Публикация «Как замотивировать учеников на уроках биологии?»

26
8
Материал опубликован 5 January 2023 в группе

Автор: учитель биологии Фалина Ирина Валериевна,

МБОУ "Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова"

г.о. Самара.

Ключевые слова: мотивация, виды мотивов, приемы и методы мотивации, алгоритм формирования познавательной мотивации.

«Все наши замыслы превращаются
в прах, если нет у ученика желания учиться».
Сухомлинский В.А.

Одна из актуальных проблем педагогики - проблема мотивации ученика. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Определений мотивов много, но если говорить кратко, то это " побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта". [1]

Понятие мотива тесно связано с понятием мотивации. В наиболее общем смысле, мотивация рассматривается как внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определенным образом. [5]

Формирование мотивации к изучению предмета - одна из целей любого педагога современной школы. Условия для формирования мотивации учения можно создавать на разных этапах урока биологии . Учебная деятельность побуждается целой системой разнообразных мотивов. Классификаций достаточно много. По одной из них выделяют две группы мотивов:

1) познавательные -

  • широкие познавательные
  • учебно-познавательные
  • мотивы самообразования

2) социальные -

  • широкие социальные
  • узкие социальные
  • мотивы социального сотрудничества [4]

Одна их классификаций представлена на схеме 1. [7]

Схема 1. "Классификация мотивов"

t1672922470aa.jpg

Чтобы формировать и развивать мотивационную сферу ученика преподаватель должен:

1) Изучить сферу мотивации ученика и использовать это в учебной деятельности.

2) Владеть приемами организации учебной деятельности учеников.

3) Выяснить причины, которые мешают ученику быть заинтересованным и в получении предметных знаний, и получении любой новой информации.

Причины могут быть самыми разнообразными: умственное развитие ученика, отсутствие интереса к данному предмету, боязнь почувствовать себя некомпетентным перед классом, и даже психологический настрой ребенка (отсутствие контакта между учеником и учителем). [6]

Как же сделать так, чтобы обучающимся хотелось учиться? Прежде всего надо включить в деятельность на уроке как можно большее количество учеников. Не секрет, что на уроке обычно отвечают одни и те же, а большинство старается просто отсидеть отведенное на изучение данного предмета время. Можно использовать на некоторых уроках метод случайного выбора. Написать на листочках фамилии, разложить чистой стороной вверх и пригласить какого-нибудь ученика производить выбор отвечающего. Можно вызвать одного из учеников и предложить ему просто называть фамилию того, кто будет отвечать на следующий вопрос учителя. Вопросов надо составлять как можно больше, так как фронтальная форма работы оставляет меньше шансов быть незамеченным на уроке. Можно выделить основные составляющие учебной мотивации и способы их активизации - схема 2.[2], [8]

Схема 2. "Составляющие учебной мотивации и способы их активизации"

t1672922470ab.jpg

По моему мнению, на формирование мотивации влияют в первую очередь методы и приемы, применяемые педагогом. Методов и приемов создания мотивации очень много. Хочу остановиться на некоторых.

1. Используйте жизненный опыт учеников. Например, при изучении темы "Многообразие и значение насекомых" можно обсудить с какими насекомыми они встречались в природе, выяснить значение этих насекомых в жизни человека. Ребят, которые ездят с родителями на дачные участки, спросить, как они избавляются от насекомых-вредителей.

2.Создавайте проблемные ситуации. Понятно, что для этого педагогу нужно потратить время на то, чтобы найти эти ситуации. Например, в 9  и 11 классах при изучении темы «Экология» можно использовать следующий факт:

         В 1906 году южная часть плато Кайбаб была объявлена национальным парком (то есть по существу заповедником). Охранялись в основном олени. Чтобы избавить их от естественных врагов, решили покончить со всеми крупными хищниками. Домашний скот из национального парка был удален. Естественно, число оленей на плато Кайбаб из года в год умножалось и к 1924 году достигло невероятной цифры: 100 тысяч, то есть один олень на 2,8 гектара! В 1939 году численность оленей сократилась почти до первоначальной (10.000). Объясните, почему так произошло. [9]

3. Поощряйте учеников задавать вопросы, стимулирующие познавательную мотивацию. Они могут начинаться словами: каков механизм? что случится, если...? в чем сильные и слабые стороны? на что похоже? что мы уже знаем о...? можете привести пример? каким образом можно использовать для...? Эти вопросы можно применять в самых разных учебных ситуациях, со школьниками разных возрастов и уровней компетентности. Чем чаще ученики формулируют вопросы, тем сильнее развивается коммуникативная сфера личности. Ребенок перестает бояться высказывать свои мысли, привыкает размышлять не только индивидуально, но и в определенном социуме. [3]

4. Используйте на своих уроках кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения. Побуждайте учеников создавать их самостоятельно.

