Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка младшего школьного возраста с ЗРР
Пояснительная записка к презентации
Индивидуальный образовательный маршрут
PDF / 222.38 Кб
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР – детский сад «Лучик»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом заведующий
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Лучик» МБДОУ «ЦРР – детский сад «Лучик»
протокол № ______ приказ № _____________
от «____» ________201___года от «____» ________201___года
______________ Е.А. Щекочихина ________ Е.А. Щекочихина
СОГЛАСОВАНО
педагог-психолог
Петрова Ю.М. ____________
педагог-дефектолог
Кретинина В.Р. __________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗРР
Семен С.
возраст 2г., 6м.
2018 – 2019 учебный год
ПОДГОТОВИЛА:
воспитатель группы «Кроха»
Мастина О.В.
Структура индивидуального образовательного маршрута
№ |
Раздел |
стр |
1 |
Пояснительная записка |
2 |
2 |
Оценка уровня имеющихся проблем |
3 |
3 |
Цель и задачи ИОМ |
4 |
4 |
Цель и задачи взаимодействия с семьей |
5 |
5 |
Ожидаемые результаты |
5 |
6 |
Краткая характеристика воспитанника |
6 |
7 |
Выбор оптимальных путей, средств, методов, которые будут способствовать достижения поставленной цели |
7 |
8 |
Календарно-тематический план деятельности |
8 |
9 |
План взаимодействия с родителями |
13 |
10 |
Информационные ресурсы |
14 |
|
Приложение 1. Диагностический инструментарий |
|
|
Приложение 2. Материалы для консультационной работы с родителями |
|
|
Приложение 3. Презентация «Игра –дело серьезное» |
|
Пояснительная записка
Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального периода педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития, закладывается фундамент будущей личности.
Раннее детство имеет свою специфику. В этом возрасте наблюдаются:
- тесная взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития;
- повышенная эмоциональность;
- чрезвычайно быстрый темп развития;
- неустойчивость и незавершенность приобретенных знаний и умений.
Вместе с тем ранний возраст имеет огромные потенциальные возможности, что дает основание для поиска рациональных методов воспитания, направленных на стимулирование деятельного творческого познания ребенком окружающей действительности и преодоления имеющихся затруднений, ведь возможности, упущенные в раннем детстве, сложно компенсировать в более старшем возрасте.
В раннем дошкольном возрасте наиболее распространенная проблема – задержка речевого развития, выраженная в значительном отставании от возрастной нормы. И встречается она все чаще. В связи с этим возникает необходимость отбора форм, средств и методов стимулирования речевого развития. Такой формой может быть индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ). В современной педагогике под этим понимается определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика, воспитанника.
При составлении ИОМ необходимо соблюдать следующие условия:
-объективная оценка уровня имеющихся проблем;
-выделение целей и задач педагогической деятельности на определенный период и соотнесение их с Основной образовательной программой дошкольной организации, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка и направлениями образовательного процесса в ДОО;
- четкое представление результатов деятельности.
ИОМ, являясь прежде всего индивидуальной формой, интегрируется в образовательный процесс по трем основным блокам, объединяющим различные формы работы:
1. Организация совместной деятельности взрослого и детей:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности;
- организованная образовательная деятельность;
- организация режимных моментов.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Взаимодействие с семьей.
Оценка уровня имеющихся проблем
Согласно ФГОС ДО оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики (п.3.2.3.). Она необходима для анализа затруднений и последующей разработки ИОМ, а также для определения дальнейших перспектив. Анализ методической литературы по данной теме и мой личный опыт работы с детьми раннего и младшего возраста позволили мне остановить свой выбор на методических рекомендациях Ксении Печоры (Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. - М.: ТЦ Сфера., 2016).
Взаимодействуя с педагогом-психологом ДОУ, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями, наблюдение за ребенком в группе в ситуации максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша, а также пользуясь диагностическим инструментарием, мы определяем уровень нервно-психического развития по основным эпикризным срокам каждого воспитанника (приложение 1).
Мониторинг позволяет работать с опорой на личностные показатели каждого ребенка. а выявление специфики развития дает возможность:
- выявить проблемные зоны и наметить меры по их преодолению, учитывая не только действующую программу, но и реальный уровень развития ребенка;
- наметить общие подходы в решении проблемных вопросов педагогам группы и специалистам (педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед);
- обозначить тематику индивидуальной работы и выбрать пути, средства и методы, которые будут способствовать преодолению отставания.
- дать необходимые рекомендации родителям наших воспитанников;
- структурировать подобранный материал в виде ИОМ.
Цель и задачи ИОМ
Планирование и реализация ИОМ строится по следующему принципу:
- использование и интеграция различных видов детской деятельности при планировании и проведении индивидуальных занятий;
- расположение материала от простого к сложному;
- осуществление обучения в удобном для ребенка темпе, на доступном для него уровне требований и заданий, адекватных его уровню развития.
