Перспективный план работы «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
Перспективный план работы
«Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
Цель программы: психологическое сопровождение ребёнка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи программы:
развитие эмоционально - волевой, речевой, личностной сфер;
развитие произвольности поведения;
снижение уровня тревожных переживаний;
развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
обращение к эмоциональной сфере ребёнка, обучения навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;
поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребёнка.
Методы реализации программы: игра, беседа, рисуночный метод, методики эмоционального расслабления, наблюдение.
№ П/П | Тема | Цель занятия | Наименование форм работы | Недели | ||
1 | Занятие 1 Занятие 2 | Диагностика компонентов психологической готовности к школе | Тест школьной зрелости Керна Йирасека | 1 неделя сентября, 2 неделя сентября | ||
1 блок «Знакомьтесь – это я!» | Расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование познавательных процессов | 4 | ||||
2 | Занятие 3
| Снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу | Приветствие-улыбка Рассказ про себя Отдых на берегу Доброе пожелание | 3 неделя сентября | ||
3 | Занятие 4 | Тренинг мышечного расслабления | В подарок – хорошее настроение! Оживи круг Подвижная минутка Невесомость | 4 неделя сентября | ||
4 | Занятие 5 | Развитие речи, создание благоприятного психологического климата | Цветок Волшебная планета Да и нет Возьмемся за руки | 1 неделя октября | ||
5 | Занятие 6 | Развитие речи, создание благоприятного психологического климата | Цветочное имя Игра с песком Сочиняем сказку Бабочки
| 2 неделя октября | ||
2 блок «Я – сам и Я- другие» | Развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми | 4 | ||||
6 | Занятие 7 | Развитие наблюдательности, памяти; снятие психоэмоционального напряжения | Солнечный лучик Необычный рассказ Подарок другу
| 3 неделя октября | ||
7 | Занятие 8
| Развитие коммуникативных навыков; развитие познавательных процессов | Мяч Добрый день Закончи предложение Радуга настроения
| 4 неделя октября | ||
8 | Занятие 9 | Формирование позитивной эмоциональной атмосферы | Нарисуй свою радость Шумелки Мир и Я
| 1 неделя ноября | ||
9
| Занятие 10 | Развитие внимания, снижение эмоционального напряжения | Я собираюсь на занятия Фестиваль фантазеров Выдумка
| 2 неделя ноября | ||
3 блок «То, что я чувствую»
| Формирование эмоциональной стабильности, коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников | 4 | ||||
10 | Занятие 11 | Развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям | Про веселого кота Общая радость Я радуюсь, когда…
| 3 неделя ноября | ||
11 | Занятие 12 | Развитие умения узнавать эмоцию злости по внешним проявлениям | Про кота-злюку Карусель Зеркала
| 4 неделя ноября | ||
12 | Занятие 13 | Развитие умения узнавать эмоцию грусти по внешним проявлениям | Пр кота –рёву Грустные шарики Чемодан | 1 неделя декабря | ||
13 | Занятие 14 | Формирование умения управлять своим поведением | Эмоциональная разминка Про кота-лентяя Сюрприз Солнышко и тучка | 2 неделя декабря | ||
4 блок «То, что меня окружает»
| Развитие познавательной сферы дошкольника (память, внимание, речь, восприятие, мышление), создание условий для становления внутренней позиции школьника | 4 | ||||
14 | Занятие 15 | Знакомство с системой приемов, позволяющих сдерживать эмоции | Письмо Ситуации Рисуем школьные правила | 3 неделя декабря | ||
15 | Занятие 16 | Развитие внимания, обогащение словарного запаса | Вода, земля, воздух! Дорисуй рисунок Котенок на солнышке | 4 неделя декабря | ||
