Метод «Пяти пальцев» как способ рефлексии в работе педагога по формированию личности учащихся
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
Чернобай Светлана Николаевна,
заместитель директора ГБОУ гимназия №11
Василеостровского района Санкт – Петербурга
Метод "Пяти пальцев" как способ рефлексии в работе педагога по формированию личности учащихся
Формирование личности учащихся является приоритетной задачей современной школы.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р) сказано, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
В ст.2 п.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся (…)».
Воспитание учащихся осуществляется педагогическими работниками в процессе учебно-воспитательной деятельности на всех уровнях обучения (начальное, основное, среднее) в урочное и внеурочное время.
В профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)" в описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, указаны необходимые характеристики педагога, а именно «соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики».
В соответствие с требованиями профессионального Стандарта у педагога должна быть сформирована гуманистическая позиция, позитивная направленность на педагогическую деятельность; общая культура, определяющая характер и стиль педагогической деятельности, влияющая на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность, эмоциональная устойчивость.
Особая роль в формировании личности обучающихся принадлежит классному руководителю, который, как сказано в «Примерной программе воспитания для образовательных организаций общего образования», должен «установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе».
В «Положении об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга» обращается внимание на обязанность классного руководителя «демонстрировать личным примером образец нравственного поведения, содействовать развитию у обучающихся устойчивых положительных представлений о культурном, историческом и духовном наследии Санкт-Петербурга».
Таким образом, и педагог, и классный руководитель должны быть всесторонне развитыми личностями, примерами для подражания, образцами нравственности. Вспоминаются слова великого ученого, правоведа, философа Абу Хамид Аль-Газали «Хорошие учителя создают хороших учеников».
Видный российский педагог П.Ф. Каптерев в начале XX века выделил объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности (Приложение 1).
Профессия учителя сочетает в себе профессиональные способности и личные качества педагога. Если о профессиональных качествах педагога хорошо известно, и они подтверждены дипломами, удостоверениями, сертификатами, то какие личные качества педагога считать «хорошими»? Конечно, общепринятые в обществе моральные и духовно-нравственные качества.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится, что «организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе нравственного примера педагога (…)».
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Как можно проанализировать педагогу, классному руководителю уровень развития своих «хороших», то есть духовно-нравственных качеств, которые буду способствовать формированию личности учащихся? Существует много методик и приемов самоанализа разных сторон личностных качеств и качества деятельности человека. Одной из них является психологический метод рефлексии «Пять пальцев».
Метод «Пять пальцев» был предложен немецким специалистом по тайм-менеджменту Лотаром Зайвертом. По его первоначальному замыслу эта технология предназначалась для быстрого подведения итогов дня. Но вскоре стало понятно, что метод, предложенный Л. Зайвертом, может иметь более широкое применение. На сегодняшний день метод применяется в психологии, тайм – менеджменте, при решении конфликтных ситуаций, организации проектной деятельности.
Мы предлагаем посмотреть на метод «Пяти пальцев» с точки зрения его применения в педагогической практике. Данная методика может быть использована как для рефлексии самого педагога, так и для планирования его деятельности по работе с классом. Также метод может применяться для организации и анализа учебно-воспитательной деятельности всего образовательного учреждения. В статье мы рассмотрим использование метода «Пяти пальцев» для анализа деятельности педагога.
Данная методика позволит педагогу обобщить опыт своей деятельности по развитию духовно – нравственных качеств, выявить сильные и слабые стороны, спланировать работу по исправлению ошибок.
Педагог сможет:
- определить духовно-нравственные направления развития личности учащихся;
- проанализировать свою деятельность как пример для нравственного развития учащихся;
- выявить возможности семьи для всестороннего развития личности ребенка.
Суть метода «Пяти пальцев» заключается в следующем:
- оценить, как деятельность педагога по личностному развитию может повлиять на формирование духовно-нравственных качеств учащихся и направления семейного воспитания;
- увидеть единый вектор развития педагога и учащихся; осознать взаимное влияние личности учителя и учащихся, которые находятся в постоянном взаимодействии.
