12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шульгина Валентина Валерьевна37

Технологическая карта урока



ФИО (полностью)

Шульгина Валентина Валерьевна

Место работы

Филиал МОУ «СОШ № 1 г. Карталы»- «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Должность

Учитель - дефектолог

Предмет

Природоведение

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Песок и его свойства

Предметная программа и её автор

В основу разработки коррекционно- разивающей программы учителя-дефектолога  положена «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. М.: «Просвещение», 2014 г.»

Цель и предполагаемый результат


Цель:

- Формировать у детей представление о том, что такое песок, какими свойствами он обладает;

Предметный:

- Принимать и сохранять учебные цели.

- Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- Умение выявлять сущность, особенности объектов;

- Умение на основе анализа объектов делать выводы;

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Метапредметный:

П

- Принимать и сохранять учебные цели.

-поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Р

 - Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.

- Умение самостоятельно регулировать работу.

- Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.


К

- Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.

- Слушать и включаться в диалог.

- Участвовать в групповом обсуждении вопроса.

- Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.

- Владеть монологической и диалогической речи.

- Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.


Личностный:

- установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.



Задачи


Образовательные:

- познакомить детей с составом и свойствами природного песка;

Коррекционно- развивающие:

- развивать исследовательские, творческие способности, познавательную активность, развивать фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Тип урока

Урок-эксперимент.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Учебная (проблемная) задача

Деятельность ученика, учителя

(приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы)

Средства

Результат

(Пр -предметный;

П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.)

1

2

3

4

Организационно – мотивационный блок

Выработка правил работы.


- Здравствуйте, ребята, вы конечно же заметили, что у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними (здороваются).

- Сегодня к нам в школу пришло письмо от верблюда. Пожалуйста, (имя ребенка), прочитай, что написано на конверте. (Ребенок зачитывает).

Это письмо для нас? Интересно, что же он нам пишет?

(Ребенок зачитывает письмо)

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой! (Ответы детей)


Я по нему весь день шагаю

И ничего о нём не знаю

О нём вы всё мне расскажите

Состав и свойства изучите


О мём нас просит верблюд?(рассказать, что такое песок). Мы ему поможем в этом?


И так, кто догадался, какая тема нашего урока?

Что же хочет рассказать нам Верблюд про песок с помощью этого послания? Сейчас мы с вами и узнаем.


- Верблюд живет в пустыне. А что же такое пустыня- Внимание на экран. (Показ видео про пустыню).

И так, ребята, что вы узнали из этого видео? Чем покрыта пустыня? (ответы детей).

- Правильно, пустыня-это много-много песка. А что такое песок? (предположения детей).

Давайте определим задачи нашего урока.

Для чего мы сегодня собрались?


- Нам поможет в этом плакат.

Первая наша задача- узнать что такое песок;

Вторая задача - изучить состав песка;

Следующая задача нашего урока- познакомиться со свойствами песка.

Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. А результаты наших открытий мы будем записывать в настоящий исследовательский журнал. Я буду заполнять его вместе с вами.

Для начала, оформим главную страницу нашего журнала, для этого нам понадобится картинка с песком. Возьмите клей-карандаш на ваших столах и приклейте картинку в середину листа. (наклеивание картинки).

Вводное слово учителя.

Письмо.


















Видеоматериал









Плакат












Журнал, картинка, клей-карандаш

Предметный:

Формирование и развитие мыслительных операций;

Метапредметный:

П

Принимать и сохранять учебные цели;

- Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Умение выявлять сущность, особенности объектов;


Р

Обучение приёмам планирования целенаправленности деятельности;

К-

Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.

Слушать и включаться в диалог.

Личностный:

установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

экологическое воспитания.

Информационно- аналитический блоки

Поиск и выделение необходимой информации.

Принятие и сохранение учебной цели.

Экспериментирование с песком.

Опыт 1.

И первое что мы исследуем - из чего состоит песок.

Рассмотрим песок на тарелках. Для этого нам понадобятся лупы. Ребята, придвиньте к себе поднос с тарелкой. Возьмём лупы и рассмотрим внимательнее: как выглядят песчинки? Какого они цвета? Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей) Вывод: песок состоит из песчинок.

Давайте откроем наш журнал и оформим первую статью, которая называется «Свойства песка». Вебирите такой цвет, которым бывает песок. Обведите правильный вариант в круг.

Ребята, а какого размера песчинки?(Маленькие)

Под цифрой 2 в специальной строке напишите слово МАЛЕНЬКИЕ.


