Программа тематической смены «Киномастерская» (7-17 лет, 8 дней)

6
2
Материал опубликован 17 September 2019 в группе



















ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ ЗЦ ДЮТ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ»

«КИНОМАСТЕРСКАЯ»

Проект смены – лаборатория «Медиа Цех»

(Программа разработана и оформлена в соответствии с рекомендациями КО СПБ)


Возраст участников: 7- 17 лет.

Срок реализации: 8 дней.







Разработчик: Капов Даниэль Мухабович –

педагог-психолог ЗЦДЮТ «Зеркальный»




    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа тематической смены «Киномастерская» (далее — программа) имеет художественную направленность, и является модулем программы психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей.

В современном мире медиаискусство становится все более актуальным и популярным.

Содержание программы многопланово. Обучаясь основам медиаискусства, участники образовательного процесса получают разностороннее развитие: интеллектуальное, физическое, художественное.

Программа представляет собой форму кинофестиваля, направленного не только на обучение, но и на обобщение опыта, демонстрацию навыков и получение новых знаний.

Педагогический смысл данной программы заключается в создании уникальных условий творческого пространства, способствующего как социализации детей, так и их самореализации в направлении творческого развития.


Актуальность программы

«Медиаискусство- это не просто вид современных образовательных технологий, это особое восприятие реальности, через призму отражения собственного понимания картины мира». Ирина Дуленина, руководитель студии визуальных искусств ГБНОУ «Академия талантов» СПБ .

Медиаискусство - одно из важнейших технологий средств массовой информации, культурного воздействия, духовно-нравственного и эстетического воспитания. Важное место медиаискусства в процессе всестороннего воспитания детей и подростков связывается с культурными и социально-психологическими возможностями его воздействия на личность. Одной из причин, лежащих в основе воздействия медиаискусства на аудиторию, является высокая степень своего рода слияния   зрителя с «экранным» миром.

Качественные медиапродукты были и остаются одним из основных демонстрационных способов донести до реципиента высшие общечеловеческие ценности.

Программа «Киномастерская» вводит детей в большой и уникальный мир медиаи пространства, и посредствам слияния кино, фото, радио искусства с игрой, знакомит их с различными жанрами и стилями данной формы коммуникации.

Кинообразование традиционно делится на две составляющие:

1) образование детей в области кино, знакомство их с выдающимися произведениями экрана, предполагающее развитие навыков восприятия, анализа экранных произведений, знакомство с основами языка этого искусства;

2) детское экранное творчество, направленное на создание учащимися собственных произведений – роликов и даже любительских фильмов, способствующих воплощению идей творческого и социального восприятия объективной реальности.

Тенденции к проведению разного рода конкурсов и фестивалей детского экранного творчества - всероссийских, региональных, городских, указывает на потребность в данном виде деятельности.

Участвуя в конкурсах и фестивалях, дети учатся демонстрировать собственные навыки, умения, тем самым совершенствуясь и развиваясь как профессионал, и как личность в целом.

Актуальность данной программы обусловлена еще и тем, что современный подросток должен уметь выражать свои мысли как вербально, так и с помощью аудиовизуальных средств коммуникации. Опыт включения экранного творчества в воспитательный процесс детей и подростков нашел отражение в проекте  «Медиа цех» (далее проект смены).

Проект призван развить у учащихся качества, необходимые для успешной интеграции в социальную среду путем использования накопленных знаний и применения современных информационных технологий, сформировать мировоззрение, сообразно принятой в российском обществе системе ценностей. При реализации проекта кардинально меняется система взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками. Из носителя и транслятора знаний воспитатель превращается в организатора деятельности. А средством организации деятельности служит язык киноискусства.

Образность, различных характер и жанр музыки, глубина идейного сюжета постановки, партнерская работа, все это способствует развитию эмоционально-коммуникативной гибкости детей, развивает такие психические процессы как: внимание, мышление, воображение.

Новизна программы

Данная программа представляет собой продукт слияния игровой, обучающей и развивающей форм работы.

Игровая часть программы направлена на развитие коммуникативных компетенций участников, развивающая часть - направлена на раскрытие и развитие уже заложенного потенциала, а параллельно идущая обучающая часть направлена на осмысление возможностей применения своих творческих способностей.

Слияние данных форм активного взаимодействия и обучения дает возможность детям и подросткам развиваться, самовыражаться и актуализировать свои потребности.

Становясь участником проекта программы смены, подросток пробует реализовывать свои способности в различных социальных и профессиональных ролях. Участвуя в предлагаемых программой смены активностях, проектах, играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам.

Являясь активным участником игровой модели проекта смены, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании сверстников с целью организации досуга.

