КОНСПЕКТ коррекционно – развивающего занятия с обучающимися (воспитанниками) разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Путешествие в сказку: Маша и Медведь»

Цель: закрепление знаний у детей с ТМНР по теме мебель.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять и расширять у детей с ТМНР представления о предметах мебели в окружающем мире. Формировать эталоны социально-бытовых представлений.
Совершенствовать навыки действовать с предметами, используя различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный).
Создавать условия для развития компонентов устной речи и понимания обращенной речи.
Формировать речевое дыхание, вырабатывать длительную направленную воздушную струю.
Коррекционно – развивающие:
Развивать зрительное и слуховое внимание, наглядно – действенное мышление.
Активизировать зрительно - пространственные и сенсорно – моторные представления.
Координировать речь с движениями, совершенствовать точную ручную моторику и развивать речедвигательную координацию.
Коррекционно – воспитательные:
Формировать уверенность ребёнка в себе в ходе совместной деятельности.
Развивать познавательный интерес.
Развивать эмоционально – волевую сферу: координации движений, мимики, жестов, эмоционального восприятия, игровых навыков и творческих способностей.
Формирование речевого и предметно – действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации – мимики, жеста и интонации).
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии – «Базальная стимуляция», технология музыкального воздействия, дыхательная гимнастика, кинезелогическое упражнения, сенсорные (тактильные) игры.
Форма работы: подгрупповая.
Оборудование: игрушка кукла Маша, тренажер «Тучка на палочке» (для дыхательной гимнастики); мягкая игрушка Солнышко, сенсорные мешочки с наполнителями, разноцветные кубики, дидактическое пособие «Разрезные картинки с изображением мебели»; аудиозаписи песен «Красно солнышко пришло», «Танец с Кубиками», «Веселый пирожок»; картинка с изображением «избушки из сказки», разноцветные кубики, мольберт.
Ход коррекционно – развивающего занятия Учителя – дефектолога с детьми по теме «Путешествие в сказку: Маша и Медведи».
Организационный момент
Дети входят в музыкальный в зал.
Учитель – дефектолог: - Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Давайте, встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие «Круг дружбы»
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
Учитель – дефектолог: - Хорошо. (звонок в колокольчик). Наше занятие начинается (дети садятся на стульчики).
- Посмотрите, кто к нам пришел? (в руке у педагога кукла Маша). (Дети показывают на куклу, с помощью педагога дают ответ).
- Это Маша из сказки о Медведях. (Саше К. ассистент предлагает куклу в руки индивидуально). - Она поздоровалась с нами. (Дети приветствуют Машу.)
- Ой, я вижу, что наша Маша нерадостная. (Учитель выражает мимику печали).
- Поможем Маше? – Да. (Ответы детей, при затруднении с помощью).
Кинезелогическое упражнение «Солнце, тучка». (Под музыкальное сопровождение произведение «Утро красное пришло»).
(дети по примеру педагога меняют позиции рук).
1 вариант: обе руки поднимают вместе.
2 вариант: по очереди.
Позиция «Солнышко»: правая рука вытянута, ладонь широко открыта, левая опушена вниз.
Позиция «Тучка»: левая рука вытянута, ладонь сжата в кулак, правая рука сжата в кулак.
Учитель – дефектолог: - Молодцы, ребята. Теперь выполним следующее упражнение.
Дыхательная гимнастика «Тучка на палочке» (Дети берут в руку тучку на палочке, держат в руках, и выполняют длительный непрерывный ротовой выдох). У Саши альтернативный вариант – тренажер «Ветерок». При затруднении дети выполняют задание, дуют через пластиковую трубочку на ладошку.
Время упражнения: 1,5 – 2 минуты.
- Маша нам принесла Солнышко.– Улыбнемся «Солнышку».
Учитель – дефектолог: - Молодец, Саша, Лиза и Борис. Солнышко светит и улыбается.
(Выполняется элемент артикуляционной гимнастики «Улыбка»).
