Конспект занятия по развитию речи в группе компенсирующего типа для детей 7-го года жизни с нарушениями речи "Чудеса, созданные руками мастеров"
Козаногина Любовь Юрьевна
учитель-логопед,
«Специалист первой категории»
ГКДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 370 Г.О Донецк» ДНР
Конспект занятие по развитию речи в группе компенсирующего типа для детей 7-го года жизни с нарушениями речи
«Чудеса, созданные руками мастеров».
Цель: Систематизация и обобщение знаний о народно-прикладном искусстве (вышивка, роспись посуды, лозоплетение), формирование целостного восприятие изучаемого материала. Активизация познавательной и речевой деятельности детей.
Коррекционно-обучающие задачи: Обучение повторению рассказа – описания вслед за взрослым, отгадывание загадок со зрительной опорой. Уточнение и расширение словаря по теме. Дать понятие о наиболее известных видах декоративно – прикладного искусства (вещи, материал, способы изготовления).
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие способностей детей различать самобытность и неповторимость рукотворных изделий, умение фантазировать, импровизировать предложенный образ. Совершенствовать моторику, двигательную активность.
Воспитательные задачи: Формирование уважительного отношения к работе народных мастеров. Уточнение представлений детей о том, что трудолюбие – положительное качество.
Оборудование. Несколько произведений декоративно – прикладного искусства (например, вышитый рушник, 1-2 предмета расписной посуды, сплетенная из лозы корзина).
Предварительная работа. Рассматривание альбомов про различные виды росписи (Хохлома, Гжель), вышитой подушки, посуды из глины с орнаментом, чтение стихотворений и рассказов об народных промыслах.
Ход игры-занятия:
1. Организационный момент. Приход куклы Маши.
Приветствие, рассматривание подарков (корзина, подушка, кувшин).
- Нравятся ли вам эти вещи? Почему?
- Как они выглядят? (Ответы детей).
Рассматривание подушки.
- Как приятно взять в руки вот такую мягкую и красивую подушку! Посмотрите на нее. Почему она такая замечательная? Чем она украшена? Что вышито на подушке? (Ответы детей).
- А создали эту красоту мастерица – вышивальщица вместе со своими «друзьями» - иглой и цветными нитками.
- Какими цветами выполнена вышивка на подушке? Что на ней вышито? (Ответы детей).
Рассматривание кувшина, корзины.
- Привлечь внимание и на расписную посуду.
- Чем любуемся мы, глядя на нее? Что нарисовал художник на этой посуде?
- А теперь взгляните на эту корзинку. Она выплетена из лозы, словно кружевная, красивая, еще и лаком покрыта, блестит, будто солнышко!
(Дети по просьбе учителя-логопеда рассказывают о своих впечатлениях от рассмотренных вещей).
- Все, это, дети, не просто полезные вещи, а настоящие произведения искусства! Можно поставить их или повесить в комнате как украшение, для создания особого уюта в доме!
(Дети по просьбе логопеда повторяют названия видов декоративно – прикладного искусства, с примерами которых они только что познакомились: вышивка, роспись, плетение).
2. Дидактическая игра «Это – изобразительное искусство». (Образование существительных от предложенных глаголов).
Вышивать – вышивка; плести – плетение; расписывать – роспись; рисовать – рисование; лепить – лепка; вырезать – резьба; конструировать – конструирование.
3. Подвижная игра «Пройди под платком».
Двое детей держат в поднятых вверх руках натянутый платок-шаль (один малыш держит платок за один конец, а другой за второй). Остальные дети становятся в пары и поочередно проходят под шалью. Когда все пары пройдут, игроки, держащие платок, опускают его ниже – на уровне своих плеч. Пары снова проходят под платком, наклонившись. Затем платок опускают еще ниже (руки опущены вниз). Игровое упражнение повторяют несколько раз.
4. Артикуляционное упражнение «Конь». Развитие артикуляционной моторики.
Пригласить детей к зеркалу, показать игрушечную лошадку (можно народную игрушку), послушать цоканья копыт.
Звонко цокают копытца,
Конь идет к реке напиться.
Хвост пушистый у коня,
Как косичка у меня.
- Посмотрите, как я изображаю цоканье копыт коня. Я присасываю язык к небу, а потом роняю язык, звонко щелкая. (Педагог демонстрирует упражнение).
- Попробуйте сделать упражнение вместе со мной. (Дети выполняют упражнение 3-4 раза. После каждого выполнения предложить отдохнуть и проглотить слюну).
5. Игра «Если ты умеешь…»
Предложить детям логически завершить предложение, подобрав нужные слова – однородные члены).
- Если ты умеешь вышивать, то можно вышить (подушку, рубашку, платочек, салфетку, скатерть…).
- если ты умеешь расписывать, то можно расписать (тарелку, кувшин, чашку, блюдце, блюдо, горшок, кружку…).
- Если ты умеешь плести из лозы, то можно сплести (лукошко, корзинку…).
- Если ты умеешь вязать на спицах, то можно связать (свитер, варежки, носки…).
- Если ты умеешь хорошо рисовать, то можно нарисовать (картину, портрет, природу, разные вещи…).
6. Творческая работа «Подушка».
Дети выкладывают узоры из природного материала, разрисовывают готовые бумажные квадратные формы.
7. Организация окончания занятия. Выставка детских работ. Обратить внимание на такое качество как трудолюбие.
Положительное оценивание деятельности каждого ребенка.