Технологическая карта урока алгебры в 7 классе «Функция у = х2 и её график»
Технологическая карта урока
Тема урока: | «Функция у = х 2 и ее график». УМК «Алгебра 7»-2011г. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: | Познакомить учащихся с функцией y=x2 , рассмотреть ее свойства, научить обучающихся «строить» и «читать» график квадратичной функции, показать применение свойств параболы в повседневной жизни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Функциональная зависимость, функция, аргумент, график функции, парабола | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат | Предметные Точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический). | УУД | Личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные: изучить свойства квадратичной функции; научить «строить» и «читать» график этой функции; показать прикладной характер изучаемого материала; Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона формирование графической культуры. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: слушать партнёра; формулировать и отстаивать своё мнение. | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений и рассуждений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы | Фронтальная и индивидуальна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы контроля | Текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | П.23. №485, №498 Творческое задание «Подготовить сообщение о применении свойств параболы в технических устройствах» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы | Магниты, мел, доска меловая и интерактивная, учебник «Алгебра 7»-2011г. Авторы: Макарычев Ю.Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание, выполняемое на данном этапе урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания базового уровня | Задания повышенного уровня | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Организационный. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инженер и математик, | | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Как вы думаете, почему именно эти слова стали девизом сегодняшнего урока? | Анализируют текст и предлагают свои ответы -Продолжаем изучать координаты, координатную плоскость, функции и графики. | Встают, приветствуют учителя. Доброжелательный настрой на активную работу на уроке. | Проверяют наличие необходимых принадлежностей к уроку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Постановка познавательной задачи. Мотивация. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дайте определение: Функция График функции Рассмотрим, например, зависимость площади квадрата от его стороны. -Что будет происходить с площадью квадрата, если мы будем изменять длину его стороны? -Сторону квадрата увеличили в 3 раза. -Как измениться его площадь? - А если сторону уменьшить в 4 раза, что произойдёт тогда? -Какой формулой задаётся зависимость площади квадрата от его стороны? -Будет ли зависимость площади квадрата от его стороны являться функцией? Объясните ответ. | Что общего между следующими изображениями? ФОНТАН, ДВИЖЕНИЕ СПУТНИКА, КАМЕНЬ БРОШЕННЫЙ ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ, РАЗРЕЗАННЫЙ КОНУС, ОПОРЫ МОСТА | Подведение к постановке целей и задач урока, формулировки темы урока. Наша жизнь полна различными явлениями, процессами, событиями и во всем этом мы хотим увидеть какую-то закономерность, или представить информацию в удобном для нас виде. Как раз в этом нам и помогают функции. | Умение анализировать, и обобщать. Площадь квадрата S = a2 Площадь круга S=∏r2 | Умение слушать, понимать точку зрения другого человека на происходящие события. | Следят за правильностью рассуждений одноклассников . | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап Определение темы урока и его целей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если в формуле S = a2 площадь обозначить через y, а длину стороны через х, то рассмотренная нами функции задаётся формулой вида y = x2, которую называют квадратичной. | | Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите ее в тетрадях. Итак, мы уже знаем, что функция или функциональная зависимость – это зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению одной переменной соответствует единственное значение другой переменной. Как известно, всякая функция описывает процессы движения и изменения, происходящие в окружающем нас мире. Записывает тему урока на доске | Анализирует и сравнивает с предыдущим, опираясь на собственный жизненный опыт. Формулируют тему урока «Функция у = х 2 и ее график» | Слушают собеседников в соответствии с поставленной задачей. Отвечают на вопросы, дополняют ответы других. | Следят, и корректирую правильность выполнения задачи одноклассником. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV этап. Усвоение новых знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание №1. Работу начнём с того, что составим таблицу соответственных значений x и y рассматриваемой нами функции. Задание №2.