Технологическая карта урока алгебры в 7 классе «Функция у = х2 и её график»

5
0
Материал опубликован 21 October 2019 в группе

Технологическая карта урока

Тема урока:

«Функция у = х 2 и ее график».

УМК «Алгебра 7»-2011г. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К. И., Суворова С. Б.

Цель:

Познакомить учащихся с функцией y=x2 , рассмотреть ее свойства, научить обучающихся «строить» и «читать» график квадратичной функции, показать применение свойств параболы в повседневной жизни

Основное содержание темы, термины и понятия

Функциональная зависимость, функция, аргумент, график функции, парабола

Планируемый результат

Предметные

Точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис­пользовать различные языки математики (словесный, симво­лический, графический).

УУД

Личностные

Познавательные: изучить свойства квадратичной функции; научить «строить» и «читать» график этой функции; показать прикладной характер изучаемого материала;


Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона формирование графической культуры.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: слушать партнёра; формулировать и отстаивать своё мнение.

Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений и рассуждений.

Формы работы

Фронтальная и индивидуальна

Формы контроля

Текущий

Домашнее задание

П.23. №485, №498 Творческое задание «Подготовить сообщение о применении свойств параболы в технических устройствах»

Ресурсы

Магниты, мел, доска меловая и интерактивная, учебник «Алгебра 7»-2011г. Авторы: Макарычев Ю.Н

Задание, выполняемое на данном этапе урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I этап. Организационный.

Инженер и математик,
Станет лишь тогда богат,
Если применить сумеет
Он систему координат. 
И. Кушнир, 
Л. Финкельштейн


Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Как вы думаете, почему именно эти слова стали девизом сегодняшнего урока?


Анализируют текст и предлагают свои ответы








-Продолжаем изучать координаты, координатную плоскость, функции и графики.

Встают, приветствуют учителя.

Доброжелательный настрой на активную работу на уроке.

Проверяют наличие необходимых принадлежностей к уроку.

II этап. Постановка познавательной задачи. Мотивация.

Дайте определение:

Функция

График функции


Рассмотрим, например, зависимость площади квадрата от его стороны.

-Что будет происходить с площадью квадрата, если мы будем изменять длину его стороны?

-Сторону квадрата увеличили в 3 раза.

-Как измениться  его площадь?

- А если сторону уменьшить в 4 раза, что произойдёт тогда?

-Какой формулой задаётся зависимость площади квадрата от его стороны?  

-Будет ли зависимость площади квадрата от его стороны являться функцией? Объясните ответ.


Что общего между следующими изображениями?

ФОНТАН, ДВИЖЕНИЕ СПУТНИКА,

КАМЕНЬ БРОШЕННЫЙ ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ, РАЗРЕЗАННЫЙ КОНУС,

ОПОРЫ МОСТА


Подведение к постановке целей и задач урока, формулировки темы урока.


Наша жизнь полна различными явлениями, процессами, событиями и во всем этом мы хотим увидеть какую-то закономерность, или представить информацию в удобном для

нас виде. Как

раз в этом нам

и помогают функции.


Умение анализировать, и обобщать.



Площадь квадрата


S = a2


Площадь круга

S=∏r2





Умение слушать, понимать точку зрения другого человека на происходящие события.










Следят за правильностью рассуждений одноклассников









.

III этап Определение темы урока и его целей

 Если в формуле S = aплощадь обозначить через y, а длину стороны через х, то рассмотренная нами функции задаётся формулой вида

 y = x2, которую называют квадратичной.  



Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите ее в тетрадях.


Итак, мы уже знаем, что функция или функциональная зависимость – это зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению одной переменной соответствует единственное значение другой переменной. Как известно, всякая функция описывает процессы движения и изменения, происходящие в окружающем нас мире.


Записывает тему урока на доске



Анализирует и сравнивает с предыдущим, опираясь на собственный жизненный опыт.
















Формулируют тему урока

«Функция у = х 2 и ее график»

Слушают собеседников в соответствии с поставленной задачей.












Отвечают на вопросы, дополняют ответы других.


Следят, и корректирую правильность выполнения задачи одноклассником.


IV этап. Усвоение новых знаний. 

Задание №1. Работу начнём с того, что составим таблицу соответственных значений x и y рассматриваемой нами функции.


Задание №2.Построим график функции.

лучае говорят, что кривая касается оси абсцисс.


Задание №3 Обсудим свойства функции y = x2.

Область определения функции D(f): любое число. Действительно, любое число х можно возвести во вторую степень.

-  Если х = 0,  то y = 0. График функции, следовательно, проходит через начало координат.

- Если х  0,  то y > 0. Действительно, квадрат любого числа, отличного от нуля, есть число положительное. Значит, все точки графика функции, кроме точки (0; 0), лежат выше оси х, т. е. в I и II координатных четвертях.