5. Не бойтесь проводить нестандартные уроки. Да, это сложно, это утомительно, но проведение таких уроков окупается с лихвой. При изучении соответствующей темы провожу урок - конкурс «Эти удивительные животные – рыбы».[10] На уроке используются различные формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая. Предлагаются различные тематические конкурсы (знатоков-ихтиологов, аквариумистов, рыболовов, художников и т.д.), что позволяет развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

6. На уроках биологии программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ. Знания, полученные учениками в ходе своей практической деятельности, способствуют прочному усвоению информации, но самое главное - вызывают интерес даже у самых слабых и неактивных учеников, усиливают положительную мотивацию к обучению. Например, лабораторная работа "Действие ферментов слюны на крахмал".[11]

   t1672922470ac.jpg

Фото 1.

Очень важно применять методы и приемы, повышающие мотивацию обучающихся, не от случая к случаю, а регулярно. При этом я бы предложила определенный алгоритм формирования и развития мотивации учения:

1. Определить, какие мотивы являются доминирующими для данного ученика.

2. Учесть возрастные особенности мотивации учения.

3. Сформулировать цели и задачи формирования мотивации учения.

4. Наметить методы и приемы формирования мотивации (по отдельным темам и по группам учеников).

5. Реализовать методы и приемы формирования мотивации.

6. Оценить эффективность проделанной работы.

7. Проанализировать, что удалось, что не удалось; выявить положительные моменты и причины неудач.

8. Использовать данные качественного анализа на формирование у учеников адекватной самооценки работы, ее рефлексии.

Для формирования устойчивой мотивации педагог должен оперировать различными мотивами, создавать благоприятную атмосферу для развития всех категорий школьников, поддерживать познавательный интерес активными методами обучения, разнообразными приемами организации учебной деятельности. [12]

Используемые источники:

1. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

2. Беляева Н.В. Приемы и методы формирования и развития учебной мотивации учащихся. URL: https://multiurok.ru/files/priiemy-i-mietody-formirovaniia-i-razvitiia-uchiebnoi-motivatsii-uchashchikhsia.html?ysclid=lcgo9uoupt708085246

3. Гордеева Т.О. Мотивация школьников 21 века: практические советы. URL:

https://vbudushee.ru/upload/iblock/rlp/RLP_posobie_motiv_shkolnik.pdf?ysclid=lcacyq7or2245570506

4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983 —96 с.

5. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

6. <p>Рунцов И.А. СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: <a href="https://scienceforum.ru/2018/article/2018005971">https://scienceforum.ru/2018/article/2018005971</a> (дата обращения: 03.01.2023 ).</p>

7. Схема 1. "Классификация мотивов", Фалина И.В. (по материалам Александровой З.В., URL:https://videouroki.net/razrabotki/tipy-uchiebnoi-motivatsii-podrostkov.html?ysclid=lcfdx9y9z7165077649)

8. Схема 2. "Составляющие учебной мотивации и способы их активизации", Фалина И.В. (по материалам Беляевой Н.В., URL: https://multiurok.ru/files/priiemy-i-mietody-formirovaniia-i-razvitiia-uchiebnoi-motivatsii-uchashchikhsia.html?ysclid=lcix6c8j7k973273002)

9. http://ecologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st018.shtml

10. Фалина И.В.  Урок - конкурс  «Эти удивительные животные – рыбы». https://nsportal.ru/node/647615

11. Фото 1, автор Фалина И.В., URL: http://ifvallerie.ucoz.com/photo/?page1

12. Тончева Анна Валерьевна Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью // Вестник евразийской науки. 2013. №6 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-podrostkov-s-kiberkommunikativnoy-zavisimostyu (дата обращения: 05.01.2023).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную работу!

5 January 2023

Cпасибо, Марина Юрьевна!

5 January 2023

Спасибо, очень интересно!

5 January 2023

Благодарю, Галина Владимировна!

5 January 2023

Поздравляю Вас, Ирина Валериевна, с победой в конкурсе! Спасибо за полезный опыт, которым Вы поделились с коллегами!

20 January 2023

Елена Владимировна, большое спасибо за поздравление!

20 January 2023

Ирина Валериевна, спасибо за интересный опыт!

24 April

Наталья Анатольевна, благодарю за внимание к статье!

24 April