Новая роль в реализации мини-проектов в качестве специалистов в сфере медиаискусства, также способствует личностному развитию.

Участие в проекте смены, дает возможность ребенку в интерактивной форме получать новые знания, умения и навыки, раскрывать и развивать свой собственный творческий потенциал, и воплощать его на практике, получая при этом визуальное восприятие возможностей воплощения собственного творческого ресурса.

Особенность данной программы заключается в том, что она представляет собой не просто модель обучения, в которой дети обучаются самостоятельно работать по принципу «ученик-ученик», что в свою очередь, дает возможность воплощать и реализовывать собственные идеи.

1.3 Социальная значимость программы

Программа «Киномастерская» направлена на обучение детей и подростков различным формам медиаискусства, способствующим гармоничному психическому, физическому и духовному развитию, формирует художественно-эстетическое восприятие окружающей реальности, развивает умение выражать и воплощать свои идеи в образ, транслировать свои ощущения.

Партнерское взаимодействие в рамках программы смены, дает возможность всем ее участникам получать конкретные знания, умения и навыки реализации проектов.

Концептуальные основы программы

Медиаискусство- вид искусства, произведения которого создаются и представляются при помощи современных информационно-коммуникативных (или медиа-) технологий, преимущественно таких как видео, фото, компьютерные и мультимедийные технологии, интернет.

Отдельные группы произведений часто характеризуют как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство». (материал свободной энциклопедии «Википедия»).

Медиаискусство (или нью‑медиа‑арт) находится на стыке искусства, науки и технологий. Здесь нет универсальных способов создания произведений, совмещаются разнообразные формы и жанры: цифровое, световое, интерактивное и другие виды искусства.

Являясь синтетическим видом коммуникации, медиаискусства способствует гармонизации духовного и физического развития в целом.

Вопросами влияния медиапродуктов на развитие личности ребенка и подростка занимались такие специалисты в области психологии развития масс, как: С. Майер, Н. Ньюкомб, Р. Арнхейм, А. Бергсон, В. Н. Гамаюнов.

С. Майер уделяла особое внимание технологической обусловленности современной культуры.

Являясь представителем Международного общества художников, С. Майер говорит о том, что: «Быстрое развитие медиатехнологий влияет на технологизацию общей и мировой культуры».

Концептуальные основы программы строятся на ключевых идеях философии виртуальной реальности Н. Смолянской, Д.А. Цимошка, Е. Таратуты.

Программа базируется на принципах взаимосвязи эстетического воспитания с психической и физической культурой, что способствует развитию творческой активности детей, давая им возможность стать частью уникального мира медиа пространства.

Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности.

Также, программа представляет собой систематизированный обучающий комплекс, основанный на синтезе классических форм с лучшим опытом педагогических достижений в данной области.


      Этапы программы


Сроки

Педагогическая цель

Основные мероприятия

I этап

Организационный

01.12.18– 02.12.18

Введение в модель смены, знакомство с Центром, его традициями и правилами.

Экскурсии по лагерю

Комплекс игр на знакомство в отрядах

Огоньки знакомств в отрядах

Оформление отрядных мест

Традиционный дружинный сбор


II этап

Основной

03.12.18–06.12.18

Раскрытие творческих и организационных способной участников смены, реализация программы смены.

Интеркативно-развлекательная программа «Конкурс актерского мастерства»

Спортивные соревнования- Веселые старты

Дискотека

Большая сюжетная игра «Балаганчик»;

Интеллектуально-творческая игра «Только в кино»;

Проф.занятия и мастер-классы


III этап

Заключительный

07.12.18–08.12.18

Подведение итогов смены, распределение номинаций по итогам смены для каждого отряда, анкетирование.

Подведение итогов проекта «Медиа цех»;

Традиционный дружинный сбор

Прощальные огоньки в отрядах

Заполнение «заборинок»

Поход на «Разбитое сердце»




      Цель и задачи программы

Цель программы:

Создание интерактивного пространства, способствующего личностному развитию ребенка, а также развитию коммуникативной гибкости через трансляцию и воплощение базовых профессиональных умений и навыков.

Задачи:

Обучающие:

    обучение механизмам воплощения и визуализации собственного творческого ресурса;

    организация досуга детей в разнообразной личностно и общественно значимой деятельности;

    обучение навыкам самостоятельной постановочной деятельности.



Развивающие:

    создание условий для самореализации, более полного раскрытия и развития творческих способностей и возможностей детей;

    развитие коммуникативной гибкости ребенка;

    формирование и развитие специальных компетенций в сфере медиаискусства



Воспитательные:

    воспитание эстетического восприятия и отражения объективной реальности;

    создание условий для адаптации и взаимодействия на основе культурных ценностей;

    повышение самооценки участников программы посредством создания ситуации успеха.


