Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка младшего школьного возраста с ЗРР

25
5
Материал опубликован 4 August 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации


Индивидуальный образовательный маршрут
PDF / 222.38 Кб

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР – детский сад «Лучик»

 

ПРИНЯТО                                                                    УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом                                             заведующий

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Лучик»                      МБДОУ «ЦРР – детский сад «Лучик»                          

протокол № ______                                                     приказ № _____________

от «____» ________201___года                                  от «____» ________201___года

______________ Е.А. Щекочихина                            ________ Е.А. Щекочихина

 

 

                                                                                      СОГЛАСОВАНО

                                                                                      педагог-психолог

                                                                                      Петрова Ю.М. ____________

                                                  

                                                                                      педагог-дефектолог

                                                                                      Кретинина В.Р. __________

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗРР

 

Семен С.

возраст 2г., 6м.

2018 – 2019 учебный год

 

 

 

                                                                   ПОДГОТОВИЛА:            

  воспитатель группы «Кроха»

Мастина О.В.

Структура индивидуального образовательного маршрута


Раздел

стр

 1

Пояснительная записка

2

 2

Оценка уровня имеющихся проблем

3

 3

Цель и задачи ИОМ

4

 4

Цель и задачи взаимодействия с семьей

 5

 5

Ожидаемые результаты

5

 6

Краткая характеристика воспитанника

6

 7

Выбор оптимальных путей, средств, методов, которые будут способствовать достижения поставленной цели

7

 8

Календарно-тематический план деятельности

8

 9

План взаимодействия с родителями

13

 10

Информационные ресурсы

14

 

Приложение 1. Диагностический инструментарий

 

 

Приложение 2. Материалы для консультационной работы с родителями

 

 

Приложение 3. Презентация «Игра –дело серьезное»

 

 

 

Пояснительная записка

   Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального периода педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития, закладывается фундамент будущей личности.

   Раннее детство имеет свою специфику. В этом возрасте наблюдаются:

- тесная взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития;

- повышенная эмоциональность;

- чрезвычайно быстрый темп развития;

- неустойчивость и незавершенность приобретенных знаний и умений.

    Вместе с тем ранний возраст имеет огромные потенциальные возможности, что дает основание для поиска рациональных методов воспитания, направленных на стимулирование деятельного творческого познания ребенком окружающей действительности и преодоления имеющихся затруднений, ведь возможности, упущенные в раннем детстве, сложно компенсировать в более старшем возрасте.

   В раннем дошкольном возрасте наиболее распространенная проблема – задержка речевого развития, выраженная в значительном отставании от возрастной нормы. И встречается она все чаще. В связи с этим возникает необходимость отбора форм, средств и методов стимулирования речевого развития. Такой формой может быть индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ). В современной педагогике под этим понимается определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика, воспитанника.

   При составлении ИОМ необходимо соблюдать следующие условия:

-объективная оценка уровня имеющихся проблем;

-выделение целей и задач педагогической деятельности на определенный период и соотнесение их с Основной образовательной программой дошкольной организации, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка и направлениями образовательного процесса в ДОО;

- четкое представление результатов деятельности.

ИОМ, являясь прежде всего индивидуальной формой, интегрируется в образовательный процесс по трем основным блокам, объединяющим различные формы работы:

1.     Организация совместной деятельности взрослого и детей:

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности;

- организованная образовательная деятельность;

- организация режимных моментов.

2.     Самостоятельная деятельность детей.

3.     Взаимодействие с семьей.

Оценка уровня имеющихся проблем

   Согласно ФГОС ДО оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики (п.3.2.3.). Она необходима для анализа затруднений и последующей разработки ИОМ, а также для определения дальнейших перспектив. Анализ методической литературы по данной теме и мой личный опыт работы с детьми раннего и младшего возраста позволили мне остановить свой выбор на методических рекомендациях Ксении Печоры (Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. - М.: ТЦ Сфера., 2016).

   Взаимодействуя с педагогом-психологом ДОУ, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями, наблюдение за ребенком в группе в ситуации максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша, а также пользуясь диагностическим инструментарием, мы определяем уровень нервно-психического развития по основным эпикризным срокам каждого воспитанника (приложение 1).

