думаю, именно этим правилом должен руководствоваться современный педагог, чтобы привлечь к себе внимание детей.
Да, с каждым годом делать это всё труднее... детей сейчас сложно чем-то удивить. Большинство педагогов ругают за это интернет, всевозможные гаджеты
и социальные сети. Но ведь именно современные технологии могут прийти педагогу на помощь. ИКТ-компетентность — вот что должно отличать педагога 21 века. К сожалению, не все учителя грамотно используют новые технологии. И речь не о навыках владения ими, а именно о применении в образовательном процессе. Получив приказ «срочно внедрять», учителя начали бездумно применять технологии везде. «Технологии ради технологий» - серьёзная ошибка как педагогов, так и их руководителей. Только при правильном использовании ИКТ будут действительно эффективны. Но откуда учителю,
для которого главным «инструментом» всегда была книга, знать о всех тонкостях использования информационно-коммуникационных технологий? Отсюда вытекает следующее, не менее важное качество, которым должен обладать педагог 21 века — желание постоянного саморазвития.
За последние десятилетия наша жизнь сильно изменилась. Изменились и люди...новые ценности, новые взгляды, новые кумиры и музыкальные предпочтения...изменилось всё! Но не все смогли с этим смириться. Многие учителя обвиняют детей в том, что они «неправильные, не такие, как надо». Дети сейчас не то смотрят, не то слушают и не тем занимаются… «потерянное поколение» - ни раз слышала я от взрослых (в том числе и от педагогов) в адрес детей. Представьте, каково им это услышать? Да, они другие, но это не значит, что они плохие! Именно об этом должен помнить каждый педагог, должен не обвинять, а постараться понять. А чтобы понять — нужно самому идти в ногу со временем и познакомиться со всем тем, что интересует современных детей. Нужно, как говорится, «быть на одной волне» - и тогда учитель сможет завоевать доверие и уважение. Только постоянно развивая свои личностные и профессиональные качества учитель сможет «оставаться в цене».
Всем известная ситуация с пандемией доказала необходимость ещё одного очень важного качества для педагога — высокая адаптивность.
Мир стремительно меняется: новые технологии, новые требования и новые условия. Что бы ни происходило вокруг — педагог должен уметь быстро подстроиться под обстоятельства, найти такие способы, методы обучения, которые в новых условиях были бы максимально эффективны.
Особенностью педагогов дошкольного образования, на мой взгляд, является эмоциональность, так как эмоции взрослого человека гораздо важнее и понятнее для малышей, чем слова. Но педагог должен быть не просто эмоциональным,
а «эмоционально грамотным». Он должен уметь контролировать свои эмоции, должен знать как правильно отреагировать на действия детей. Ведь всего одно слово, сказанное взрослым, может отразиться на дальнейшей судьбе ребёнка.
С самого рождения у детей начинает формироваться такое важное качество личности, как самооценка. И именно от взрослых зависит какой она будет. Поэтому педагог просто обязан обладать эмоциональной компетентностью. Данное качество я считаю не просто важным, а необходимым. Именно этому, на мой взгляд, нужно уделять большое внимание при подготовке педагогов в образовательных учреждениях. (Мне кажется, это должно быть отдельной дисциплиной, по которой будущий педагог обязательно должен сдать экзамен!) Методику преподавания молодому педагогу освоить гораздо легче, чем развить
в себе эмоциональную грамотность. А ведь эмоциональное состояние детей гораздо важнее, чем их знания.
ИКТ-компетентность, желание постоянного саморазвития, высокая адаптивность, эмоциональная грамотность — вот те качества, которыми, на мой взгляд, должен обладать педагог 21 века!