      Планируемые результаты



Предметные:

    Событийная наполняемость вселенной смены способствует достижению педагогических задач образовательных программ профильных коллективов смены.

Метапредметные:

    Сформированы компетенции саморегуляции собственного ресурсного потенциала через чередования разнообразных форм и видов деятельности.

    Сформированы и проявляется ответственность за последствия собственных принятых решений и действий в команде и принятых лично участниками смены.

Личностные:

    В созданных для социализации условиях участников наблюдается совершенствование профессиональных навыков.

    Наблюдается творческое самовыражение участников смены, участники смены демонстрируют личностный рост и осознание своих возможностей.

    Участники образовательного процесса свободно демонстрируют умение импровизировать, основываясь на различных классических и современных формах хореографии.


      Способы проверки результатов

Форма фиксации достижений участников смены

В течение смены заполняются:

    Карта личных достижений участника смены в отрядном уголке;

    Карта настроения, отражающая психологический климат в отряде;

    Методика анализа психологического климата в отряде «Сказочные птицы» (цветодиагностика);

    Анкета (начала и окончания) смены;

    Финальный фестиваль смены – проект «Медиа цех»

Именные и командные дипломы за участие и победы в мероприятиях смены, фотоотчеты и продукты совместной творческой деятельности подростков публикуются в группе социальной сети «Вконтакте»

Критерии

Показатели результативности

Методы определения

Восстановление физических и эмоциональных сил ребенка, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни

Соблюдение режима дня,

Сбалансированное питание,

Участие детей в спортивно-массовых мероприятиях,

Отсутствие травматизма и заболеваемости у участников смен

Анкетирование,

беседа, мониторинг индивидуального состояния здоровья детей,

мониторинг здоровья, анализ травматизма и заболеваемости


Развитие у участников смены социальных компетенций

Улучшение психологического микроклимата,

Бесконфликтное общение,

Умение слушать и слышать собеседника

Эмоциональная устойчивость,

Умение работать в команде

Беседа,

наблюдение

Реализация различных потребностей детей, в том числе в игре и романтике

Заинтересованность участников мероприятиями смены,

Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей;

Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, спортивных, художественных, и социально-значимых мероприятий,

Наличие лидеров в конкурсах и итогах смен

Анкетирование, беседа,

наблюдение, анализ достижений воспитанников

Формирование социальной активности через стимулирование интереса к ведению активной творческой, познавательной и социально-полезной деятельности, позитивная коррекция системы социальных ценностей

Личная заинтересованность детей и подростков в организации и проведении КТД, мастерских, мастер-классов для других отрядов,

Количественный показатель участия детей в творческой и социально-полезной деятельности.


Анкетирование, наблюдение, анализ достижений детей,

рейтинг популярности мероприятий, навыки самоорганизации

Повышение уровня социальной адаптивности ребенка

Соблюдение детьми законов и традиций лагеря,

Знание участниками смены своих сильных и слабых сторон,

Умение выстраивать эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми

Работа органов соуправления

Анкетирование,

беседа,

анализ сюжетно-ролевых игр,

эффективность органов детского соуправления



Методики измерения полученных результатов:

    Методика оценивания текущих достижений (В. Н. Чудновский)

    Методика оценки развития творческого восприятия (Ю. В. Ким);

    Методика оценки стереогнозиса (Н. Н. Бережная);

    Методика оценки творческого мышления. (Е. Торренс);

    Методика диагностики дивергентного мышления (Дж. Гилфорд)


Виды и форма отчетных материалов:

    количественно-качественный аналитический отчет;

    анкета обратной связи отрядных воспитателей, вожатых и педагогов;

    фото и видео материалы;

    медиа продукты проекта смены;

    анкета обратной связи участников программы.



Показатели развития личности ребенка

Особый интерес представляет система показателей развития личности, которые могут быть выявлены в ходе реализации Программы. К ним относятся:

    углубление и расширение знаний о формах актуализации собственных потребностей;

    развитие интереса к совершенствованию собственных навыков и умений;

    развитие представлений о формах построения коммуникативных связей через использование собственных навыков и умений;

    расширение зоны творческого развития ребенка;

    расширение сферы ближайшего социального окружения ребёнка.



    ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

      Участники смены

Данная программа предназначена для учащихся 7-17 лет, вне зависимости от пола и базовых умений. Практические занятия и мастер-классы программы смены выстроены в формате обучающего практикума, где более опытные участники могут обучать участников с минимальными базовыми умениями в области медиаискусства.

      Кадровое обеспечение

В реализации Программы принимают участие: педагоги дополнительного образования, вожатые, воспитатели, старшие воспитатели, методисты, педагог-психолог, инструкторы по физической культуре, библиотекарь, художественный руководитель, медицинские и другие работники.