  Мониторинг позволяет работать с опорой на личностные показатели каждого ребенка. а выявление специфики развития дает возможность:

- выявить проблемные зоны и наметить меры по их преодолению, учитывая не только действующую программу, но и реальный уровень развития ребенка;

- наметить общие подходы в решении проблемных вопросов педагогам группы и специалистам (педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед);

- обозначить тематику индивидуальной работы и выбрать пути, средства и методы, которые будут способствовать преодолению отставания.

- дать необходимые рекомендации родителям наших воспитанников;

- структурировать подобранный материал в виде ИОМ.

 Цель и задачи ИОМ

  Планирование и реализация ИОМ строится по следующему принципу:

- использование и интеграция различных видов детской деятельности при планировании и проведении индивидуальных занятий;

- расположение материала от простого к сложному;

- осуществление обучения в удобном для ребенка темпе, на доступном для него уровне требований и заданий, адекватных его уровню развития.

Цель: создание условий для преодоления отставания в речевом развитии

в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Задачи:

- обеспечить ребенку эмоциональное благополучие и психологический комфорт;

- организовать конструктивное взаимодействие с воспитанником, способствующее преодолению отставания в речевом развитии;

- развивать общую и мелкую моторику;

- обеспечить открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьей воспитанника, взаимодействовать с родителями детей с целью создания единого образовательного пространства «ДОУ – семья».

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду и сделать ее важным средством воспитания и образования детей младшего дошкольного возраста. 

 Цель и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями)

  Взаимодействие детского сада и семьи – неотъемлемая часть образовательного процесса, так как именно родители (законные представители) являются первыми педагогами ребенка, и для создания гармоничного преемственного развития и воспитания необходимо организовать продуктивное взаимодействие ДОО и семьи.

 

Цель взаимодействия с семьёй воспитанника – создание условий для активного участия родителей в образовательном процессе, оказание им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение ребенка.

 

Задачи взаимодействия с семьей:

- повышать педагогическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с ребенком в формах, адекватных его возрасту, не травмирующим приемам управления поведением;

- помочь понять ценность периода раннего детства для дальнейшего развития ребенка;

- убеждать родителей в необходимости установить единые требования в ДО и дома;

- учить родителей разнообразным формам организации досуга с в семье; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями.

 Ожидаемые результаты:

- повышение уровня развития речи, игровой, познавательной, двигательной активности воспитанника;

- создание условий для участия родителей в работе, проводимой в ДОУ;

- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в сфере речевого развития детей младшего дошкольного возраста

 Краткая характеристика воспитанника группы №3 «Кроха» Семена С.

Возраст на 10.09.2019 2г. 6м. В медицинской карте заключение невролога: ЗРР, что подтвердили педагог-психолог и дефектолог ДОО.

Семен С. поступил в ДОО в апреле 2018 и был зачислен в группу кратковременного пребывания (ежедневное двухчасовое пребывание).  01.06.2018 переведен на полный день посещения.  Адаптацию к ДОУ можно оценить как средней степени тяжести.

Ребенок активный, подвижный. Эмоционально отзывается на музыку: танцует по показу, соотносит слово и действие, которое оно обозначает без показа (знакомый музыкальный материал). С интересом наблюдает за рисованием и лепкой, но не предпринимает самостоятельных действий. Любит книги, с интересом рассматривает иллюстрации, слушает сказки не отвлекаясь. Знает основные цвета и формы. С большим интересом собирает пазлы и разрезные картинки. Навыки самообслуживания не развиты. Понимание обращенной к нему речи высокое –выполняет поручения-инструкции из 2-3 действий (например: Возьми куклу на полке в спальне, принеси сюда и отдай Даше). В общении со сверстниками испытывает сложности, в общие игры не включается.  Общается с помощью мимики и жестов. В активном словаре не более 10 лепетных слов (ма, па, ки…), то есть отставание от возрастной нормы составляет 5 эпикризных сроков.

Медицинский и социальный анамнез: беременность и роды без серьезных осложнений. Семья благополучная и морально и финансово. Родители старше 30лет. Ребенок единственный и долгожданный, воспитанием которого занимаются мама, папа, две бабушки и дедушка.

Наблюдение за характером детско-родительских отношений позволяет предположить, что возможная причина задержки речевого развития –воспитание ребенка по типу гиперопеки.