16 | Занятие 17 | Развитие речи, логического мышления, фантазии | Цветной алфавит Говори наоборот! Про кота-друга Лесная школа | 1 неделя января | ||
17 | Занятие 18 | Речевое развитие дошкольников, развитие воображения | Градусник настроения Приметы зимы Зимний лес Ледышки и веснушки | 2 неделя января | ||
5 блок «Мои любимые занятия» | Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы, произвольности поведения, коррекция отклонений в познавательном развитии старших дошкольников | 4 | ||||
18 | Занятие 19 | Развитие мышления; развитие навыка распознавания собственного эмоционального состояния | Угадай предмет Про обидчивого кота Нарисуем обиду! Затейливый узор | 3 неделя января | ||
19 | Занятие 20 | Развитие мышления и слухового восприятия | Придумай слова Соедини точки Котята Автопортрет | 4 неделя января | ||
20 | Занятие 21 | Развитие речи и мыслительных процессов | Ухо-нос Четвертый – лишний Логические концовки Нарисуй с помощью фигур | 1 неделя февраля | ||
21 | Занятие 22 | Изучение уровня развития тонкой моторики | Я и не Я Ласковый дождик Таинственные дорожки Мозаика | 2 неделя февраля | ||
6 блок «Мы все разные, мы все удивительные» | Развитие коммуникативной сферы дошкольников, коррекция особенностей межличностных отношений со сверстниками, принятие правил взрослого | 4 | ||||
22 | Занятие 23 | Развитие координации, внимания, снижение эмоционального и двигательного напряжения | Идем в магазин Назови одним словом Мои положительные качества Назови противоположное
| 3 неделя февраля | ||
23 | Занятие 24 | Развитие взаимопонимания, эмпатии | Пересядьте все, кто… Телефончик Дорожки Волшебное письмо | 4 неделя февраля | ||
24 | Занятие 25 | Развитие мышления, речи; пространственных представлений | Кит или кот? Плящущие человечки Четвертый –лишний Узор из фигур | 1 неделя марта | ||
25 | Занятие 26 | Развитие самовыражения и самопринятия ребенка | Найди ошибки Волшебный лес Журавль Фигура | 2 неделя марта | ||
7 блок «Давайте жить дружно! | Социальное развитие личности дошкольника, освоение им разнообразных сфер | 3 | ||||
26 | Занятие 27 | Развитие внимания, памяти, произвольности поведения | Что исчезло? Весенние фантазии Корабли Что мы знаем друг о друге? | 3 неделя марта | ||
27 | Занятие 28 | Развитие внимания, произвольности поведения, мелкой моторики | Дотронься до цвета! Нарисуй по образцу Сказка про дружбу Правила дружбы
| 4 неделя марта | ||
28 | Занятие 29 | Снижение психоэмоционального напряжения | Волшебное превращение Смысловые ряды Совы и жаворонки Назови одним словом | 1 неделя апреля | ||
29 | Занятие 30 | Снижение психоэмоционального напряжения | Волшебное превращение Смысловые ряды Совы и жаворонки Назови одним словом | 2 неделя апреля | ||
8 блок «Смотрите, что я умею!» | Стимулирование познавательной, личностной, мотивационной и коммуникативной активности | 4 | ||||
30 | Занятие 31 | Развитие мышления и воображения | Наши встречи Путаницы Разминка Продли узор | 3 неделя апреля | ||
31 | Занятие 32 | Развитие произвольности, умения работать по образцу | Пальчики-мордашки Узоры Веточки Рассказ по картинкам | 4 неделя апреля | ||
32 | Занятие 33 | Развитие воображения, повышение мотивации к школьному обучению | Ответь на вопрос! Букет к 1 сентября Правила первоклассника Что мне нравится в себе и в тебе | 1 неделя мая | ||
33 | Занятие 34 | Диагностика | | 2 неделя мая | ||
34 | Занятие 35 | Повторная диагностика | Тест школьной зрелости Керна Йирасека | 3 неделя мая | ||
35 | Занятие 36 | Поддержка благоприятного климата в группе, обучение способам эффективного взаимодействия | Привет! Расскажи, чему ты научился? Лепестки Букет первоклассника | 4 неделя мая | ||
| Всего | | | 36 недель |