- Исходя из того, что функция принимает только неотрицательные значения, т. е. y  0, можно сделать вывод, что область значений функции E(f): все значения y  0, . т. е. неотрицательные.

- Противоположным значениям х соответствует одно и то же значение y. Это следует из того, что (- х)2 = х2 при любом х. Например, (-3)2 = 32 = 9. Таким образом, точки графика, имеющие противоположные абсциссы, симметричны относительно оси y. Говорят, график функции симметричен относительно оси y. Заметим, что такие функции называются чётными.

Геометрические свойства параболы.   

- Обладает симметрий. Осью симметрии является ось ординат.

- Ось разрезает параболу на две части, которые называют ветвями параболы.

- Точка (0; 0), в которой смыкаются ветви, называется вершиной параболы.

-Парабола касается оси абсцисс.



Организация самостоятельной деятельности учащихся.



Итак, мы построили кривую, которая является графиком функции y = x2. Ясно, что этот график неограниченно продолжается вверх, справа и слева от оси y. Обратите внимание, ребята, на вид графика вблизи начала координат. Для значений х, близких к нулю, график практически сливается с прямой Ох. В таком случае говорят, что кривая касается оси абсцисс.

 График функции 

y=x2 называют 

параболой. 

Откуда взялось это название и что оно означает?


Историческая справка.

Древнегреческий математик Аполлоний Пергский где – то за 200 лет до нашей эры разрезав конус, линию среза назвал параболой, что в переводе с греческого означает «приложение» или «притча», о чём математик и написал в восьмитомнике «Конические сечения». И долгое время параболой называли лишь линию среза конуса, пока не появилась квадратичная функция.


Формирование системного мышления.


Дети самостоятельно заполняют таблицу, можно использовать таблицу квадратов двузначных чисел

  x

- 3

- 2,5

- 2

- 1,5

- 1

- 0,5

  0

 0,5

  1

  1,5

  2

  2,5

  3

  y















По данным таблицы учащиеся строят график функции, учитель оказывает необходимую помощь «слабым» детям.


 Учащиеся формулируют свойства, а учитель, с помощью  детей, комментирует их  и делает необходимые дополнения


Планирование учебного сотрудничества с учителем и друг с другом.


Формирование причинно-следственных действий.



Сопоставление мотивационных изображений с графиком функции.


V этап. Физкультминутка

Если нравится тебе, то делай так (два щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (два хлопка в ладони).

Если нравится тебе, то делай так ( над головой)

Если нравится тебе, то делай так (два притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи ка: «Хорошо! »

Если нравится тебе, то и другим ты покажи. «Клево»

Если нравится тебе, то делай всё, очень очень хорошо!


Смена умственных действий физическими движениями.

Снятие напряжения и усталости

Речевое развитее, устранение барьеров стеснения.

Снижение уровня

конфликтности



VI этап. Применение полученных знаний в новой ситуации

Вспомните, как устанавливается принадлежность точки графику заданной функции?


Определим, принадлежит ли графику функции y=x2 точка:

а)P(-18; 324); б)R(-0,9;- 0,81);

в)S(17; 279).

.484

Организация письменной работы в рабочих тетрадях.

Работа по решению поставленных задач.

Инициативное сотрудничество с учителем


Передача своих мыслей формальным и естественным языком

VII этап. Контроль усвоения полученных знаний

487

Организация самостоятельной работы.

Умение концентрироваться на выполнение задания

Взаимоконтроль

Толерантное отношение к сверстникам

Сравнение полученных ответов с эталоном.

Выделение учащимися изученного материал и поиск путей устранения «пробелов» в знаниях.

VIII этап. Рефлексия

Обобщающие вопросы


Как называется функция y=x2?

Как называется график функции y= 2?

Как на координатной плоскости расположен график функции  y=x2?

Какова область определения функции 

y=x2?


Знания о функции

могут понадобиться

людям следующих профессий?



Выставление оценок за урок с пояснением.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение анализировать и делать выводы.

Умение слушать, выделять, называть и описывать существенные признаки числовых и буквенных выражений.

Грамотное построение высказываний, умение выслушивать собеседника и дополнять ответы

Осознание качества усвоения материала

t1571684840aa.jpg

IX этап. Домашнее задание.

П.23. №485, №498

Творческое задание «Подготовить сообщение о применении свойств параболы в технических устройства»

Дает пояснения к выполнению домашнего задания

Учащиеся записываю задание в дневники.

Концентрация внимания









Разработала технологическую карту урока по теме: «Функция у = х 2 и ее график» учитель математики ГКОУКО «Редькинская санаторная школа-интернат» Смирнова Ольга Александровна.


Презентация для урока в 7 классе по теме"Функция у = х^2"
PPTX / 1005.75 Кб



д.Редькино , 2019 год.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.