Цель: создание условий для преодоления отставания в речевом развитии
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Задачи:
- обеспечить ребенку эмоциональное благополучие и психологический комфорт;
- организовать конструктивное взаимодействие с воспитанником, способствующее преодолению отставания в речевом развитии;
- развивать общую и мелкую моторику;
- обеспечить открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьей воспитанника, взаимодействовать с родителями детей с целью создания единого образовательного пространства «ДОУ – семья».
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду и сделать ее важным средством воспитания и образования детей младшего дошкольного возраста.
Цель и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями)
Взаимодействие детского сада и семьи – неотъемлемая часть образовательного процесса, так как именно родители (законные представители) являются первыми педагогами ребенка, и для создания гармоничного преемственного развития и воспитания необходимо организовать продуктивное взаимодействие ДОО и семьи.
Цель взаимодействия с семьёй воспитанника – создание условий для активного участия родителей в образовательном процессе, оказание им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение ребенка.
Задачи взаимодействия с семьей:
- повышать педагогическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с ребенком в формах, адекватных его возрасту, не травмирующим приемам управления поведением;
- помочь понять ценность периода раннего детства для дальнейшего развития ребенка;
- убеждать родителей в необходимости установить единые требования в ДО и дома;
- учить родителей разнообразным формам организации досуга с в семье; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня развития речи, игровой, познавательной, двигательной активности воспитанника;
- создание условий для участия родителей в работе, проводимой в ДОУ;
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в сфере речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Краткая характеристика воспитанника группы №3 «Кроха» Семена С.
Возраст на 10.09.2019 2г. 6м. В медицинской карте заключение невролога: ЗРР, что подтвердили педагог-психолог и дефектолог ДОО.
Семен С. поступил в ДОО в апреле 2018 и был зачислен в группу кратковременного пребывания (ежедневное двухчасовое пребывание). 01.06.2018 переведен на полный день посещения. Адаптацию к ДОУ можно оценить как средней степени тяжести.
Ребенок активный, подвижный. Эмоционально отзывается на музыку: танцует по показу, соотносит слово и действие, которое оно обозначает без показа (знакомый музыкальный материал). С интересом наблюдает за рисованием и лепкой, но не предпринимает самостоятельных действий. Любит книги, с интересом рассматривает иллюстрации, слушает сказки не отвлекаясь. Знает основные цвета и формы. С большим интересом собирает пазлы и разрезные картинки. Навыки самообслуживания не развиты. Понимание обращенной к нему речи высокое –выполняет поручения-инструкции из 2-3 действий (например: Возьми куклу на полке в спальне, принеси сюда и отдай Даше). В общении со сверстниками испытывает сложности, в общие игры не включается. Общается с помощью мимики и жестов. В активном словаре не более 10 лепетных слов (ма, па, ки…), то есть отставание от возрастной нормы составляет 5 эпикризных сроков.
Медицинский и социальный анамнез: беременность и роды без серьезных осложнений. Семья благополучная и морально и финансово. Родители старше 30лет. Ребенок единственный и долгожданный, воспитанием которого занимаются мама, папа, две бабушки и дедушка.
Наблюдение за характером детско-родительских отношений позволяет предположить, что возможная причина задержки речевого развития –воспитание ребенка по типу гиперопеки.
Выбор оптимальных путей, средств, методов, которые будут способствовать достижения поставленной цели
Таким образом, обобщив наблюдения за ребенком, проанализировав карты нервно-психического развития и проконсультировавшись с специалистами были выбраны следующие виды деятельности: развитие мелкой моторики, развитие слухового восприятия, взаимодействие с семьей воспитанника.
1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василевой. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка- Синтез, 2016.
2. Даташеидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста. -М.: Линка-Пресс, 2004
3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Психокоррекционная помощь детям раннего возраста с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие./Авторы-составители: Т.Б. Кротова и др. – Тамбов: ТОИПКО, 2009
1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. - М.: ТЦ Сфера., 2016
6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозайка – Синтез,2007.
https://www.maam.ru/detskijsad/razrabotka-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta.html
Диагностический инструментарий
DOCX / 33.49 Кб
таблица к диагностическому инструментарию
DOCX / 12.65 Кб
Консультация "Речевое развитие вашего малыша"
DOCX / 19.55 Кб
Консультация "В игре развиваемся и растем"
DOCX / 19.13 Кб
"Психологические особенности раннего возраста"
DOCX / 16.79 Кб
Материал для беседы "Полезные игры"
DOCX / 15.71 Кб
Пальчиковые игры для малышей
DOCX / 26.59 Кб
Садварий Жанна Владиславовна
Грибанова Наиля Гадельжановна
Воропаева Лилия Алексеевна
Татьяна Николаевна Гудкова
Мастина Ольга Валерьевна