В учебно-воспитательном отделе ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» имеются следующие штатные единицы педагогического персонала: зам. директора по учебно-воспитательной работе, заведующий сектором организационно-массовой работы, воспитатели, вожатые, художественный руководитель, начальник радио-кино службы, художник оформитель, методисты, педагог-психолог и др.

Методист - организатор смены. Деятельность: обеспечение необходимых условий для проведения дружинных мероприятий смены, условий проведения занятий по профилю. Обеспечение взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса на смене и организаторами досуговой деятельности, подготовка и проведение массовых дружинных мероприятий на смене.

Вожатый, воспитатель. Деятельность: отслеживание режимных моментов детей на смене. Участие в проведении массовых дружинных дел. Подготовка и проведение отрядных дел, направленных на формирование комфортной психологической среды в отряде. Участие в жюри конкурсных программ

Педагог дополнительного образования, специалист в области хореографического искусства и танцевального мастерства. Деятельность: Обеспечение грамотного подхода к проведению образовательного блока смены. Организация и проведение профильных занятий и мастер-классов. Консультации вожатых при планировании профильных занятий. Участие в подготовке итогового фестиваля смены.

      Срок реализации программы

Реализация программы предполагает работу в 5 основных этапов.

    Подготовительный этап:

    Работа с информационными ресурсами;

    Разработка основной концепции смены, проработка дружинных и отрядных дел;

    Работа с отрядными воспитателями и вожатыми: погружение в легенду смены, анализ возможности вариаций внутри и межотрядных дел, проведение школы вожатского мастерства по ключевым мероприятиям смены.

    Организационный этап:

    Подготовка необходимых, вспомогательных, технических и канцелярских средств;

    Адаптация и корректировка дружинных мероприятий.

    Основной этап:

    Реализация самой программы смены.

    Заключительный этап:

    Подведение итогов смены;

    Получение обратной связи от участников,

    Анализ индивидуальных и групповых достижений.

    Рефлексивный этап:

    Определение «+» и «-» в реализации программы смены;

    Количественно-качественный анализ программы.


Сроки реализации программы: объем программы составляет 24 часа (5 дней проф.занятий и мастер-классов из 8-ми дней смены).


      Методы и средства обучения

При реализации программы «Киномастерская» и проекта смены «Медиа цех», большое внимание уделяется созданию уникального пространства, направленного на духовно-эстетическое развитие ребёнка. В его основе заложены ставшие уже традиционными в «Зеркальном» технологии: «Романтика», «Законы и традиции», «Легенды «Зеркального», «Наши песни», «Вечерний огонек», «Наказ следующим сменам».

Задачу развития личности ребенка мы решаем с помощью психолого-педагогического сопровождения смены. Оно представлено программами-модулями, каждая из которых адаптирована к определенному возрасту ребенка:

    «Шкатулка Пандоры» – программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

    «Терпсихора» (возраст участников 7-17 лет) - программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей.

    «Арт-Пространство «Synthesis» (возраст участников 7-17 лет) - программа адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».

Раскрытие чувственно-эмоциональных механизмов развития личности происходит через предоставление ребенку право выбора участвовать в различных видах деятельности в соответствии с его мотивационно-потребностной ориентацией.

Наиболее популярные формы работы, используемые на смене: вечер знакомства, игра «Народные гуляния», Большая концертная программа, спортивные соревнования, ролевая игра, огонек.



Методы и приемы

Вербальные методы:

Объяснение, рассказ, беседа

Визуальные:

Демонстрация фото и видео-презентаций, видеофильмов, импровизационный мастер-класс

Практические:

Интерактивные занятия, занятие-игра, спортивные игры на местности, интеллектуально-творческие игры, тренинг.

Средства обучения

Сценарии, фотографии, раздаточный материал, дидактический материал, видео-, фотопрезентации, художественные фильмы и мультфильмы.



      Формы организации досуга

Формы организации мероприятий


Групповая, коллективная, индивидуальная


Формы проведения мероприятий


Игры по станциям, по территории, квесты, интеллектуально-творческие конкурсы, концертная программа, спортивные соревнования, мастер-классы.


      Материально-техническое оснащение

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» располагает современной материальной базой: это помещения для работы клубов по интересам, тренажерные залы, зал фитнесса, игровые спортивные площадки с тартановым покрытием (волейбол, баскетбол, легкоатлетические дорожки, теннисные корты), стадион с искусственным травяным покрытием, многофункциональный зал игровых видов спорта, специализированные спортивные залы (фехтования, бокса, спортивной гимнастики), бассейн, сауна, отрядные места (в помещении и на территории) для сбора отрядов.