Кононов А.Н. в своей статье «Влияние личности учителя на процесс формирования личности ученика, трудности и задачи взаимодействия» пишет: «Учитель, преподавая свои знания или обучая детей овладевать ими самостоятельно, одновременно с этим своей личностью воздействует на учеников, сидящих в классе. (…) Именно поэтому работать учителем может только высоконравственный человек, умеющий контролировать и управлять своим психоэмоциональным состоянием, способный в ряде случаев стать для ребенка ориентиром в будущей самостоятельной, взрослой жизни».
Рефлексия по методу «Пяти пальцев» состоит из пяти этапов, направленных на разные сферы деятельности:
- интеллект;
- достижение целей;
- эмоции, чувства;
- взаимодействие с другими людьми;
- здоровье и самочувствие.
Каждая из перечисленных сфер логически вписывается в пять направлений воспитательной работы:
- духовно-нравственное направление – эмоции, чувства;
- социальное направление – взаимодействие с другими людьми;
- общеинтеллектуальное и общекультурное направления – интеллект, достижение целей;
- спортивно-оздоровительное – здоровье и безопасность.
Чтобы легче было запомнить этапы, в методе используется простая мнемотехника: каждый этап соответствует своему пальцу на руке (Приложение 2):
- мизинец – мысли (интеллект);
- безымянный – близость цели (достижение цели);
- средний – состояние духа (эмоции, чувства);
- указательный – услуга (взаимодействие с другими людьми);
- большой – бодрость (здоровье и безопасность).
При использовании метода «Пяти пальцев» для анализа собственной деятельности по развитию личности педагог может задать себе вопросы, ответы на которые послужат инструментом для дальнейшего саморазвития:
1. Что нового я сегодня узнал, какие знания приобрел, в чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? (Мысли\интеллект).
2. Что я сегодня сделал и чего достиг? (Близость цели\достижение цели).
3. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? (Состояние духа\эмоции, чувства).
4. Чем я сегодня помог другим? Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими? (Услуга\взаимодействие с другими людьми).
5. Что я сегодня сделал для моего здоровья, поддержания и восстановления моих физических и душевных сил? (Бодрость\Здоровье и безопасность).
Как необходимо педагогу организовать свою деятельность для повышения духовно-нравственного уровня и развития личностных качеств? Для этого предлагаем воспользоваться методом «Пяти пальцев» (Приложение 3).
Для интеллектуального развития педагог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, обучаясь на курсах повышения квалификации, участвуя в семинарах, конференциях, проводя мастер-классы, «открытые» мероприятия, участвуя в конкурсном движении, др. (мысли\интеллект).
Личностный и профессиональный рост педагога возможен лишь при его умении ставить конкретные цели и планировать шаги по их достижению. Только так можно совершенствовать профессионально-личностные качества и навыки и добиваться саморазвития и самосовершенствования (близость цели\достижение цели).
Положительное эмоциональное общение в профессиональной деятельности возможно в случае, когда у педагога сформированы личные (ответственность, порядочность, пунктуальность, отзывчивость и др.) и социальные (гражданственность, патриотизм, нравственность) качества (состояние духа\эмоции, чувства).
Одна из главных качеств учителя – неравнодушие. Он не может быть равнодушным к своим ученикам и их родителям, быть безучастным к просьбам коллег и близких. Педагог не может безответственно относиться к своей семье, домашним питомцам, всему тому, что его окружает. Благотворительность и волонтёрство прочно вошли в жизнь большинства классных руководителей и педагогов (услуга\взаимодействие с другими людьми).
Занятия спортом, физическая активность, правильное питание являются основой здорового образа жизни и психологической устойчивости, а наличие увлечений и хобби делает жизнь ярче, а самого педагога - более интересным для учащихся и коллег (бодрость\здоровье и безопасность).
Проводя таким образом самоанализ, педагог сможет понять, над развитием каких качеств личности надо работать и какие виды деятельности для этого осуществлять.
Думаю, что всесторонняя наполненность жизни педагога будет являться профилактикой профессионального выгорания. Педагогов с «синдромом эмоционального выгорания» отличает негативное отношение к коллегам, раздражительность к детям, снижение профессиональных достижений, тревожность и пессимизм. Учитель с подобными отрицательными чертами не может воспитать высоконравственную личность ребенка, так как сам не будет являться образцом для своих учеников. Нравоучительные слова учителя будут расходится с его делами и поступками. Прав был древнеримский политик и писатель Марк Порций Катон Старший, когда говорил, что «тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом». Формируя личность ребенка, учитель и сам должен наполнять свою жизнь деятельностью, способствующую не профессиональному выгоранию, а духовно-нравственному росту. Если педагог не может самостоятельно справиться с проблемами личностного развития, то рекомендуется обратиться к психологу за индивидуальной психотерапией или коллегам за помощью в формате «из опыта работы».