- Кому мы улыбаемся утром? – Маме. (Дети повторяют ответ за педагогом.)
- Ой, я вижу, что наша Маша нерадостная. (Педагог выражает мимику печали). – Она грустная. Спрошу у Маши, что случилось? Почему Маша невесёлая? (Подносит к уху куклу).
- Она говорит, что хочет обратно вернуться в сказочный дом, поэтому она немного грустит. (педагог показывает эмоцию грусти). - Поможем Маше?
– Да. (Ответы детей, при затруднении с помощью).
Упражнение речь с движениями «Строим дом» (на мольберте изображением избушки из сказки). Под музыкальное сопровождение
Тук – тук – тук! Строим дом (кулачки стучим по кулачку).
Дом высокий (руки вверх тянуть).
Дом с окном (руки вместе и развести в стороны).
С острой крышей и трубой (руки в виде крыши).
В доме я живу с тобой.
Голос куклы Маши «Ребята, спасибо вам за помощь. Но в моей комнате кубики разбросаны. Помогите мне убрать кубики на место».
Учитель – дефектолог: - Поможем Маше. Хорошо.
– Да. (Ответы детей, при затруднении с помощью).
«Танец с Кубиками» под музыкальное сопровождение.
Учитель – дефектолог: Ребята, построим дом из кубиков? Повторяйте за мной движения. Ставим кубик на кубик, а сверху ставим крышу. Получилось? – Да, ответы детей.
- А теперь расставим мебель в доме. (Дети выполняют задание под музыкальное сопровождение.)
Голос куклы Маша « -Как вы мне помогли быстро, навели порядок. Ох, медведь голодный придет домой, чем его накормить?»
Учитель – дефектолог: - Поможем Маше. Хорошо.
– Да. (Ответы детей, при затруднении с помощью).
Упражнения с сенсорными мешочками с наполнителями, сидя за столами.
(Под музыкальное сопровождение песенки «Весёлый пирожок»).
Голос куклы Маши « - Молодцы ребята, Обед теперь готов. Дома мебель не расставлена. Мне нужна опять ваша помощь».
Учитель – дефектолог: - Поможем Маше. Хорошо.
– Да. (Ответы детей, при затруднении с помощью).
Актуализация необходимых знаний (сопровождается просмотром изображением основных предметов мебели).
Учитель – дефектолог:
- Раз, два, три, четыре.
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А полку ставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули.
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом за столом.
Если кашу с молоком.
Дидактическое задание «Разрезные картинки с изображением мебели».
(Дети выполняют задание, сидя за столами. Собирают разрезные картинки с изображением мебели из 2-х, 3-х частей). Саша собирает в домик предметы мебели.
Саше предлагается дидактическая игра «Выбираем коврик для дома» индивидуально на развитие тактильности кистей рук и формировании осязательного праксиса (ткань разной текстуры и прочности).
Подведение итогов.
Учитель – дефектолог: - Дети, какие хорошие помощники. Вы собрали правильно? – Да. (Ответы детей). – Вы помогли Маше? – Да. (Ответы детей).
Голос куклы Маши « Спасибо вам. Вы настоящие помощники! Я возьму с собой пирожки в дорогу, угощу Мишку.» (Кукла Маша с пирожками уходит домой.)
Учитель – дефектолог: - А теперь мы встанет в круг, потому что мы дружные ребята.
(под музыкальное сопровождение из мультфильма «Маша и медведь» выполняют танец в парах. Звучит песня «Если утром дети улыбаются»).
Учитель – дефектолог: - Маша передала нам замечательные подарки для каждого. Я рада передать их, за помощь и доброту. (Учитель показывает эмоции радости, улыбку).
Дети прощаются с гостями.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
коррекционно – развивающего занятия
с обучающимися (воспитанниками) разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
«Путешествие в сказку: Маша и Медведь»
Подготовила и провела:
Учитель - дефектолог
Светлана Анатольевна Семенова
Санкт-Петербург
2025