В здании главного корпуса: кабинет психолога, игровая комната (комната эмоциональной разгрузки), видео комната.

В здании школы: учебные кабинеты и лаборатории (физики, химии), лингафонный кабинет, всего 24 кабинета, зал танца и пластики, киноконцертный зал.

Для проживания детей «Зеркальный» имеет: коттеджи круглогодичного использования №№1-5 на 80 детей каждый. (Дети в коттеджах проживают в 2-х комнатных номерах: комната для отдыха на 4 человека, комната для занятий). Главный корпус на 165 детей (по 2-3 человека в комнате) и столовой на 600 посадочных мест.


    ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Модель смены

Смена представляет собой модель интерактивного творческого пространства, способствующего актуализации цели и задач программы.


      Идея смены

Тематическая смена «Киномастерская» представляет собой единое образовательное медиапространство.

В течение смены, участники образовательного процесса, посещают проф.занятия и мастер-классы, на которых получают знания об особенностях современной медиа индустрии, развивают навык трансляции собственного понимания реальности, развивают умения работать с цифровой техникой, создают свой собственный медиапродукт, в зависимости от выбранного направления: социальная реклама, радиоэфир, фото выставка, арт-пространство, тематическая статья.


      План ключевых событий

Дата

Название события/дела и форма работы

Описание

Организационный период смены

Ведущая направленность деятельности – межличностное взаимодействие внутри временного детского коллектива, введение в программу смены, знакомство с Центром, его традициями и правилами.







01.12

Игры на знакомство и взаимодействие в отряде

В зависимости от особенностей отряда вожатыми подбираются игровые формы воспитательной работы для создания единого коллектива

Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке

Экскурсия по лагерю «Здесь живут легенды»

Знакомство с территорией лагеря, его легендами и традициями, связанными с памятными местами лагеря.

Способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, отзывы на отрядном огоньке

Огоньки знакомства

В зависимости от особенностей отряда вожатыми подбирается тематика огонька для знакомства ребят в отряде

Способы диагностики: включенное наблюдение.



02.12

Фотокомикс «Сюжет»

Интерактивная игра по территории

Способы диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Дружинный сбор «Здравствуй, «Зеркальный!»

Знакомство и творческое представление отрядов

Способы диагностики: наблюдение, отзывы на отрядном огоньке

Основной период смены

Ведущая направленность деятельности – раскрытие творческих и организационных способной участников смены, реализация программы смены.




03.12

Профильные занятия и мастер-классы проект «Медиа цех»

Обучающие занятия по основным направлениям деятельности в рамках программы смены: социальная реклама, фотолаборатория, радиовещание, актерское мастерство, журналистика

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы на отрядном огоньке, анализ продуктов деятельности

Дискотека


Способы диагностики: наблюдение, отзывы на отрядном огоньке

Большая концертная программа «Магия ритма»

дискотека с флешмобами от вожатых и зеркалят

Способы диагностики: наблюдение, отзывы на отрядном огоньке

04.12

Профильные занятия и мастер-классы проект «Медиа цех»

Обучающие занятия по основным направлениям деятельности в рамках программы смены: социальная реклама, фотолаборатория, радиовещание, актерское мастерство, журналистика

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы на отрядном огоньке, анализ продуктов деятельности, методика оценки дивергентного мышления (Дж. Гилфорд)

Спортивные соревнования «Веселые старты»

Отряд выставляет несколько команд (в соответствии с возрастной категорией). Задача команды набрать как можно больше игровых баллов, выполняя задания.

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы на отрядном огоньке

Интерактинвно-развлекательная программа «Конкурс актерского мастерства»

Развлекательная программа с участием лающих представителей от каждого отряда. Всем желающим даются творческие задания, которые оцениваются по различным критериям. Каждый отряд может выиграть в определенной номинации.

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы на отрядном огоньке, методика оценки творческого мышления.





05.12

Профильные занятия и мастер-классы проект «Медиа цех»

Обучающие занятия по основным направлениям деятельности в рамках программы смены: социальная реклама, фотолаборатория, радиовещание, актерское мастерство, журналистика

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы на отрядном огоньке, анализ продуктов деятельности, методика оценки дивергентного мышления (Дж. Гилфорд)

Большая сюжетная игра «Балаганчик»

Сюжетная игра, в ходе которой каждому отряды предстоит открыть свой собственный уникальный проект-балаганчик. Для того чтобы открыть балаганчик, команде необходимо набрать труппу. Набор в труппу осуществляется через выполнение заданий.

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы на отрядном огоньке, анализ продуктов деятельности, методика оценки дивергентного мышления (Дж. Гилфорд)

Интеллектуально-творческая игра «Только в кино»

Развлекательная программа, направленная на ознакомление с особенностями отечественной и зарубежной медиа индустрии.