Для формирования личности учащихся у педагога, помимо личного примера, имеется разнообразный инструментарий в виде различных педагогических технологий, методов, приемов, владение которыми составляет профессиональную компетентность учителя. Педагог должен использовать все возможности образовательного учреждения для организации воспитательной работы по формированию всесторонне развитой личности и развитию у учащихся сфер деятельности по методу «Пяти пальцев» (Приложение 4).
Образовательно - воспитательные возможности урочной, внеурочной, кружковой деятельности, а также конкурсного и олимпиадного движения, способствуют повышению уровня интеллектуального развития учащихся, формирования новых умений и навыков (мысли\интеллект).
Участие в проектно-исследовательской деятельности, применение в образовании коучинг – технологий, совершенствование системы профориентационной работы учат ребят ставить цели и определять способы их достижения. Важную роль играет и развитие ученического самоуправления, которое действует через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел (близость цели\достижение цели).
Воспитательные мероприятия, в том числе с привлечением социальных партнеров образовательного учреждения, проводимые в соответствии с планом воспитательной работы, создают условия для формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности учащихся (состояние духа\эмоции, чувства).
В соответствии с «Примерной программой воспитания для образовательных организаций общего образования» во всех школах созданы детские общественные объединения, в том числе волонтёрские и добровольческие отряды, которые действуют через «организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других» (услуга\взаимодействие с другими людьми ).
Деятельность социально-психологической службы, службы сопровождения, использование здоровьесберегающих технологий в обучении, проведение физкультурных минуток, динамических перемен, уроков физической культуры и ОБЖ, спортивных кружков и секций направлены на формирование у учащихся здорового образа жизни и навыков безопасного и законопослушного поведения (бодрость/здоровье и безопасность).
Таким образом, можно сказать, что в школах созданы все условия для всестороннего развития личности учащихся в соответствии с направлениями воспитательной работы и вписывающихся в методику анализа сфер деятельности по методу рефлексии «Пять пальцев».
Основные результаты воспитания, соответствующие направлениям развития личности, отражаются в «Портрете выпускника школы». Личностные характеристики выпускника («портрет выпускника») вписываются в систему «Пяти пальцев» на всех уровнях обучения (Приложение 5).
Роль педагога, классного руководителя в формировании личности учащихся очень велика. От того, каким будет сам педагог, зависит, какими людьми вырастут его ученики. «Отец педагогики» Я.А. Коменский еще в XVII веке писал, что педагог должен быть для своих учеников не только источником новых знаний, но и образцом для поведения.
Формируя собственную личность через анализ своей деятельности, педагог с одной стороны сам становится образцом нравственности для своих учеников, а с другой стороны – осознанно проводит воспитательную работу по созданию условий для формирования личности учащихся.
В данной статье был рассмотрен метод «Пяти пальцев» как один из множества способов для анализа деятельности учителя по развитию своих личностных качеств и их влиянию на воспитание учащихся. Новизна предложенной идеи заключается в том, что метод психологической рефлексии «Пять пальцев» был впервые применен к учебно-воспитательному процессу. В педагогической литературе не была найдена информация об использовании методики при анализе работы учителя и системы воспитательной деятельности школы. Исходя из того, что метод «Пяти пальцев» применим для анализа деятельности всех участников образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители) и самой образовательной организации, можно говорить о его универсальном использовании при планировании и мониторинге учебно-воспитательного процесса.
