Нестандартные домашние задания по математике и физике
Необычные домашние задания.
Замечательная тема конкурса, люблю делать такие домашние задания и даже получаю за это тумаки от руководителей школы иногда, когда слишком увлекаюсь. Итак, какие же нестандартные задания помогают нам изучать математику? Пойдём календарным путём. 6 класс. Тема «Координаты на плоскости». Здесь домашние задания состоят из четырёх частей:
1.Даётся набор координат, по ним надо построить изображение на координатной плоскости. Я работаю в сельской школе, детей в классах немного и есть возможность проделывать такие штуки – давать задания, отличающиеся только в одном небольшом участке рисунка – страховка от списывания. Картинки отличаются минимально, отличие спрятано в середине текста, в остальном всё одинаково. Другой вариант – сдвиг одинаковой картинки на несколько единиц вправо-влево, вверх-вниз.
2. На дом задаётся обратная ситуация - нарисовать картинку на координатной плоскости и записать последовательность координат. Картинка остаётся у них, её никто не видит, запись координат они предъявляют как домашнее задание.
3. Учащиеся выбирают, кому они зададут в качестве домашнего задания свою картинку, выдают запись координат, и на следующем уроке проверяют работу, сравнивая свою картинку с картинкой получившего домашнее задание, и выставляют оценки. Тут я разрешаю им ставить оценку в дневник и самим за неё расписаться, с пометкой, понятно, что за Д.З.
4. Построить картинку и записать координаты на плоскости с разными масштабными единицами по оси Х и У. Это важное задание, ученики должны понимать, что масштаб – произвольная характеристика, и уметь этим пользоваться.
Понимаю, что в некоторых программах это материал 5 класса, но домашнее задание от этого не меняется же, ага?
Следующим номером нашей программы – окружность. Немножко рассказали о ней в 6 классе, познакомились с циркулем, но уроков там мало на эту тему, и вот – 8 класс. Задачи, рабочие тетради, в которых всё уже начерчено, а ещё есть черчение, в большинстве школ сокращенное до одного года изучения. Если нет навыков, то работа циркулем становится для детей непростой задачей. А нынешним детям мышка компьютерная ближе, чем карандаш и бумага, меньше пишут, рисуют, чертят, даже в школе (не люблю рабочие тетради). И хорошей подмогой тут становится следующее домашнее задание:
1. нарисовать любую картинку только с помощью циркуля. Всё. Никаких объяснений, уточнений, комментариев, примеров - сделать рисунок только с помощью циркуля. Остальное на усмотрение ученика- узоры, фигурки, пейзажи, на что способна его фантазия. Чаще всего встречаются снеговики, неваляшки, чебурашки, червячки, но иногда попадаются и шедевры- например, одна девочка сделала поверхность моря(волны) и облака, и всё только циркулем. Рисунки оцениваю и отдаю детям, поэтому тут картинок не будет.
2.Следующее домашнее задание – начертить все возможные случаи взаимного расположения двух окружностей. Тоже минимальное количество пояснений – для раскрытия творческого потенциала хорошее задание. Правильный ответ – шесть чертежей. Нет общих точек у окружностей внешним образом, нет общих точек и одна окружность внутри другой, одна общая точка – внешнее касание, одна общая точка – внутреннее касание, две общих точки, и вариант, который чаще всего пропускают – совпадающие окружности. На следующем уроки чертежи анализируются, выясняются существенные признаки взаимного расположения, оцениваются предложенные варианты. Например, обсуждаем, почему концентрические окружности и смещённые окружности без общих точек «одна внутри другой» мы будем считать одним вариантом.
3.Последнее нестандартное домашнее задание по этой теме – изобразить только с помощью циркуля различные геометрические узоры. Снова никаких ограничений, чем необычнее, тем ценнее.
Домашние задания при решении текстовых задач. В некоторых программах эта тема разработана хорошо, например, у Мордковича, а в других программах можно в качестве нестандартного домашнего задания поручить составить задачи на решение уравнений; составить задачу с заданным ответом (например, задачу на движение по реке, и скорость катера должна быть равна 10 км/ч. ); составить задачу, у которой один из ответов не походит по условию задачи (например, площадь прямоугольника 18 м2 и одна сторона на 3 м больше другой. Ответ х=3 подходит. Но в уравнении получается второй корень х=-6, а он не подходит по условию задачи).
И ещё одна тема, которую я очень люблю. Она из физики, но уж так получилось. Она мне очень нравится именно своей необычностью, и тут уж картинки есть…. Итак, в 7 классе проходим тему «Архимедова сила. Условие плавания тел. Воздухоплавание.». И перед изучением темы «Воздухоплавание» получают дети задание – написать рассказ о том, как они летали на воздушном шаре. И никаких снова уточнений, комментариев, примеров, пояснений – напиши, как ты летал на воздушном шаре. Как приятно потом слушать рассказы о том, что им приснился этот полёт, или это был подарок на день рождения, ну там уж фантазия работает у детей от души. Каждый читает вслух свои произведения, все получают пятёрки только за сам факт наличия такого сочинения, и плюсом ещё пятёрку получают работы, понравившиеся классу. Потом я прошу детей об этом задании никому не рассказывать из младших классов, чтобы им тоже было интересно, я тоже их работы нигде не показываю. И вот уже восемь лет это работает!
Кто-то прибавляет к тексту картинку.
Кто-то просто пишет текст.
А кто-то включает фантазию на максимум и творит вот такую работу.!
Учитель математики и физики Олейников О. В.
Елена
владимирович
Ватолина Светлана Анатольевна
владимирович
владимирович
Горбачёва Марина Юрьевна
владимирович
Спицына Любовь Ивановна
владимирович
Тахтаракова Валентина Анатольевна
владимирович
Латышева Надежда Леонидовна
владимирович
Горбачёва Марина Юрьевна
владимирович
Тахтаракова Валентина Анатольевна
владимирович
Ивлиева Наталия Алексеевна
владимирович