- Как вы думаете, из чего появились песчинки? (предположения детей)

На камни воздействуют ветер и вода, в результате чего и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через лупу, мы видели много маленьких песчинок, они похожи на частички мелких камней.

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, они бывают разного цвета и имеют разную форму.

А мы переходим к следующей статье в нашем журнале, она называется «Как появляется песок». Сейчас я раздам вам 4 картинки, наклейте их в таком порядке, как образуются песчинки.

Подносы, тарелки с сухим песком, мерные ложка, лупы

















Презентация





Журнал






Песок, стакан, воронка, мерная ложка









Стаканы с сухим песком, ёмкости с водой





Физминутка




Стакан с сухим мокрым песком



Стакан с сухим мокрым песком

Весы


Журнал, карандаши







Тарелки с сухим песком, стаканы с мокрым песком, мерные ложки










Журнал

Предметный:

Формирование и развитие мыслительных операций;

Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

Формирование и развитие пространственной ориентировки;

Формирование сенсомоторных координаций.

Метапредметный:

П

Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты

Р

Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

Воспитание самостоятельности в работе;

Формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;

К-

Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.

Слушать и включаться в диалог.

Воспитывать чувство сотрудничества и умение работать в группе.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.


Личностный:

формирование элементарных сведений об окружающем мире: о неживой природе,

установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

экологическое воспитание бережного отношения к природе.

Опыт 2.

Для следующего опыта мне нужен помощник.

У нас на столе стакан с воронкой. Набери мерной ложкой песок и насыпь в воронку. Ребята, что происходит с песком? (предположения детей)

Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух. Они маленькие, легкие и не могут удержаться друг за друга. Значит сухой песок - сыпучий.

Опыт 3.

-А сейчас мы узнаем ещё об одном свойстве песка. Что будет, если мы нальем в сухой песок воды (наливаем). Ребята, посмотрите, я провожу эксперимент вместе с вами. Где вода? Что с ней произошло? (предположения детей) Она исчезла, впиталась.  Значит: песок впитывает воду.


А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Продолжаем работать.

Опыт 4.

Ребята как вы думаете, по цвету сухой песок отличается от мокрого? Демонстрация стаканов с сухим и мокрым песком.(предположения детей.)

Да, сухой песок – светлый, а мокрый – темный.


-  Как вы считаете, какой песок тяжелее: сухой или мокрый? А мы сейчас это и проверим. Мне нужны помощники. Дети взвешивают стаканы с мокрым и сухим песком на весах (предположения детей). Вывод: мокрый песок тяжелее сухого.

Ребята, в ваших журналах на последней странице изображены весы со стаканами мокрого и сухого песка. Как мы раскрасим стаканы, зная, что мокрый песок тяжелее сухого?(Ответы детей). Раскрашиваем стаканы.


Опыт 5.

Мы с вами узнали, что сухой песок сыпучий. Ещё раз удостоверимся в этом. Зачерпните ложкой сухой песок в тарелке. Проверьте: сыпется ли он? А мокрый песок может сыпаться? Как вы думаете? Давайте проверим. Зачерпните ложкой мокрый песок из стакана и высыпите его на тарелку. (пробуем высыпать мокрый песок). Не сыпется! Он падает. Зато из мокрого песка можно вылепить все, что захочется. Вспомните, когда вы были маленькими, играли в песочнице и лепили куличики из песка.

Пока песок мокрый, он держит форму. Ребята, не только дети любят играть в песок. Посмотрите, где ещё его применяют.( Показ слайдов).

Ребята, мы завершаем оформление нашего журнала, и последнее задание в нём- зачеркните те картинки, где песок не применяется.


Ваши журналы, с которыми вы работали на уроке, останутся вам на память и будут служить для вас памяткой. А мой журнал я предлагаю отправить ответным письмом верблюду, чтобы показать ему, какие знания о песке и его свойствах мы приобрели на нашем уроке.


Оценочно- рефлексивный блок


Вот теперь мы с вами понимаем, о чем хотел рассказать Верблюд. О таких разных и интересных свойствах песка.

Вспомним ещё раз, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.



Ребята, сейчас вы получите по 2 карточки. Если вам понравился сегодняшний урок- поднимите вверх карточку жёлтого цвета, если же вам урок не понравился- поднимите карточку коричневого цвета.

Наш урок окончен, спасибо за работу!

Плакат

Карточки двух цветов

Предметный:

Формирование и развитие мыслительных операций;

Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

Метапредметный:

П

развитие связной речи;

Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,

Р

Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

Воспитание самостоятельности в работе;

Формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;

К-

Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.

Слушать и включаться в диалог



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.