Построим график функции. лучае говорят, что кривая касается оси абсцисс. Задание №3 Обсудим свойства функции y = x2. Область определения функции D(f): любое число. Действительно, любое число х можно возвести во вторую степень. - Если х = 0, то y = 0. График функции, следовательно, проходит через начало координат. - Если х ≠ 0, то y > 0. Действительно, квадрат любого числа, отличного от нуля, есть число положительное. Значит, все точки графика функции, кроме точки (0; 0), лежат выше оси х, т. е. в I и II координатных четвертях. - Исходя из того, что функция принимает только неотрицательные значения, т. е. y ≥ 0, можно сделать вывод, что область значений функции E(f): все значения y ≥ 0, . т. е. неотрицательные. - Противоположным значениям х соответствует одно и то же значение y. Это следует из того, что (- х)2 = х2 при любом х. Например, (-3)2 = 32 = 9. Таким образом, точки графика, имеющие противоположные абсциссы, симметричны относительно оси y. Говорят, график функции симметричен относительно оси y. Заметим, что такие функции называются чётными. Геометрические свойства параболы. - Обладает симметрий. Осью симметрии является ось ординат. - Ось разрезает параболу на две части, которые называют ветвями параболы. - Точка (0; 0), в которой смыкаются ветви, называется вершиной параболы. -Парабола касается оси абсцисс. | Организация самостоятельной деятельности учащихся. Итак, мы построили кривую, которая является графиком функции y = x2. Ясно, что этот график неограниченно продолжается вверх, справа и слева от оси y. Обратите внимание, ребята, на вид графика вблизи начала координат. Для значений х, близких к нулю, график практически сливается с прямой Ох. В таком случае говорят, что кривая касается оси абсцисс. График функции y=x2 называют параболой. Откуда взялось это название и что оно означает? Историческая справка. Древнегреческий математик Аполлоний Пергский где – то за 200 лет до нашей эры разрезав конус, линию среза назвал параболой, что в переводе с греческого означает «приложение» или «притча», о чём математик и написал в восьмитомнике «Конические сечения». И долгое время параболой называли лишь линию среза конуса, пока не появилась квадратичная функция. | Формирование системного мышления. Дети самостоятельно заполняют таблицу, можно использовать таблицу квадратов двузначных чисел
По данным таблицы учащиеся строят график функции, учитель оказывает необходимую помощь «слабым» детям. Учащиеся формулируют свойства, а учитель, с помощью детей, комментирует их и делает необходимые дополнения | Планирование учебного сотрудничества с учителем и друг с другом. | Формирование причинно-следственных действий. Сопоставление мотивационных изображений с графиком функции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V этап. Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если нравится тебе, то делай так (два щелчка пальцами над головой). Если нравится тебе, то делай так (два хлопка в ладони). Если нравится тебе, то делай так ( над головой) Если нравится тебе, то делай так (два притопа ногами). Если нравится тебе, то ты скажи ка: «Хорошо! » Если нравится тебе, то и другим ты покажи. «Клево» Если нравится тебе, то делай всё, очень очень хорошо! | | Смена умственных действий физическими движениями. | Снятие напряжения и усталости | Речевое развитее, устранение барьеров стеснения. | Снижение уровня конфликтности | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||
VI этап. Применение полученных знаний в новой ситуации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомните, как устанавливается принадлежность точки графику заданной функции? Определим, принадлежит ли графику функции y=x2 точка: а)P(-18; 324); б)R(-0,9;- 0,81); в)S(17; 279). | №.484 | Организация письменной работы в рабочих тетрадях. | Работа по решению поставленных задач. | Инициативное сотрудничество с учителем | Передача своих мыслей формальным и естественным языком | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII этап. Контроль усвоения полученных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 487 | Организация самостоятельной работы. | Умение концентрироваться на выполнение задания | Взаимоконтроль Толерантное отношение к сверстникам | Сравнение полученных ответов с эталоном. Выделение учащимися изученного материал и поиск путей устранения «пробелов» в знаниях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII этап. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщающие вопросы Как называется функция y=x2? Как называется график функции y= 2? Как на координатной плоскости расположен график функции y=x2? Какова область определения функции y=x2? | Знания о функции могут понадобиться людям следующих профессий? | Выставление оценок за урок с пояснением. | Отвечают на вопросы учителя. Умение анализировать и делать выводы. | Умение слушать, выделять, называть и описывать существенные признаки числовых и буквенных выражений. Грамотное построение высказываний, умение выслушивать собеседника и дополнять ответы | Осознание качества усвоения материала
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX этап. Домашнее задание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П.23. №485, №498 | Творческое задание «Подготовить сообщение о применении свойств параболы в технических устройства» | Дает пояснения к выполнению домашнего задания | Учащиеся записываю задание в дневники. | Концентрация внимания | | | | |
Разработала технологическую карту урока по теме: «Функция у = х 2 и ее график» учитель математики ГКОУКО «Редькинская санаторная школа-интернат» Смирнова Ольга Александровна.
Презентация для урока в 7 классе по теме"Функция у = х^2"
PPTX / 1005.75 Кб
д.Редькино , 2019 год.