Конспект открытого урока по предмету речь и альтернативная коммуникация 9 Б класс Тема: «Понимание слов обозначающих предмет: фрукты».
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Конспект открытого урока
по предмету
речь и альтернативная коммуникация
9 Б класс
Тема: «Понимание слов обозначающих предмет: фрукты».
Подготовила и провела: Артеменко Е.Н.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи: формировать умение понимать (называть, узнавать, показывать), слова, обозначающие предмет- фрукты: банан, груша, яблоко;
закреплять навыки техники глобального чтения в доступных пределах;
обогащение пассивного словарного запаса в рамках темы: «Фрукты»;
развивать зрительное восприятие, через работу с предметными картинками;
развивать экспрессивную речь, через повторение слов и фраз за учителем;
развивать слуховое внимание, через словесную инструкцию за учителем;
развивать подвижность речевого аппарата, через артикуляционную гимнастику;
развивать мышление, путем составления слова из букв по образцу;
развивать письменную речь (чтение) путем соотнесения картинок с фруктами и карточками со словами, карточек с одинаковыми словами.
Воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Ход урока
Ребята, как вы видите, к нам на урок пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
( Женя, Эдик здороваются, а Ваня, Лиза машут рукой).
Ребята, назовите имена учителей, которые пришли к нам на урок. (ребята называю имена педагогов)
А сейчас, давайте скажем нашим гостям, кто из детей присутствует на уроке.
( на доске вывешиваются фото присутствующих детей, под каждой фотографией напечатано имя ребенка. Ребятам предлагается назвать имя присутствующего ребенка и найти карточку с его именем и прикрепить рядом с фото.
Давайте сейчас улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и удачи на уроке.
Сейчас у нас будет урок «Речь и альтернативная коммуникация» и начинаем наш урок с артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика.
Мимические упражнения. (сладкое яблоко, кислый лимон, сладкий персик).
Передать эмоциональное состояние: яблоко свалилось на голову.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
Игровое упражнение «Жуём твёрдую грушу».
Упражнения для губ и щек.
Щечки – яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуем щечки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Упражнения для язычка.
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язычок с силой протискивается между зубами.
Язычок – листок прикрыл яблочка бочок.
Развитие речевого дыхания.
Упражнения с дыхательным тренажёром.
«Добрый ветерок». Ребёнок выбирает один из элементов, прикрепляет его самостоятельно. Придумываем игровую ситуацию, в которой нужно помочь персонажу достичь цели (дойти, долететь). Делаем глубокий вдох через нос, а затем сразу же произвести свободный, плавный выдох.
«Заборчик». Подуйте на закреплённый элемент напряжённо, сомкнув зубы. Губы при этом сложены трубочкой и направляют дыхание.
- Молодцы, ребята! Вот теперь вы готовы к уроку!
3. Подведение к теме урока.
Ребята, наши гости к нам пришли не с пустыми руками. А принесли нам сюрприз. ( сюрпризный момент «корзиночка»)
Вы хотите узнать, что там лежит? Давайте, посмотрим! ( Дети по очереди подходят к корзиночке, достают оттуда по одному фрукту, называют его, кладут на тарелочку и находят такой же фрукт на картинке и прикрепляют на доску). (В корзинке: банан, груша, яблоко).
- Ребята, как назвать одним словом все эти предмет? (фрукты).
Сегодня на уроке мы будем учиться понимать слова, которые обозначают предмет- фрукты. И будем продолжать знакомиться с техникой глобального чтения.
И на доске вывешивается слово «Фрукты».
4.Повторение изученного.
Работа с дидактическим материалом «Фрукты, овощи, ягоды».
- Ребята, посмотрите на доску. На доске карточка со словом «Фрукты». Найди и у себя такое слово, и прикрепите на полотно.
Сейчас я буду называть названия фруктов, а вы найди картинку, соответствующую этому названию и прикрепите у себя наборном полотне. (банан, груша, яблоко). (один ученик работает у доски).
Молодцы, ребята, справились с этим заданием!
А сейчас, нам надо подписать первую картинку. Что изображено на этой картинке? (банан) какого он цвета?
Под картинкой пунктиром написано слово «банан», надо обвести буквы и соотнести написанные буквы с карточкой слова «банан» и прикрепить под картинкой. Хором прочитать получившееся слово.
Молодцы, первую картинку подписали. Переходим ко второй картинке.
5. Новый материал.
Ребята, скажите, а как этот фрукт называется? (груша).
Какого она цвета?
Правильно!
Работа с дидактическим материалом «Буквы и слова».
Сейчас мы с вами будем учиться находить букв этого слова и накладывать их на образец. (из 10 букв выбрать нужные буквы и наложить их на образец)
Какое слово у нас получилось? (груша).
6. Физминутка.
Мы по саду пойдём, урожай соберем.
- Ребята, соберите урожай груш и яблок. (дети под музыку собирают урожай).
- Что мы с вами собирали в саду? (груши и яблоки, одним словом – урожай).
7. Дидактическая игра «Учимся читать по слогам».
- Ребята, выберите из предложенных карточек, где изображена груша.
Давайте вместе прочитаем название по слогам. А теперь, найдите эти слоги из предложенных слогов. У вас есть подсказка в виде цветного оформления. Цвета слогов на карточках и жетонах должны у вас совпасть.
Прочитаем еще раз это слово по слогам. Назовите это слово полностью.
Молодцы, справились и с этим заданием!
8. Работа в тетрадях.
А сейчас поработаем в тетрадях. Открываем тетради. Не забываем следить за осанкой.
Что за фрукт у вас наклеен в тетрадях? (груша)
Какого он цвета? (желтого)
Возьмите желтый карандаш и раскрасьте грушу. Раскрашиваем аккуратно, не выходим за контур.
Ниже, у вас пунктиром напечатано слово «груша». Возьмите ручку и обведите буквы.
Какое слово у вас получилось? (груша)
работа Жени Л.
Работа Вани З.
9. Закрепление.
Ребята, обратите внимание на доску. Давайте еще раз назовем названия фруктов, изображенных на картинках. (дети называют)
Картинку с бананом, мы подписали, давайте подпишем картинку с грушей.
Выберите нужную карточку со словом «груша» и прикрепите слово к картинке.
Молодцы, ребята! Вот у нас две картинки подписаны. Осталось подписать еще одну. Что на ней изображено? (яблоко).
На следующем уроке, мы с вами будем учиться составлять это слово из букв, слогов и потом подпишем эту картинку.
9. Итог урока.
-Ребята, какое слово мы с вами сегодня научились составлять по буквам? По слогам?
Какого цвета груша?
Как назвать одним словом – банан, груша, яблоко?
10. Оценивание.
Все ребята молодцы, хорошо работали на уроке. Были активные! Оценки получают …
Всем спасибо за урок!
Раздаточный материал, который можно заказать на ОзонDOCX / 11.32 Кб
Ивлиева Наталия Алексеевна
Артеменко Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Язенина Ольга Анатольевна