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы на отрядном огоньке, анализ продуктов деятельности, методика оценки творческих способностей


06.12

Профильные занятия и мастер-классы проект «Медиа цех»

Обучающие занятия по основным направлениям деятельности в рамках программы смены: социальная реклама, фотолаборатория, радиовещание, актерское мастерство, журналистика

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы на отрядном огоньке, анализ продуктов деятельности, методика оценки дивергентного мышления (Дж. Гилфорд)

Мастер-классы

Финальные занятия перед подведением итогов проекта смены «Медиа цех»: монтаж рекламных видео; оформление фото выставки, редакция статей, монтаж радиоэфира

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы на отрядном огоньке, анализ продуктов деятельности, методика оценки дивергентного мышления (Дж. Гилфорд)

Ведущая направленность деятельности – подведение итогов смены, распределение номинаций по итогам смены для каждого отряда, представление проектов, голосование, анкетирование.

07.12

Закрытие проекта «Медиа цех»

Демонстрация продуктов деятельности, подведение итогов работы по направлениям

Способы диагностики: наблюдение, отзывы на отрядном огоньке, методика оценки творческого мышления.

Дружинный сбор «До свидания, «Зеркальный»

Подведение итогов смены, награждение традиционными значками по номинациям, творческое прощание отрядов.

Способы диагностики: наблюдение, отзывы на отрядном огоньке.

Прощальный огонек

Подведение итогов смены и отрядной деятельности

Способы диагностики: наблюдение, анкета обратной связи, отзывы о программе смены.


    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


      Понятийный аппарат смены*

В данной программе особенности работы на сцене раскрываются не через специальный смысл понятий, а через их понимание, отражающее суть хореографического искусства в целом.

    Арт-проект – форма социокультурной, художественно-эстетической и творческой деятельности в разных сферах искусства. АП – это оригинальный замысел какой-либо формы, нацеленный на преобразование.

    Варьирование – модификация или изменение чего-либо. В контексте программы, Варьирование используется как метод развития танцевальной лексики.

    Видеоарт - направление в медиаискусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники.

    Импровизация - произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др.

    МедиаАртЛаб - независимая некоммерческая организация в сфере культуры и медиатехнологий, а также, сообщество режиссеров, художников, искусствоведов, медаи-активистов.

    Нет-арт (или «сетевое искусство»; англ. net.art, Internet art) вид медиаискусства, которое используется в качестве основного средства выражения среды глобальной сети «Интернет». Произведением Нет-арта можно назвать арт-проект, в котором Интернет является обязательным условие для восприятия произведения, выражения идей художника, или участия в проекте.

    Перформанс - форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театртанецмузыкацирковые выступления и т. п, однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного искусства, наследующим традиции изобразительного искусства.

    Постановка - процесс создания произведений зрелищных видов искусства.

    Сценическое действие - это единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный во времени и пространстве.

*источник(Википедия. Свободная энциклопедия).


      Механизм соуправления

Совет хранителей отряда – следит за чистотой в отрядах (как детских комнатах, так и отрядных местах). Совершают ежедневный обход лагеря и распределяют наградных ежей, за чистоту в комнатах и отрядах.

Совет «Зеркальный-online» - освещает жизнь в лагере в режиме настоящего времени в группе «ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» социальной сети «ВКонтакте». Фотографирует и публикует сюжеты о проводимых на смене мероприятиях, проводит конкурсы и социальные опросы для участников смены.

Дежкомы – дежурные командиры на отрядах, на день становятся правой рукой вожатого.


      Используемые методики и технологии

Особенности организации образовательного процесса: данная программа предполагает применение современных образовательных игровых и интерактивных технологий. Программа реализуется в разновозрастных коллективах.

На смене ребята будут обучаться совершенствованию профессионального мастерства с точки восприятия хореографического искусства. Полученные знания и умения помогут транслировать полученный опыт на уровне всех коллективов.


Формы занятий: практическое занятие, практический показ, интегрированные занятия, импровизационная работа, тренировочные занятия, репетиции, арт-показ. самостоятельная работа, занятие-игра.


Формы организации деятельности учащихся на занятии:

    фронтальная (проведение интегрированных занятий со всем составом учащихся, импровизационная игра, постановка);

    групповая (проведение занятий в малых группах (занятие-постановка, объяснение, занятие-игра);

    индивидуальная (проведение индивидуальных занятий).


      Инструментарий для диагностики


Система диагностики и рефлексии

Система диагностики и рефлексии организуется в рамках системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДООЛ на каждом из этапов реализации локальной программы смены. Предварительная диагностика проводится в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее интересов, наклонностей, особенностей адаптации к жизни в ДООЛ.

