МИНИ-ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА

Пояснительная записка | ||
1 | Автор | Полянская Оксана Николаевна |
2 | Должность | Заместитель директора, учитель английского языка |
3 | Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
4 | Преподаваемый предмет | Английский язык |
5 | Название образовательной организации | ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 78 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГБОУ «ШКОЛА № 78 Г.О.ДОНЕЦК») |
6 | Вид ресурса | Программы |
7 | Тип ресурса | Программа воспитательной работы |
8 | Название ресурса | МИНИ-ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА |
9 | Целевая аудитория | Все учителя |
10 | Цель | Формирование информационной культуры у обучающихся через образовательные модули, направленные на осознание сущности кибербуллинга, развитие критического мышления в отношении цифрового контента и создание безопасной среды для онлайн-общения. |
11 | Задачи |
|
МИНИ-ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА
Название проекта:
«Безопасное пространство в интернете: формирование информационной культуры и профилактика кибербуллинга»
- Инновационность и уникальность
Проект объединяет современные методы обучения, включая интерактивные вебинары, игровые формы и использование платформ для совместной работы, с целью формировать у учащихся навыки безопасного и ответственного поведения в цифровом пространстве. Использование технологий блокчейн для создания защищенного пространства для анонимного обсуждения проблем и обмена информацией о кибербуллинге делает проект уникальным.
- Цель проекта
Формирование информационной культуры у обучающихся через образовательные модули, направленные на осознание сущности кибербуллинга, развитие критического мышления в отношении цифрового контента и создание безопасной среды для онлайн-общения.
3. Задачи проекта
1. Провести серию вебинаров по темам:
- Основы интернет-безопасности;
- Кибербуллинг: признаки и последствия;
- Правила безопасного общения в сети.
2. Разработать интерактивную платформу для школьников, где они смогут обсуждать проблемы кибербуллинга и получать советы анонимно.
3. Организовать конкурс на лучший видеоролик/графический проект о кибербуллинге и его профилактике.
4. Провести опросы для оценивания уровня осведомленности учеников о кибербуллинге до и после реализации проекта.
4. Конкретный результат
Количественные результаты:
- Проведение не менее 5 вебинаров, к которым смогут подключиться минимум 200 учащихся.
- Создание платформы с не менее чем 100 активными участниками в первый месяц после запуска.
- Организация конкурса, в ходе которого будет представлено не менее 20 работ.
Качественные результаты:
- Увеличение уровня осведомленности и снижения случаев кибербуллинга на 30% по результатам анкетирования до и после проекта.
- Повышение уровня информационной культуры обучающихся, что будет оценено через анкетирование с опросами по ключевым аспектам курса.
5. Наличие ресурсов для реализации
Человеческие ресурсы:
- Педагоги-организаторы и специалисты по кибербезопасности для проведения вебинаров.
- Дизайнеры и программисты для создания интерактивной платформы.
- Специалисты по психологии для разработки материалов на тему кибербуллинга.
Материально-технические ресурсы:
- Платформа для вебинаров (Zoom, Сферум, Телемост).
- Веб-сайт для размещения образовательных материалов и интерактивной платформы.
- Реклама конкурса через социальные сети и школьные каналы.
Финансовые ресурсы:
- Бюджет на организацию конкурсов и награды (грамоты, призы).
- Средства на рекламу вебинаров и платформы.
6. Ограничение сроков
Проект реализуется в течение 6 месяцев:
Этап 1 (1 месяц):
- Подготовка и организация образовательных материалов, сбор команды.
Этап 2 (2-3 месяц):
- Проведение вебинаров и запуск интерактивной платформы.
Этап 3 (4 месяц):
- Организация и проведение конкурса.
Этап 4 (5-6 месяц):
- Оценка результатов проекта, анализ данных, подготовка отчета и рекомендаций.
7. Итоги формирования информационной культуры обучающихся
Должен знать
- критически относиться к информации, распространяемой в интернете и других электронных средствах массовой коммуникации;
- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для себя информацию от безопасной;
- избегать навязывания информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
- распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
- распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
- анализировать степень достоверности информации и подлинность её источников;
- применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для себя информации и контактов в сетях;
- правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей.
Должен понимать
- значение культуры безопасного поведения в интернете.;
- угрозы в современном информационном пространстве;
- методы защиты от нежелательной информации;
- стратегии и методы реагирования на кибербуллинг;
- важность осознанного отношения к своему поведению в сети.
Должен уметь
- распознавать кибербуллинг;
- реагировать на попытки кибербуллинга;
- правильно вести себя в интернете;
- использовать только проверенные информационные ресурсы;
- быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в интернете.
Заключение
Проект «Безопасное пространство в интернет» призван не только повысить уровень информационной культуры обучающихся, но и создать среду, в которой кибербуллинг будет активно предотвращаться. С помощью современного подхода, который включает инновационные технологии и активное вовлечение учащихся, можно добиться значительных результатов в обучении и воспитании ответственных пользователей цифровых технологий.
Список использованных источников
- Баймуратова Л. Р. и др. «Цифровая грамотность для экономики будущего». М.: Издательство НАФИ, 2018.
- Гендина Н. И. «Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы» // «Открытое образование». 2007. №5. С. 58–69.
- Гендина Н. И., Косолапова Е. В. «Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 5–7-х классов общеобразовательных организаций». М.: РШБА, 2017.
- Гиляревский Р. С. «Информационная культура в высшей школе» // «Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы». 2007. №1. С. 18–22.
- Городнова А. А. «Развитие информационного общества: Учебник и практикум». М.: Юрайт, 2019.
- Соколов А. В. «Информационное общество в виртуальной и социальной реальности». СПб.: Алетейя, 2012.
- Скворцов Л. В. «Информационная культура и цельное знание». М.: МБА, 2011.