Источники информации:
1. Федеральный закона от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации»
2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”
4. Распоряжение от 16 июля 2019 года N 2086-р «Об утверждении Положения об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга»
5. Примерная программа воспитания для образовательных организаций общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" https://base.garant.ru/70535556/
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf
9. Екатерина Бондаренко. Метод пяти пальцев. Рефлексия для педагогов. https://www.maam.ru/detskijsad/metod-pjati-palcev.html
10. Светлана Иванова. Профилактика профессионального выгорания https://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-profesionalnogo-vygoranija-pedagoga.html
11. Профилактика профессионального выгорания у педагогов. Серия «На пути к эффективной школе»: Методическое пособие. Департамент образования Вологодской области: Вологодский институт развития образования. Вологда2018
12. Анастасия Барбачик. Роль личности учителя в формировании духовно-нравственной личности https://www.maam.ru/detskijsad/rol-lichnosti-uchitelja-v-formirovani-duhovno-nravstvenoi-lichnosti.html
13. Кононов, А.Н. Влияние личности учителя на процесс формирования личности ученика, трудности и задачи взаимодействия / А.Н. Кононов // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — 2017. — с. 95–96.
14. Дивногорцева Светлана Юрьевна. Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений в 2 частях, ч.1 Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2021 https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2258
Факторы педагогической деятельности по П.Ф. Каптереву
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Метод «Пять пальцев»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анализ деятельности участников образовательного процесса
по формированию духовно-нравственных качеств по методу «Пять пальцев»
Название пальцев | Значение в психологии\ педагогике | Значение в учебно-воспитательном процессе | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся | Деятельность семьи |
М Мизинец | Мысли\ интеллект | Обучение, образование, повышение профессионального уровня, проектно-исследовательская деятельность и др. | Повышение профессионального уровня: обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, конференциях, проведение мастер-классов, открытых мероприятий, участие в конкурсном движении, др. Качественная подготовка и проведение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий. Повышение цифровой компетентности. | Стремление к получению знаний, хороших отметок; участие в проектно-исследовательской деятельности, конкурсах и олимпиадах. Посещение учреждений дополнительного образования. | Помощь в организации и контроле учебной деятельности, обеспечение дополнительных занятий, совместная проектно-исследовательская деятельность, посещение учреждений культуры, экскурсии и др. |
Б Безымянный | Близость цели\ Достижение цели | Постановка, планирование и достижение целей (близких, дальних). | Постановка и достижение личных и профессиональных целей. | Умение ставить цели (личностные, образовательные, др.), формировать задачи для их достижения, совмещать личные цели и цели коллектива. | Совместное планирование бюджета семьи, летнего отдыха, проведения выходных дней, совместных мероприятий с ОУ. |
С Средний | Состояние духа\ Эмоции, чувства | Формирование духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств. | Профессионализм, ответственность, гуманизм, пунктуальность, самообразование. | Честность, трудолюбие, целеустремленность, креативность, командный дух, взаимопомощь. | Гражданская идентичность, историческая память, приверженность общечеловеческим ценностям. |
У Указательный | Услуга\ Взаимодействие с другими людьми | Оказание помощи, взаимовыручка, благотворительность, волонтерство. | Неравнодушное отношение к учащимся и родителям, оказание помощи коллегам; забота о близких; участие в волонтерской и благотворительной деятельности. | Оказание помощи одноклассникам, педагогам, родителям; выполнение домашних обязанностей, забота о младших членах семьи, домашних питомцах. | Забота о пожилых членах семьи, помощь нуждающимся, участие в благотворительных акциях. |
Б Большой | Бодрость/ Здоровье и безопасность | Формирование здорового образа жизни и навыков безопасного и законопослушного поведения. | Ведет здоровый образ жизни, не имеет зависимого поведения, соблюдает правила безопасного поведения, ведет активный образ жизни, имеет хобби, увлечения, занимается спортом. | Соблюдают режим дня, увлекаются спортом, проводят время на свежем воздухе, получают горячее питание в ОУ, соблюдают правила безопасного поведения, в том числе на дорогах, не совершают противоправных действий. | Правильный рацион питания, активное проведение свободного времени, занятие физической культурой и спортом, прогулки на природе, походы, экскурсии, здоровый образ жизни. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анализ возможностей образовательных учреждений в формировании личностных качеств, учащихся по методу «Пять пальцев»
Название пальцев | Значение в психологии\педагогике | Возможности ОУ в формировании личностных качеств | Возможности ГБОУ гимназия №11 В.О. района Санкт - Петербурга |
