Изучение исторической прозы на уроках родной (осетинской) литературы в старших классах
Учитель родного (осетинского) языка и литературы
Кадиева Л.В.
Изучение исторической прозы на уроках родной (осетинской) литературы
в старших классах.
В современных условиях именно национальная школа признана решать задачи обеспечения дальнейшего развития родной культуры, формирования высокой гражданственности и сознания обучающихся. Основным методом проведения уроков родной (осетинской) литературы является беседа. Такая форма работы со старшеклассниками позволит вынести на обсуждение наиболее актуальные вопросы, связанные с изучением исторической прозы.
Беседа может проводиться в разных формах: по заранее подготовленным вопросам учителя (если произведение уже прочитано учащимися), по сообщениям заранее подготовленных учащихся. Это может быть чтение и комментирование ключевых эпизодов с постановкой проблемных вопросов, но при этом вся беседа должна быть подчинена главной цели - вычленению нравственных проблем и решению их средствами художественной прозы.
Планируя уроки родной (осетинской) литературы, необходимо помнить еще об одном важном принципе - принципе взаимосвязанного обучения русской литературы и родной литературы, предполагающем вычленение общих нравственных проблем, вопросов художественного мастерства русских и осетинских писателей.
Итак, историческая проза дает огромное поле деятельности учителю родной (осетинской) литературы в плане нравственно-эстетического воздействия на учащихся. Бесспорен и колоссальный воспитательный потенциал исторического романа, формирующего духовную личность, осознавшую свои национальные корни. Именно в этом и состоит великая сила искусства слова: юный читатель силой искусства присоединяется к чужой судьбе, начинает чувствовать и осознавать мир вокруг себя и непосредственно его касающуюся жизнь.
Роман В. Яна «Чингиз-хан» поможет существенно расширить знания учащихся о нашествии монголов на Русь и Кавказ. Из курса истории школьники вынесли весьма скудное представление об истинных событиях многовековой давности, и, очевидно, вовсе не знают, как отчаянно сопротивлялись их предки-аланы, победить которых мощному, хорошо обученному войску завоевателей помогли хитрость и предательство: хитрость монголов и предательство
половцев.
Личность великого человека в центре любого исторического произведения, она всегда интересна читателю, а особенно, если эта личность - женщина, царица.
В романе «Тамара и Давид» А. Воиновой учащихся заинтересует личность грузинской царицы Тамары, мудрой покровительницы, и ее мужа, осетинского царевича Давида Сослана, дальновидного, умного политика и полководца. В этом историческом романе отображена значительная эпоха истории Грузии - рубеж 12 - 1 3 столетий. Именно в годы правления Тамары и Давида древняя Иверия достигла наибольшего расцвета своей государственной и культурной ж101ш. Для грузинского народа царица Тамара - символ славы и могущества Грузии и одновременно высокий нравственный идеал человека, женщины и правителя.
Роман В. Цаголова «Послы гор» посвящен важной на сегодняшний день проблеме - объединению вокруг России малых государств. Актуальность этой темы очевидна на фоне событий, происходящих на Северном Кавказе.
Как известно из истории, судьба малых государств всегда зависела от того, какое большое государство обратит на них свой взор. Народ Северной Осетии - Алании всегда открыто демонстрировал свою симпатию и поддержку политики России. Тот факт, что народ Осетии, два века назад самостоятельно решил связать свою судьбу с судьбой России, нашел отражение в романе В. Цаголова.
Учащиеся, познания которых исчерпываются обычно двумя-тремя строками о том, что более 200 лет назад Осетия добровольно присоединилась к России, смогут существенно расширить свои познания, прочитав роман «Послы гор», повествующий о кропотливой работе первых осетинских послов.
С помощью учителя, дающего полную картину жизни осетинского народа (исторический экскурс), подробный анализ ключевых, опорных сцен романа, у старшеклассников сложится верное понимание политики, четко и последовательно проводимой их предками, видящими будущее лишь в составе могучего российского государства.
Таким образом, события более чем двухсотлетней давности о многом заставят задуматься современного школьника: о судьбе родного народа, его истории, о чести и долге перед отечеством и перед потомками и т.д.
Заключающей в цикле уроков родной (осетинской) литературы, посвященных изучению исторической прозы, является предлагаемая обзорная лекция учителя обобщающего характера, посвященная объединению вокруг России: «Историческая художественная проза об образовании многонациональной России».
История России - явление непревзойденное, целостное и своеобразное, постигаемое путем исследования и изучения трудов историков, филологов, искусствоведов, порой неоднозначно трактующих вхождение малых государств в состав Государства Российского.
Вопрос объединения вокруг России необычайно сложен, он требует от учителя родной литературы большой эрудиции и знания истории, поскольку искажение исторических фактов может вызвать у учащихся негативное отношение к истории и культуре другого народа.
Учитель родной (осетинской) литературы должен стремиться пропагандировать те
важные исторические моменты, которые отражают интересы всех народов России и служат делу взаимопонимания и дружбы между ними.
Проблемный характер лекции учителя активизирует процесс познания, а использование широких возможностей межпредметных связей сыграет позитивную роль в углублении и упрочении знаний учащихся.