 

Выбор оптимальных путей, средств, методов, которые будут способствовать достижения поставленной цели

Таким образом, обобщив наблюдения за ребенком, проанализировав карты нервно-психического развития и проконсультировавшись с специалистами были выбраны следующие виды деятельности: развитие мелкой моторики, развитие слухового восприятия, взаимодействие с семьей воспитанника.

Информационные ресурсы: 

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василевой. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка- Синтез, 2016.

2. Даташеидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста. -М.: Линка-Пресс, 2004

3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.:  ТЦ Сфера, 2005.

 4. Психокоррекционная помощь детям раннего возраста с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие./Авторы-составители: Т.Б. Кротова и др. – Тамбов: ТОИПКО, 2009

 1.     Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. - М.: ТЦ Сфера., 2016

 6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозайка – Синтез,2007.

 https://www.maam.ru/detskijsad/razrabotka-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta.html

 https://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-podhody-korekcionoi-raboty-s-detmi-s-zaderzhkoi-rechevogo-razvitija.html

Приложение1
Диагностический инструментарий
DOCX / 33.49 Кб

таблица к диагностическому инструментарию
DOCX / 12.65 Кб

Приложение 2

Приложение 3

Предварительный просмотр презентации

«игра- дело серьезное» презентация для родителей группы детей от 1до2лет№3 «Кроха» Подготовили: воспитатели «ЦРР-детский сад «Лучик» Мастина О.В. Покидова Ю.С.

Современные критерии оценки детских игр и игрушек В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат педагогически ценные качества игрушек. Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития ребенка.

Все виды игрушек: дидактические (конусные башенки, «вкладыши», разнообразные игрушки на стержнях, на винтах и т. д.), образные (куклы, фигурки, изображающие людей и животных, элементы природы), театрализованные (представляющие персонажей сказок), музыкальные, технические (транспортные, строительные и др.), конструктивные (сборные, сборно-разборные) игрушки и собственно конструкторы (тематические и универсальные), игрушки-орудия (лопатки, формочки и т. д.), игрушки-самоделки, спортивно-моторные игрушки (обручи, мячи и т.д), игрушки-забавы, настольно-печатные и настольные игры, — должны отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим, техническим требованиям, а также возрастным особенностям детей.

Для всестороннего развития ребенка надо приобретать игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей. Чтобы игры детей дома были интересны, стремитесь приобретать игрушки в соответствии с возрастом вашего ребенка.

Не следует иметь специальные игрушки только для мальчиков или только для девочек. Куклам, мишкам следует подобрать для хранения определенное место отдельно от других игрушек, чтобы они были размещены в естественной положении (сидя, стоя).

Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней играть, подскажите, что каждую игрушку можно использовать в разных играх, поиграйте вместе с ребенком. Приглашайте по возможности сверстников для совместных игр.

От взрослых зависит, как ребенок будет относиться к игрушкам: любить их, обращаться как со своими друзьями или наоборот, равнодушно. Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек выделите ребенку удобную полку или ящик с отделениями, ящик на колесиках.

Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь место свое место.

Книги, карандаши, пластилин не игрушки. Это учебные пособия, которые надо хранить отдельно.

Если игрушек много, их надо периодически менять. Неупотребляемые игрушки временно хранятся отдельно.

С двух лет приучайте малыша с вашей помощью наводить в игровом хозяйстве.

чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал; чтобы он не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца; чтобы в каждой игрушке он видел определенную ценность, хранил ее; поддерживал порядок в игровом уголке; чтобы в игре комбинировались все типы игрушек. Самое главное в детской игре : Помните, что приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от их педагогической целесообразности. Соблюдайте чувство меры – обилие игрушек не улучшает детские игры.

Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребенка (подержать, принести). Это воспитывает бережливое отношение к вещам, любовь и уважение к родителям.

Совместные игры взрослых с ребенком не только обогащают игровой опыт детей, но и повышает их эмоциональные проявления; взрослым общение с ребенком в игре помогает лучше понять его потребности, интересы, умения, черты характера.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Наконец я увидела, как должен выглядеть, грамотно составленный, индивидуальный образовательный маршрут.

9 August 2019

Спасибо за работу!!

18 August 2019

Да, замечательно сделано.

26 August 2019

Актуальный материал. Думаю многим педагогам пригодится в работе.

18 September 2019

Спасибо. Я надеюсь!

19 September 2019

Похожие публикации