Формы предварительной диагностики

    входная анкета;

    диагностика психоэмоциональной комфортности на начало смены;

    Карта интересов (адаптивный вариант);

    анкета для вожатых: Анализ успешности\неуспешности адаптивного периода;

    текущая диагностика осуществляется в основной период смены с целью определения психологической комфортности пребывания ребенка в ДООЛ, успешности (не успешности) реализации программы, возможности её корректировки, уровня сформированности детского коллектива.

Формы текущей диагностики

    анкетирование;

    методика оценки личных достижений;

    диагностика индивидуального и группового настроения;

    система отрядных огоньков (анализ прожитого дня, проведенного дела);

    педагогическая оценка сплоченности коллектива.

Итоговая диагностика проводится в заключительной период смены с целью определения результативности реализации программы.

Формы итоговой диагностики

    итоговая анкета;

    анализ деятельности вожатого;

    итоговое анкетирование вожатого;

    итоговый педсовет по эффективности реализации программы.



В оценке результативности образовательной программы «В ритме танца» используется комплексный подход. Осуществляются следующие виды контроля:

Стартовая диагностика: анкетирование детей в начале программы с целью выявления их интересов и ожиданий от участия в Программе, устный опрос участников программы;

Текущий контроль: ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности их участия в проведенных мероприятиях, анализ коммуникативного процесса, отражающего эмоциональное состояние отряда, экспресс - опрос по итогам мероприятия, анкетирование участников игровых программ; опрос педагогов на выявление обратной связи по организации программы «В ритме танца».

Итоговый контроль: итоговый огонек, заполнение «заборинок»; анкетирование детей, обратная связь от педагогов по итогам программы.


Анализ деятельности и отношений в «Зеркальном» осуществляется на разных уровнях: личностном, групповом, отрядном, общелагерном, на уровне педагогического коллектива.

Педагогический коллектив активно использует все возможные способы диагностики: наблюдение, включенное наблюдение, беседы, опросы, анкетирование, социометрия, обмен мнениями, отрядные вечерние огоньки.


Оценочные и методические материалы

Программа предусматривает использование методического инструментария для выявления, фиксации и предъявления результатов обучения.

    Включенное наблюдение вожатыми и педагогами с последующим обсуждением на планерках и педагогических советах;

    Обратная связь на вечерних огоньках;

    Индивидуальные беседы;

    Анкетирование (вводное и итоговое).


Стартовая анкета (один из вариантов)

Дорогой друг!

На смене в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» ты можешь стать участником интересных и необычных дел, и что бы это случилось, нам важно знать: что ты сам ожидаешь от смены?

Твои ответы помогут сделать смену не только интересной, но и полезной, в первую очередь для тебя, так как твое мнение имеет большое значение.

Анкета начала смены

Смена__________________________________, отряд_____, сроки смены ____________

    1. Сколько тебе лет? ____

    2. Укажи свой пол _____

    3. В который раз ты приехал в «Зеркальный»?

    В первый;

    Во второй;

    Бывал несколько раз.

    4. Как ты оцениваешь свое настроение перед началом смены?

    Радостное;

    Тревожное;

    Нейтральное;

    Другое.

    5. Как ты оцениваешь настроение в отряде в начале смены?

    Хорошее, веселое;

    Ровное, спокойное,

    Слишком шумно и неприятно.

    6. Комфортно ли тебе сейчас находиться в отряде?

    Да, очень;

    Вполне комфортно;

    Не очень, слегка нервничаю;

    Нет, мне не комфортно.

    7. Смог ли ты найти «общий язык» с вожатыми (воспитателями) твоего отряда?

    Да;

    Нет.

    8. Как ты оцениваешь ребят из своего отряда?

    Веселые, дружные;

    Активные, и мне приятно находиться с ними;

    Слишком активные и шумные;

    Мне кажется, я не смогу общаться с ними.

    9. Что ты ожидаешь от смены?

    Хочу отдохнуть;

    Активно и с пользой провести время;

    Пообщаться, познакомиться с другими ребятами;

    Принять участие в общелагерных делах;

    Подружиться с вожатыми;

    10. Насколько ты оцениваешь свою готовность принять участие в смене?

    Готов быть активным участником;

    Готов принимать участие в делах;

    Могу быть участником, но больше хотелось бы наблюдать;

    Хотел бы быть только наблюдателем.

    Свой вариант ________________________________.

Спасибо за ответы!











КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

(мониторинг развития качеств личности )



Смена________________________________________ Коллектив___________________________________________________



Отряд № ________ Воспитатель_____________________ Сроки ______________



Фамилия, имя К-в К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я

Активность,

организаторские способности

Коммуникативные навыки, коллективизм

Ответственность,

самостоятельность


Креативность, склонность к творческому самовыражению

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

































































































































































































































Итоговая анкета


Анкета окончания смены.

    Как ты оцениваешь свое настроение к окончанию смены?

    Радостное

    Тревожное

    Нейтральное

    Грустное





    Как ты оцениваешь настроение в отряде к концу смены?

    Хорошее, веселое

    Ровное, спокойное

    Все грустят, потому что смена закончилась

    У всех разное настроение, его сложно описать





    Комфортно ли тебе сейчас находиться в отряде?

    Да, очень

    Вполне, комфортно

    Не очень

    Нет, не комфортно





    Как ты оцениваешь общение с вожатыми (воспитателями) твоего отряда?

    Отлично

    Хорошо

    Не общался

    Плохо





    Как сложились твои отношения с ребятами из отряда?

    Отлично! Мы подружились.

    Хорошо!


    Не особо сложились

    Не сложились





    Оправдались ли твои ожидания от смены?

    Да, больше ожидаемого

    Да, вполне

    Не полностью

    Нет





    Кем ты был в течение смены?

    Активным участником и организатором дел

    Активным участником

    Участником

    Наблюдателем





    Удовлетворен ли ты посещением ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»?

    Да, полностью

    Удовлетворен

    Удовлетворен частично

    Неудовлетворен





    Какие изменения произошли в вашем отряде за смену?

    Многие для меня раскрылись с новой стороны

    Никаких изменений

    Мы стали лучше общаться




    Кому бы ты хотел сказать спасибо?




    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Законодательные акты:

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.

    Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы.

    Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развития образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».

    Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.

    Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».

    Письмо Министерство образования российской федерации «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации».

    Устав Санкт-Петербурга.

Концептуальные основы программы:

    Васильева Т. К. Секрет танца. – СПБ.: Диамант, 2000

    Волынский А. Книга ликований. Азбука классического танца. – М.: АРТ, 2000

    Еремина М. Ю. Роман с танцем. – СПБ.: Созвездие 2001

    Тарасов Н. И. Классический танец. – СПБ.: Лань, 2005.

Интернет источники:

    Открытый методический кабинет «Зеркального» http://spb-zerkalny.ru/day-metod.php

    Сайт для вожатых «Планерочка» - http://planerochka.org/

    Вожатый.RU - http://www.vozhatyj.ru/

    Игры с детьми в детском лагере - http://ambivox.info/wiki

    Антипедагогика - Школа вожатого - http://antipedagogika.com/category/shkola-vozhatogo/

    Летний лагерь - http://summercamp.ru

Литература, используемая педагогами:

    Адорно Т. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001

    Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Архитектура, 2007

    Бергсон А. Творческая эволюция. – М.: Канон-пресс-Ц, 2001

    Вайбель П. 10++программных текстов для возможных миров. – М.: Логос-Гнозис, 2001

    Вайбель П. Знание и видение. Новые интерфейсы технологии восприятия. – СПБ.: Новый мир, 2000

    Гамаюнов В. Н. Образы виртуального мира. – М.: Академия,2004

    Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. – СПБ.: Алетейя, 2010

    Кант И. Критика способности суждения. – М.: Наука, 2001

    Касториадис К. Воображаемое установление общества. – М.: Гнозис, 2003

    Маклюэн М. Понимание медиа. Внешнее расширение человека. – М.: Канон-пресс-Ц, 2003

    Манцини Э. Артефакты. К новой экологии искусственной среды. – М.: ВНИИТЭ, 2008

    Носов Н. А. Виртуальная психология. – М.: «Аргаф», 2000

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002.


Литература по организации досуга:

    Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – Кострома: РЦ НИТ «Эврика – М», 1999 .

    Николаева Л.Н. Дела отрядные. «Зеркальный» круглый год», №20 - СПб., 2006

    Николаева Л.Н. Дела дружинные. «Зеркальный» круглый год», №25 - СПб., 2007

    Николаева Л.Н. Сборник задач и упражнений для вожатых. - СПб., 2008

    Николаева Л.Н. 40 легендарных лет. «Зеркальный» круглый год», №33 - СПб., 2009

    Николаева Л.Н. Свеча горела. «Зеркальный» круглый год», №34 - СПб., 2010

    Степанов А.А. Там, на неведомых дорожках. «Зеркальный» круглый год», № 37 - СПб., 2014

    Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа, 1993.

    Шуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры – СПб, 1994г.



27



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Очень интересный материал! Отличная программа!

17 September 2019

Спасибо, Наталья Федоровна! :)

17 September 2019

Похожие публикации