М Мизинец | Мысли\ Интеллект | Возможности урочной, внеурочной, кружковой деятельности. Конкурсное, олимпиадное движение. | - Отделение дополнительного образования детей - 16 секций: Туристско-краеведческая направленность – 1 секция Физкультурно-спортивная направленность – 9 секций Социально-педагогическая направленность – 3 секции Художественная направленность – 3 секции - Программы внеурочной деятельности – 49 программ: 1-4 классы – 21; 5-9 классы – 17; 10-11 классы – 11 - Всероссийская олимпиада школьников - Международные конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Гелиантус». |
Б Безымянный | Близость цели\ Достижение цели | Участие в проектно-исследовательской деятельности. Применение коучинг – технологий. Совершенствование системы профориентационной работы. Развитие ученического самоуправления. | - Научно-практическая конференция «Гимназические чтения»; - Проект «Молодые исследователи» (состоит из Всероссийской научно-практической конференции старшеклассников «Молодые исследователи», обучающего очного и дистанционного модуля «Школа молодого исследователя»); - Проект «Мастерская слова» (включает в себя литературный конкурс «Каждый пишет, как он слышит...» с обучающим очным и дистанционным модулем «Мастерская слова» по номинациям конкурса, а также социальную акцию «Читать - это модно»); - Проект «English communicational workshop» (включает в себя разговорный клуб «Let’s Speak English», образовательные практико-ориентированные курсы «Гиды-переводчики», «Мастерская читателя», «Тravelers club» на английском языке); - Профориентационный курс «Шаг в будущее»; - Всероссийский проект «Билет в будущее»; - Всероссийский проект «Проектория» (профессиональные пробы); - Всероссийский проект «Открытые уроки» федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»; - Профориентационный конкурс «Успешный выпускник» НИИ ВШЭ; - Профориентационный конкурс «Компас жизни» НИИ ВШЭ; - Ученический совет гимназии; - Совет старшеклассников; - Старостат. |
С Средний | Состояние духа\ Эмоции, чувства | Воспитательные мероприятия духовно-нравственного и гражданско-патриотического направления по Плану ВР. | - Программа воспитательной работы гимназии, классов; - Международный проект «English communicational workshop»; - Программа сотрудничества с социальными партнерами; - Положение и план проведения единых классных часов; - Положение и план проведения единых музейных дней. |
У Указательный | Услуга\ Взаимодействие с другими людьми | Детские общественные объединения. Волонтёрские и добровольческие отряды. | - Детское общественное объединение «Нева» (Союз юных петербуржцев); - Дружина юных пожарных «Спасатели»; - Клуб юных инспекторов движения; - Волонтерский отряд «Мы вместе»; - Клуб юных друзей правопорядка; - Школа юного медиатора; - Российское движение школьников; - Родительский патруль. |
Б Большой | Бодрость/ Здоровье и безопасность | Деятельность социально-психологической службы, службы сопровождения. Использование здоровьесберегающих технологий в обучении. Проведение физкультурных минуток, динамических перемен. Посещение уроков физической культуры и ОБЖ, спортивных кружков и секций. | - Социально-психологическая служба; - Совет профилактики; - Психолого-педагогический консилиум; - Логопедический пункт; - Физкультурные минутки; - Динамические перемены (настольный теннис); - Коррекционно – развивающие программы: «Азбука психологии», «Развитие познавательной сферы младших школьников», «Коррекция страхов, тревожности и агрессии у детей», «Путь взросления», «Я и другие»; - Отделение дополнительного образования детей: секции туристско-краеведческой направленности – 1; физкультурно-спортивной направленности – 9. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Личностные характеристики выпускника («портрет выпускника») в системе «Пять пальцев»
Метод «Пять пальцев» | «Портрет выпускника» в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом | ||
Начальное образование | Основной школы | Средней школы | |
Мысли\ интеллект | -любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; -владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. | -активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; -умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. | -креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; - владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность. |
Близость цели\ достижение цели | -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. | -ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. | - готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; -мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; -подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества. |
Состояние духа\ эмоции, чувства | -любящий свой народ, свой край и свою Родину; -уважающий и принимающий ценности семьи и общества. | -любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; -осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. | - любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; -осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества. |
Услуга\ Взаимодействие с другими людьми | -доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. | -социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; -уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. | -осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством; -уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. |
Бодрость/ Здоровье и безопасность | -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. | - осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды | -осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. |
Фоминова Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Сорокина Светлана Валерьевна